Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15154.htm.
Аннотация. В статье обосновывается эффективность музейных занятий, используемых учителем начальных классов во внеурочной деятельности с целью реализации общекультурного направления развития личности младших школьников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников// Концепт. –2015. –№ 05(май). –ART15154. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15154.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15154УДК 37.013.43

Пуйлова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, профессоркафедры педагогики начального обучения Таганрогского института имени А. П. Чехова(филиала) ФГБОУ ВПО ©Ростовский государственный экономический университетª, г. Таганрогm_puilova@list.ru

Старушко Антонина Николаевна,учитель МБОУ СОШ № 26, г. Таганрог

Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников

Аннотация.В статье обосновывается эффективность музейных занятий, используемых учителем начальных классов во внеурочной деятельности с целью реализации общекультурного направления развития личности младших школьников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Ключевые слова:младшие школьники, общекультурное направление, внеурочная деятельность, музейные занятия, развитие личности.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последнее время в научных исследованиях все чаще отмечается духовный кризис нашего общества: утрата прежних нравственных ценностей, обретение новых. Вместе с темхарактерной чертой нынешнего состояния общества является кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей и нравственных идеалов, усиление бездуховности и социальной дезадаптации. Внастоящее время ©российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствияª [1]. В связи с этим актуальной становится проблема сохранения культуры и нравственности в обществе. Ведущая роль в процессе формирования личности принадлежит начальной школе.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается на необходимость ©приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичностиª [2]. Процесс реформирования начальной школы связан, прежде всего, с формированием культуры ребенка, становлением его нравственного облика. При этом одной из актуальных задач начальной школы является развитие нравственноэстетической культуры, позволяющей активно овладевать мировым культурноисторическим наследием.Решение поставленной задачи требует качественно иного подхода к построению педагогического процесса, внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих современную социокультурную обстановку. Связь образования и культуры выражается в ©их взаимозависимости и закрепляется в одном из фундаментальных принципов педагогики ‬принципе культуросообразности. Согласно идеям культуросообразности, истинная культура, формирующая Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников// Концепт. –2015. –№ 05(май). –ART15154. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15154.htm.–ISSN2304120X. 2

духовную сущность человека, это культура внутренняя, вырастающая из коренных интересов и желаний ее носителя ‬человека, активного в культурном строительстве как внешнего, так и собственного внутреннего мираª [3]. Все это указывает на важную проблему, которая заключается в поиске и разработке наиболее оптимальных условий, выдвигаемых сложившейся в России социокультурной ситуацией, для успешного формирования основ общей культуры младших школьников средствами музейной педагогики.Как отмечает в своей статье И.А.Шпаченко, ©социокультурное пространство, в котором формируется детская субкультура, традиционно ограничивается рамками образовательного учреждения и семьи. Первоначальное восприятие всего богатства культурного наследия через репродукции картин, произведения детской художественной литературы сообщает перцепции ребенка чувственную неполноценность, не формирует целостного образа культуры, так какне предполагает познания действительности через опыт личного переживания и чувственного соприкосновения с реалиями исторического прошлого. В результате мировоззрение ребенка, его мироощущение и миропонимание отражают лишь малую часть социокультурного опыта и закрепляют в сознании ребенка интерпретацию культуры, присвоенную и адаптированную педагогамиª [4].Общекультурное развитие личности должно базироваться на принципе создания целостного культурнообразовательного пространства и быть сориентировано на комплексное развитие обучаемых, на овладение ими духовным и материальным богатством, которое обеспечит сознательное строительство гармоничной жизненной среды, разумные отношения с природой, обществом, государством. Цельное культурнообразовательное пространство должно включать в себя следующие компоненты:1.Общекультурную направленность содержания в образовании. Культуросозидающая направленность содержания образования должна, по возможности, смягчать негативные последствия технической цивилизации, которая односторонне гипертрофирует развитие техникотехнологических знаний в ущерб гуманитарному знанию.2.Важнейшим условием формирования социально и профессионально значимых ценностей является создание культурнообразовательного пространства образовательного учреждения, в границах которого происходит процесс их присвоения.3.Дополнительное образование в системе общекультурного развития. Целями дополнительного образования становятся общекультурное развитие и компенсация дефицита знаний в различных областях экономики и духовной жизни. В этом проявляется социальная защита специалистов, реальная забота об эффективном включении их в динамично обновляющийся мир производственных отношений.4.Сфера досуга в системе развития общей культуры. Новая социальнокультурная ситуация, новые требования к общекультурному развитию личности предопределяют развитие культуры досуга на основе расширения образовательных и воспитательных функций организующих их структур и учреждений:формирование культуры досуга как качества личности, отражающего потребности и умения конструктивно использовать свое свободное время, реализовывать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении;организация досуга, который обеспечивает рекреацию и дальнейшее духовное и физическое развитие личности. Таким образом, воспитание младших школьников на современном этапе должно осуществляться в контексте культуры и в соответствии с общекультурной направленПуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников// Концепт. –2015. –№ 05(май). –ART15154. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15154.htm.–ISSN2304120X. 3

ностью воспитания. Важнойявляется необходимость создания культурной среды образовательного учреждения и организации культурного досуга, который будет в состоянии насыщать личность духовным и культурным общением.Преодолеть указанную ограниченность возможно при условии расширения социокультурного пространства, включения в учебновоспитательный процесс музейной среды как части культурного наследия России и ее регионов как основы, на которой разворачивается широкая панорама картины мира.Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в осуществлении общекультурного развития младших школьников. Согласно ФГОС, ©внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся ‬это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения (экскурсии, секции, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, научные исследования, соревнования и т.д.); позволяющая в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего и начального образования [5]. Через организацию внеурочной деятельности, которая трактуется как понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию (духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), также осуществляется саморазвитие и самосовершенствование ребенкаª [6].Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Несмотря на точто детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания, тем не менее, не все дети в одинаковой степени и с одинаковой частотой имеют возможность посещать музеи и музейные экспозиции в силу различных причин. В связи с этим появляетсянеобходимость включать во внеурочную деятельность занятия о музеях, элементы музейных занятий, экскурсии в музеи и др.ФГОС НОО большое внимание уделяет общекультурному развитию личности младшего школьника, которое должно осуществляться на основе историкокультурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий, основанных на материале культурноисторического наследия, занятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.В связи с этиммузей располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, является идеальной формой воплощения традиций ©как способа сохранения человеческого измерения реальностиª [7].Задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются: а)©научить ребенка видеть историкокультурный контекст окружающих его вещей; б)формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; в)формировать устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры и музеем; г)развивать способность к эстетическому созерцанию; д)формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятиеª [8].Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников// Концепт. –2015. –№ 05(май). –ART15154. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15154.htm.–ISSN2304120X. 4

Музейное занятие облает большим потенциалом в реализации общекультурной направленности развития личности младшего школьника,атакже требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.Музейные занятия обладают многими значениями и смыслами, дают богатую пищу для размышлений и раздумий. С их помощью происходит погружение ребенка в историческое прошлое родного города, края, страны. Музейные занятия должны органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурноисторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.Музейные занятия предполагают использование различных педагогических технологий. Особенно эффективны при проведении музейных занятий игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. К нетрадиционным технологиям проведения музейных занятий относятся: а)©интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; б)занятия в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров и викторин; в)занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (урок мудрости, урок любви, урок мужества); г)занятия с использованием фантазии (уроксказка); д)занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (уроксуд, дебаты и др.)ª [9].А.В.Караманов указывает, что ©при разработке и проведении как культурномассовых мероприятий, так и просто уроков в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы: интерактивность, комплексность, предполагающую включение всех типов восприятия; программность, обеспечивающую усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программª [10].В контексте рассмотрения образования через призмупонятия культурыобщекультурная направленность воспитания, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития и ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера, определяется следующими характеристиками: представления об общей культуре, жизненных ценностях, знание норм поведения и их соблюдение; знание традиций, усвоение правил общественного бытия, опыта и достижений; знание исторического наследия, генеалогических корней, готовность к деятельности (знания о профессиях), творчеству и самосовершенствованию, а также социальная активность. Нами было проведено исследование по выявлению общейкультуры младших школьников. Был разработан ряд диагностических процедур для выявления имеющихся общекультурных навыков у младших школьников 4 ©Аªи 4 ©Бªклассов. На первом этапе детям было предложено ответить на ряд таких вопросов: Какого человека ты считаешь культурным?

Какие традиции существуют в твоей семье?Ты добросовестно относишься к своим обязанностям по дому и в школе?Как ты проводишь свое свободное время?Какие исторические места своего города ты знаешь?Имена каких известных людей связаны сгородом?Знаешь ли ты генеалогическое древо своей семьи?Из каких источников человек узнает о культуре?Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников// Концепт. –2015. –№ 05(май). –ART15154. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15154.htm.–ISSN2304120X. 5

Результаты показали, что учащиеся двух классов имеют низкий уровень знаний о традициях семьи и народа, генеалогических корней, исторического наследия города, края, страны. Кроме этогонизкие показатели ответов на вопрос анкеты о готовности к творчеству и самосовершенствованиюговорят о недостаточной познавательной активности учащихся в плане повышения уровня общей культуры. Исследуя вопрос об источникахкультурного обогащения младших школьников, нам удалось выяснить:наибольшее количество опрошенных школьников указали на то, что существенныйобъеминформации они получают от учителей. Большой процент опрошенных в качестве основного источника информации указали Интернет. Некоторые дети отметили, что получают сведенияот родителей. И только немногие учащиеся указали на то, что информацию они получают в музеях и из книг. Формирующий эксперимент мы проводили в 4 ©Бª классе МАОУ гимназия № 2 им. А.П.Чехова. Его цель‬организовать внеурочную деятельность таким образом, чтобы дети как можно больше узнали о музее, о культурном наследии своего народа, о традициях своей семьи, о знаменитых людях, их подвигах или достижениях. Для этого нами был разработан цикл музейных занятий по темам, в которых учащиеся показали недостаточную осведомленность. Музейные занятия и занятия о музее были организованы и проведены совместно с сотрудниками музеев: музеягимназии имени А.П.Чехова, Таганрогскогогосударственноголитературногоисторикоархитектурногомузеязаповедника, художественного музея. Был проведен ряд мероприятий в рамках внеурочной деятельности:©Что такое музей (музей ‬©машина времениª)ª; ©Какие бывают музеиª;©Я‬хранитель истории моей семьиª;©В семье таганрогского гимназистаª и др.На завершающем этапе эксперимента было проведено исследование, целью которого быловыявление у учащихся изменений в уровнях сформированности их общей культуры посредством проведения музейных занятий. Ученикам 4 ©Аª и 4©Бªклассов вновь было предложено ответить на вопросы анкеты. Часть вопросов анкеты нами были видоизменены:1.Что такое культура?2.Назови самый достоверный источник сведений о культуре.3.Назови традиции, соблюдаемые в твоей семье.4.Расскажи о своих увлечениях в свободное время. 5.В каких хотел бы участвовать? Какое мероприятие ты бы хотел провести?6.Добросовестно ли ты относишься к своим обязанностям по дому? А в школе?7.Таганрог‬городмузей. Согласен ли ты с этим утверждением?Обоснуй свой ответ. 8.Знаешь ли ты генеалогическое древо своей семьи? Хочешь узнать о нем больше?9.В чем ты видишь предназначение музея?Сравнительный анализ результатов анкетирования детей контрольного и экспериментального классов показал, что после проведения формирующего эксперимента в 4 ©Бª классе значительно возросли процентные показатели по основным критериям общекультурного развития личности: знанияо традициях семьи и народа;знание генеалогических корней;знание исторического наследия города, края, страны;готовностьк творчеству и самосовершенствованию. Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников// Концепт. –2015. –№ 05(май). –ART15154. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15154.htm.–ISSN2304120X. 6

Повторный опрос детей по выявлению основных источников информации, которую получают младшие школьники о культуре,показал, что в 4 ©Бª классе значительно возрос процент ответов о том, что основные сведенияони получаютблагодаря музейным занятиям и музейным экспозициям.Проведенный нами эксперимент выявил:участие школьников в музейных занятиях существенно повышает статус музея, вместе с темребята учатся понимать произведения искусства. У них формируются конкретные знания в области истории и культуры, воспитывается чувство любви к историческому и культурному прошлому своего края. Разнообразие методов и приемов, которыми располагает музей, создает у младших школьников интерес к музейному предмету, а вместе с тем к историческому прошлому, культуре, что чрезвычайно важно для формирования их нравственности, патриотизма, духовных ценностей и общей культуры. Мероприятия общекультурной направленности внеурочной деятельности, проводимые в музее, позволяют устанавливать межличностные контакты, активно обмениваться информацией, выявлять творческие способности посетителей, которые выступаютне пассивными зрителями, а равноправными участниками занятия. Музейные занятия, используемые учителем во внеурочной деятельности, способствуют эффективной реализации общекультурного направления развития личности младших школьников.

Ссылки на источники1.Жбанова О.А. Инновационная или традиционная форма обучения // Начальная школа. ‬2010. ‬№4. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. ‬М.: Просвещение, 2010.3.Захарова Г.В. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Н.Новгород, 2009. 4.Шпаченко И.А. Формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе ©музей ‬детский садª // Вестник ТГПУ. ‬2009. ‬Вып.7 (85).5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.6.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ‬М.: Просвещение, 2011. 7.Коеркова А.Г. Использование музейной экспозиции во внеурочной деятельности учащихся // Фольклор и художественное творчество народов Севера Камчатки. ‬ПетропавловскКамчатский, 2010. ‬URL: www.siberianstudies.org8.Попова Т.Н. Повышение профессионального мастерства педагогов средствами музейной педагогики // Образовательное пространство музея искусств в художественноэстетическом развитии детей дошкольного возраста: монография / под ред. Н.В.Бутенко. ‬М., 2013. 9.Мозолевский В.И. Пути решения проблем музейной педагогики в современном музее / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. ‬Мінск, 2012. ‬URL: www.repository.buk.by10.Караманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии. ‬2012. ‬№ 2 (6).

MarinaPuilova,

Candidateof Pedagogic Sciences, Professorat the chair of Pedagogics of Elementary Education, Anton Chekhov Taganrog State Institute, branch of Rostov State University of Economics, Taganrog m_puilova@list.ruAntonina Starushko,

Teacher,MBOU school № 26, TaganrogThe role of museum studiesthe implementationgeneral cultural trendsextracurricular activityprimary school childrenAbstract.The paperproves the effectiveness of museum classes, whichelementary school teacherconductsin extracurricular activities with the purpose of realization of general cultural directionsof personal development of primary school children in the framework of implementation of Federal State Educational Standard of primary general education.Keywords:primary school children, cultural direction, extracurricular activities, museum classes, personaldevelopment.Пуйлова М. А., Старушко А. Н. Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников// Концепт. –2015. –№ 05(май). –ART15154. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15154.htm.–ISSN2304120X. 7

References1.Zhbanova, O. A. (2010) “Innovacionnaja ili tradicionnaja forma obuchenija”, Nachal'naja shkola, 2010, № 4(in Russian). 2.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija/ Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Moscow Prosveshhenie(in Russian).3.Zaharova, G. V. (2009) Formirovanie gotovnosti k mezhkul'turnoj kommunikacii u studentov vuza: avtoref. dis. … kand. ped. nauk, N. Novgorod(in Russian). 4.Shpachenko, I. A. (2009) “Formirovanie obshhekul'turnoj kompetentnosti detej doshkol'nogo vozrasta v sisteme ‘muzej ‬detskij sad’”, Vestnik TGPU, vyp. 7 (85)(in Russian).5.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija.6.Grigor'ev, D. V. (2011) Vneurochnaja dejatel'nost'shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja,Prosveshhenie,Moscow (in Russian). 7.Koerkova, A. G. (2010) “Ispol'zovanie muzejnoj jekspozicii vo vneurochnoj dejatel'nosti uchashhihsja”, Fol'klor i hudozhestvennoe tvorchestvo narodov Severa Kamchatki, PetropavlovskKamchatskij. Available at: www.siberianstudies.org(in Russian).8.Popova, T. N. (2013) “Povyshenie professional'nogo masterstva pedagogov sredstvami muzejnoj pedagogiki”, in Butenko, N. V. (ed.) Obrazovatel'noe prostranstvo muzeja iskusstv v hudozhestvennojesteticheskom razvitii detej doshkol'nogo vozrasta: monografija,Moscow(in Russian). 9.Mozolevskij, V. I. (2012) Puti reshenija problem muzejnoj pedagogiki v sovremennom muzee/ Belaruskіdzjarzhaўny ўnіversіtjet kul'tury іmastactvaў, Mіnsk. Available at: www.repository.buk.by(in Russian).10.Karamanov, A. V. (2012) “Organizacija interaktivnoj muzejnoj sredy: ot metodov k modeljam”, Voprosy muzeologii, № 2 (6)(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª



Поступила в редакциюReceived11.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review12.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication12.05.15ОпубликованаPublished13,05,15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Пуйлова М. А., Старушко А. Н., 2015www.ekoncept.ru