Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Латышева А. И., Разумов А. И., Упилкова Ж. А. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам профориентационной работы с сельской молодежью, совершенствования данного процесса средствами синергетики и гармонизации современных технологий с традиционными ценностями в агропрофориентации. Данная работа обращает внимание на гуманизацию образования как условия профессиональной подготовки сельских специалистов. Авторы раскрывают принципы и средства синергетики на примере проекта «АгроПРОФИ». Также показывают, что власть, бизнес и образование, сотрудничая, могут дать безграничные возможности человеку для самореализации, а аграрной отрасли – высококвалифицированные кадры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15158УДК 37.047:37.014.54

Латышева Анна Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и территориальной экономики ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермьlatysheva.pgsha@rambler.ru

Упилкова Жанна Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры плодоовощеводства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.Н.Прянишникова», г. Пермьupilcova.pgsha@rambler.ru

Разумов Анатолий Иванович, соискатель ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», директор ООО МИП «НЭЛА», г. Пермьnela.perm@rambler.ru

Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики

Аннотация. Статья посвящена вопросам профориентационной работыссельской молодежью, совершенствованияданного процесса средствами синергетики и гармонизациисовременных технологийс традиционными ценностями в агропрофориентации. Данная работа обращает внимание на гуманизацию образования как условия профессиональной подготовки сельских специалистов. Авторы раскрывают принципы и средства синергетики на примере проекта «АгроПРОФИ». Также показывают, что власть, бизнес и образование, сотрудничая, могут дать безграничные возможности человеку длясамореализации, а аграрной отрасли –высококвалифицированные кадры.Ключевые слова: агропрофориентационный процесс, средства и подход синергетики, саморазвитие личности, преемственность и синергизм в обучении и социальной ответственности агробизнеса.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современныхэкономических условиях возникает насущная потребность в совершенствовании профессиональной ориентации молодежи, сельскохозяйственного образования.Формула аграрного образования сложна, но постижима. Эти и другие вопросы были рассмотрены на ежегодной Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», которая была приурочена к празднованию Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (по Распоряжению Правительства Российской Федерации №536р от 11 апреля 2000 г.). В рамках деловой программы выставки состоялся VIВсероссийский молодежный форум «Формула аграрного образования», организаторами которого выступили Министерство сельского хозяйства России, Минобрнауки России, Российский союз сельской молодежи. В своем приветственном слове А.В.Петриков (статссекретарь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации) высказал оригинальную мысль, что пессимист видит трудности при любой возможности, оптимист в любой трудности видит возможности. Проблема с Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 2

оттоком молодежи из села была во все времена. Неравные, контрастные условия жизни и труда жителей села и города формируют у современной молодежи стереотипы, которые зачастую не позволяют сделать выбор в пользу аграрной профессии. «Важно привлекать для работыв сельской местности уроженцев этих территорий,–отметила в своем докладе председатель Центрального совета Российского союза сельской молодежи Ю.Оглоблина,–молодые люди, которые с детства приучились работать на земле, смогут быстрее освоить аграрную профессию и в последующем успешно трудоустроиться в агропредприятиях или открыть свое крестьянское(фермерское) хозяйство». По мнению участников форума, высокий дефицит рабочих кадров и специалистов на селе обусловлен многими причинами,и одна из них –недостаточная и неэффективная профориентационная работа[1].В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. определена миссия образования –реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного,экономического потенциала. В соответствии с этим провозглашена задача –формированиегибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребностивсоциальноэкономическомразвитииРоссийской Федерации. Молодой человек должен уметь свободно пользоваться знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Целью является не предметный, а личностный результат[2]. «Меняется не только технологический, но и весь уклад жизни, меняется и представление об инженерной деятельности, растут требования к этой профессии. Сегодняэто профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструируетсовременную технику и машины, но, по сути, и формирует окружающую действительность» –слова В.В.Путина на заседании Совета по науке и образованию стали девизом Пермского инженернопромышленного форума, который прошел в Перми 6–9 ноября 2014 г. На форумеактивно обсуждались вопросы образования и профориентации сельской молодежи. На дискуссионных площадках эксперты и практики вели поиск оптимальных решений формирования «инженеров будущего», повышения роли инженера в развитии производственной кооперации. Профессионалы XXIв.–специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарными и естественнонаучными знаниями, промышленными и сельскохозяйственными науками, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включиться врешениеочень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики[3].Процесс агропрофориентациисегодняносит метадеятельный характер, востребован синергетический подход. Великий педагог, философгуманист Я.А. Коменский писал: «Сделать людей деятельными, находчивыми, старательными… Человек от природы полон жизни, любит движение и деятельность и нуждается только вблагоразумном водительстве». В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Синергетический подход–основное условие достижения высокого качества процесса. Универсальный характер средств синергетики в агропрофориентациипроявляется в том, что они носят надпредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития подростка. Метадеятельные принципы в профориентационной работе помогают освоению программы, осознанно выбирать наиболее эффективные способы и средства решения учебных, познавательных и профориентационных задач. Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 3

Таким образом, метадеятельные принципы и синергетический подход обеспечивают переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию мира. В связи с этим особое значение в агропрофориентационном процессе приобретают новыепедагогические разработки, которые позволяют интегрировать потребности субъектов образовательного процесса, интересы государства и общества, запросы рынка труда, а также создают в общеобразовательных учреждениях среду сотрудничества и взаимопонимания, направленную на формирование профессионального самоопределения сельской молодежи.В статье представлены результаты исследования с позиции метадеятельности, позволяющие представить профориентационную работу как синергетическую системупроцесс. Это многоуровневое явление, складывающееся из трудового воспитания, профориентации и наличия для молодых специалистоваграриев преференций от государства и т.д.Синергетический подход к агропрофориентационному процессу подразумевает согласованное взаимодействие сельских школ, среднего специального и высшего профессионального аграрных учебных заведений, работодателей агропромышленных предприятий, органов управления образованием, АПК субъектов Российской Федерации(систем не всегда однородных; синергетика –от греческих слов «совместное действие»). Методы и средства естественного, согласованного с природой личности и потребностями аграрных предприятий сельскохозяйственного образования и воспитания, к которым призывал Ж.Ж.Руссо вXVIIIв., не менее актуальны и в наши дни[4]. Цель данной работы –выявить четкие критерии метадеятельности и синергетического подхода, обосновать (или опровергнуть) возможность их использования в агропрофориентационном процессе на примере проекта МСХП Пермского края «АгроПРОФИ».Пути реализации:анализ отечественной и зарубежной научной литературы, научных дискуссий НПКдля определения ключевых понятий, методов, достоинств и недостатков синергетического подхода, важно проследить трансформацию понятий;выявить критерии нового применения метадеятельных средств и синергетического подхода в агропрофориентационном процессе;адаптация ключевых понятий и инструментария для агропрофориентационных процессов. Сложность использования синергетического подхода в агропрофориентационном процессе становится очевидной, здесь в новой области применения средствасинергетики должны пройти серьезную адаптацию, по сути, должны быть выстроены заново –с уровня «частиц». При этом поменяется методическое ядро. Ведь далеко не всякая модель, применяемая для физических процессов,подходит в описании социальных процессов, аагропрофориентация к таковым относится. Перспективным представляется изучение психокогнитивных элементов агропрофориентационных процессов, которые вплетены впотоки событий самой разной природы –социальные, коммуникативные, организационные, образовательные и т.д.

Применение новых подходов в агропрофориентационном процессе ярко прослеживается в проекте МСХП ПК «АгроПРОФИ»[5]. При этом выстраивается иерархическая многоуровневая система. Первый уровень –формирование команды активистов из числа студентов ПГСХА, членов Российского союза сельской молодежи (РССМ), 10–15 человек. Второй уровень –проведение со школьниками серии встреч (15–17 мероприятий) в игровойформе по темам: презентация сельских профессий; создание проекта «Мое будущее в агробизнесе»; презентация интересных примеров развития агробизнеса в Пермском крае. Третий уровень –организация участия школьников в общероссийском конкурсе (РССМ) «Моя малаяродина», проведение региональных Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 4

этапов конкурса. Четвертый уровень –организация экскурсий школьников на передовые предприятия АПК и к успешным фермерам Пермского края. Целевая аудитория –школьники 8–11хклассов. Используется при этом синергетическая многоуровневая модель самоорганизации. Она является на сегодняшний день наиболее обобщающей и наиболее эвристически плодотворной объяснительной моделью, описывающей взаимные переходы порядка и хаоса в эволюцию систем в сфере сельскохозяйственного образования и в профориентационной деятельности, это мы наблюдаем впроекте «АгроПРОФИ». Синергетический подход охватывает все этапы самоорганизации агропрофориентации как процесса эволюции –его возникновение, развитиеи разрушение.(В данное время происходит разрушение одних систем–«Конкурс бизнеспланов» –и возникновение новых систем–«КонцепТ АгроПРОФИ».)В проекте «АгроПРОФИ» параллельно существует и развивается, синергетически взаимодействует с другими системами система «Мотивация сельской молодежи». Это тоже многоуровневая и иерархическая система. Первая структура СПО: уровень А –формирование правильных аграрных групп студентов.Уровень Б–организация цикла занятий на тему «Основы предпринимательства в АПК» (лекции, видеолекции, бизнестренинги); лекторы –представители успешного агробизнеса. Уровень В –организация экскурсий на предприятия, к успешнымфермерам.Уровень Г –проведение итогов конкурса бизнеспроектов. Лучшие студенты отправляются на стажировку за границу за счет Минсельхозпрода. Вторая структура–повышениемотивации студентов на работу в агропромышленном комплексе в качестве специалистов на предприятие или предпринимателей, это ПГСХА: уровень А –координация грантовых конкурсов среди студентов на лучшие исследовательские проекты (например, мясокомбинат «Кунгурский»). Уровень Б –координация участия руководителей и ведущих специалистов предприятий АПК в учебном процессе в качестве лекторов. Уровень В –координация стажировок студентов за границу. Система «Мотивация сельской молодежи» гармонирует с другими системами агропрофориентационного процесса и мероприятиями по повышению престижа сельских профессий[6]. Иными словами, средства синергетики можно считать интегральной теорией порядка и хаоса, изучающей закономерности возникновения порядка из хаоса, описание причин и механизмов относительно устойчивого существования возникающих структур и их распада. Синергетический подход в агропрофориентационном процессе –новый принцип исследования и понимания мотивации будущих специалистов аграрной отрасли, указывающий на предсказуемость, нелинейность, вероятность и субъектность поведения его участников. В свете синергетического подходачеловек–не винтик системы, развивающийся вместе с ней, а сила, способная к преодолению кризисов и упорядочиванию системы, ее стабилизации.В проекте «АгроПРОФИ» большое внимание уделяется гармонизации одной из составляющих профессиональной компетентности –системыинформационной компетентности с системой воспитания ответственности и патриотизма,которая включает в себя следующиеэлементы:1)Теоретические знания, практические умения и навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности.2)Творческий подход в применении информационных технологий при решении практических задач, а также при организации обработки, хранения и передачи информации.3)Гибкость мышления, способность к самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области информационных технологий.4)Сформированное мировоззрение и система личностных ценностей и жизненных приоритетов[7].Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 5

Если исходить из признания личности самоорганизующейся системой (самоорганизация –внутренняя гармонизация системы), то человек воспроизводит и развивает свою субъективность. «Императив самоизменения синергетическому субъекту на удивление прост –не будешь тратить, расходовать себя –ничего не приобретешь, Но,если потратишь больше того, что приобрел, тебе грозит гибель». Таким образом, устойчивость возникающих личностных структур и функций обеспечивается балансом нелинейности. «Многие объекты, изучаемые в науке о человеке, могут так или иначе рассматриваться как системы. Такие объекты состоят из многихчастей, взаимодействующих друг с другом более или менее сложным образом. Примером может служить общество (например, сельское), которое составляют люди. Через кооперацию отдельных частей у системы появляются новые качества, поэтому многие из этих качеств выявляют эффекты самоорганизации»[8]. Очевидно, что человек представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой (питание, дыхание, теплообмен, выделение,размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.д.). Подобный метаболизмприводит к возникновению новых точек роста в структуре личности, усиливает структурную неоднородность, а значит,и неустойчивость, ведущуюк зарождению нового порядка, который усиливает и развивает субъект. Общее направление агропрофориентационных процессов с учеником как самоорганизующейся системойзадаются системообразующим фактором, сущность которого –самосохранение индивида, поддержание структурной устойчивости, что конкретно проявляется во внутриличностной дифференциации. Дифференциация приводит к выстраиванию своеобразной иерархии жизненных ориентаций, потребностей, ценностей, социальных ролей, статусов. Важно то, что выпускник должен делать и насколько хорошо, конечные результаты в сфере труда –это точки, которые нужны для нового синергетического воздействия. Средства синергетики одновременно дают направлениепоиска «точек», где управленческое воздействие на объект окажется поразительно эффективным. Влияние синергетического подхода позволяет создать модели, которые обнаруживают глубинную общность социальных процессов и самой природы как процессов социальной самоорганизации, сопрягаемых с общеэволюционной логикой мироупорядочивания[9]. В результате сотрудничества, согласованных действий власти, бизнеса, общественности, образования выстраивается единый агропрофориентационный процесссистема, формулируются виды профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, которыми должен владеть будущий специалист в соответствии с требованиями рынка труда. Средства синергетики были изначально призваны сыграть роль коммуникатора, позволяющегооценить степень общности результатов, их полезности для агропрофориентационного процесса. Средства синергетики как модель самоорганизации несут новые возможности стратегии и стилистики мышления, дающие нетрадиционные подходы ко многим проблемам. Научиться мыслить синергетически–значит научиться мыслить нелинейно, альтернативно, предполагая возможность смены темпа развертывания события и качественной ломки, фазных переходов в сложных системах. В новом подходе к агропрофориентационному процессу ставятся более общие и широкие проблемы изучения возникновения самой самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо, в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние нередко характеризуют понятием «хаос» и «беспорядок». Затемпри некоторых критических значениях поступающей извне энергии или информации возникает воздействие между объектами,и они начинают участвовать в согласованном, коллективном движении.Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 6

Новый подход –это эффективная ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами. В агропрофориентации это личность будущего специалиста и наставника, коллектив учащихся и сообщество преподавателей,это учреждение сельскохозяйственного образования, сельские школы, сельскохозяйственные предприятия,т.е.окружающая его среда. Синергетический подход позволяет рассматривать агропрофориентационный процесс, воспитательную деятельность в значительной степени самоорганизующейся, не основаннойна прямых причинноследственных зависимостях, а протекающей неоднозначно; какпроцесс,обусловленный множеством внутренних и внешних влияний, закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотичных. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов, пожалуй, одни из первых ученых, попытавшихся сформулировать в современной науке четкое представление об управленческом синергетическом отношении к миру. Суть синергетического управления –в признании за сложной нелинейной системой способности «самому себя строить, структурировать, нужно только правильно инициировать желательные для человека тенденции саморазвития этой системы»[10]. Основываясь на синергетической идее «поля путей развития, спектра структур, потенциально содержащегося, скрытого в нелинейных средах», и роли человека в мире, ученые констатируют:поскольку всякое развитие многовариантно в своих путях, человек всегда имеет право выбора оптимального пути, который возможно не только выбрать, но и вычислить, управлять им;хотя путей развития много, но их количество не бесконечно; человек всегда может пытаться узнать ограничения данной конкретной системы;человек способен описать и рассчитать оптимальные для себя и осуществимыев плане имеющихся возможностей«сценарии» развертывания событий, их предполагаемые механизмы.«Резонансное воздействие» синергетических средств означает, что важна не величина управляющего воздействия, а его правильная топология (пространственная организация), то есть согласованность с еевнутренними качествами и свойствами, являющаяся предпосылкой устойчивого развития системы в направлении достижения выдвигаемых целей. Таковым, по нашему мнению, должен быть господствующий способ управленияфункционированием профориентационных процессовсистем. Следовательно, система может срезонировать какк позитиву (что посредством нелинейных обратных связей способствует ее гармонизации), так и к негативу (что может привести к отрицательным последствиям вплоть до разрушения системы). Итак, общественные процессы следует не просто строить и даже не перестраивать, а инициировать, выводить социальные системы на собственные линии (траектории) развития[11]. Из проекта «АгроПРОФИ» мы видим, что применение термина «управление» к самоорганизующимся системам неверно. Вернее,адекватны сущности этого явленияпонятия: направленное развитие, корректирующее воздействие. Средства синергетики одновременно дают направлениепоиска «точек», где управленческое воздействие на объект окажется поразительно эффективным. Она гармонизирует применение современныхинформационных технологий и традиционных деревенских ценностей в работе по профориентации. Применение информационных технологий с новым подходом дает возможность существенно изменить к лучшемусодержание и формы процесса и способствует формированию информационной компетентности выпускников. Кадровый потенциал проекта «АгроПРОФИ» более Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 7

высокой квалификации, чем специалисты традиционного обучения. Проект «АгроПРОФИ» уже сейчас помогает обеспечивать подготовку квалифицированных кадров для аграрного сектора экономикиПермского края. Суть состоит в такой организации агропрофориентационного и учебного процесса, при которой практически все обучающиеся вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать поповоду того, что знают и думают. В результате создается структурасреда, в которой обучающейся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс сельскохозяйственного обучения и эффективной –агропрофориентацию. Проект «АгроПРОФИ» помог в возникновении структуры с устойчивыми связямимежду агробизнесом и учебными заведениями и властью –проект несет в себе синергетический эффект. Это, в свою очередь, дает импульс агропрофориентационному процессу. Механизмреализации процесса агропрофориентации впроекте «АгроПРОФИ»–это лекции, круглые столы в сельскохозяйственных учебных заведениях, отбор участников проекта, отбор преподавателей –суппотеров, видеоконференции для студентов. Пример практикиВидеолекция №4 в рамках проекта «АгроПРОФИ»01.11.2011 (вторник) 13.00–14.30.Тема:Основы бизнеспланирования.Лектор:Киселева Анна Александровна, начальник отдела экономического анализа и правового обеспечения Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края.Участники

СсузЧел.1.ГБОУ СПО «Пермский агропромышленный техникум»202.ФГОУ СПО «Осинский аграрный техникум»

453.ФГОУ СПО «КомиПермяцкий сельскохозяйственный техникум»774.ФГОУ СПО «Кунгурский сельскохозяйственный колледж»

255.ГБОУ СПО «Зюкайский аграрный техникум»

546.ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №75» 347.ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 5» 558.ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 67» 43

1.Проверка домашнего задания: связь «точкаточка»:1)Количество комментариев в WordPressи www.agro.perm.ru.2)Впечатления от экскурсий. Фотооотчет.3)Просмотр видеоуроков агроклассов.4)Письменная работа на тему «История развития успешного хозяйства» или «Я в агробизнесе»,срок сдачи –8 ноября.2.Лекция по основам формирования бизнесплана.3.Домашнее задание.Механизм содержит в себе синергетические «точки». Они развивают в студентах их лучшие человеческие качества, обучают самостоятельной деятельности, воспитывают лидеров. Контроль качества –рейтинг, отсев незаинтересованных, прием новых, оценка Минсельхозом и предприятиями и через конкурсыбизнеспланов[12]. Сельская молодежь при этом не просто получает необходимые качественные профориентационные знания–воспитываются гармоничные, цельные, разносторонне развитые личности, сознающие свою ответственность перед обществом. Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 8

Выводы.Средства синергетики важны для организации профориентационной деятельности. Синергетический подход в агропрофориентации основан на использовании свойств нелинейности, открытости педагогических систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации. Процесс развития агропрофориентационной системы, если наблюдать достаточно долго, в общем случае не сводится только к иерархизации (переход от простого к сложному), а представляет собой крайне сложный процессмногоуровневого, многоступенчатого чередования процессов иерархизации и деиерархизации.Задача специалистов агропрофориентационного процесса при этом состоит не только в прогнозе вероятности конфликтов, катастроф, но и в определении управляющихвоздействий, способных вызвать такой скачок или предотвратить его. Подготовка специалистов для селаявляется сложной системой, включающейсложные взаимодействия организационных, управленческих, социотехнических воспитательных подсистем. Средства синергетики позволяют переводить естественное развитие процессасистемы в скачкообразный рост и переход системы в качественно новое состояние. Потенциал метадеятельных принципов и синергетических средств раскрывается в условиях четкой специализации и внешних ограничений агропрофориентационного процесса.В данной работе это было продемонстрировано через сопоставление различных во времени и уровнях видов агропрофориентационной работы в проекте МСХП Пермского края «АгроПРОФИ». Это инструментарий для исследования поведения объектов (систем), в нашем случае сельскоймолодежи, но не их содержания и качественных характеристик. Обзор вариантов применения синергетического подхода, выполненный в рамках данной работы, может стать основой для дальнейшего анализа по каждому направлению: 1.Повышение значимости сельскохозяйственного труда. 2.Повышение престижа сельскохозяйственных профессий. 3.Повышение мотивации сельской молодежи. агропрофориентационный процесс –это согласованное взаимодействие частей при образовании структуры как единого целого. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики в практике агрообразования и профориентации способствует:улучшению информированности сельской молодежи о профессии, рынке труда;формированиюкритериев и показателей социальнопрофессионального самоопределения сельской молодежи;формированиюпрофориентационных компетенций сельской молодежи;осуществлениюосознанного профессионального выбора на основе понимания сельской молодежи профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.Применение метадеятельных принципов и синергетических средств в агропрофориентационном процессе создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации (выявление соответствия профессии отдельной личности) к опережающей модели профориентационной работы(ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационныхкомпетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций).

Ссылки на источники1.Резолюция участников VIВсероссийского молодежного форума «Формула аграрного образования»//Материалы деловой программы Российской агропромышленной выставки «Золотая осень»,Москва, ВДНХ 09.10.2014г. –URL: www.goldenautumn.ru

2.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (в новой редакции).–URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 9

3.Латышева А.И. Квалистоимостной подход в перспективных разработках ОПК и АПК как единый путь экологизации технологий, на примере внедрения средствами ТРИЗ генераторов озона ПГО–1 в производство птицефабрики «Пермская»// Материалы деловой программы Пермского инженернопромышленного форума «Роботы и интеллектуальные системы –ближайшее будущее», Пермь, Выставочный центр «Пермская ярмарка»,07.11.2014г. –URL:www.engineerforum.ru

4.Геташвили И.Т. Гуманитарные инновации в сельской науке и образование// Материалы XXIIIМНПК «Наука как гарант стабильного развития». –Горловка, 2012. –С.46.

5.Латышева А.И. Сельскохозяйственное образование, вчера и сегодня (на примере Пермского края)// Аграрный вестник Урала. –2013. –№8 (114). –С.44–46. –URL:www.avu.usasa.ru

6.Латышева А.И., Геташвили И.Т., Разумов А.И.,Рязанов С.М. Сельскохозяйственное образование Предуралья: история и современность// ЭКО. –2013.–№10. –С. 182–187. –URL:www.ecotrends.ru

7.Латышева А.И., Разумов А.И., Иванова Е.И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села //Концепт. –2012. –№ 1. –URL: http://www.covenok.ru

8.Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науке о человеке? // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы / подред. И.Н. Трофимовой. –М.:«ЯнусК», 1999. –С. 11.9.Пригожин И. Философия нестабильности. –URL: http://www.PHILOSOPHY.ru/library/vopros/51.html

10.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике// Вопросы философии. –1997. –№3. –С.62–79. 11.Шалаев В.П. Синергетика человека, общества, природы: управленческие аспект: учеб. пособие. –ЙошкарОла: Марийский государственный технический университет,2000.12.Геташвили И.Т. Проект МСХП «АгроПРОФИ».–URL:www.agro.permkrai.ru

Anna Latysheva, Сandidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Branch and Territorial Economics, Perm State Agricultural Academy after Academician D. N. Pryanishnikov, Permlatysheva.pgsha@rambler.ru

ZhannaUpilkova, Сandidate of Economic Sciences, senior lecturer at the chair of Branch and Territorial Economics, Perm State Agricultural Academy after Academician D. N. Pryanishnikov, Permupilcova.pgsha@rambler.ru

Anatoly Razumov, PhD applicant, Perm State Agricultural Academy after Academician D. N. Pryanishnikov, Permnela.perm@rambler.ru

Improving of agricultural orientation processes by synergeticmeans

Abstract. The paperis devoted to guidance from rural youth, improvement of the process by means of synergetic and harmonization of modern technology andtraditional values inagricultural professional orientation. Thepaperdraws attention to humanization of education as a condition of professional training for rural specialists. The authors revelprinciples and tools of synergeyon the example of the project “AgroPROFI” and prove that government, business and education together can give withoutboundary opportunities toa person and highly qualified personnel toagricultural sector. Keywords: agricultural orientation process, toolsand approachofsynergetic, selfdevelopment, continuity and synergy in training and social responsibility agribusiness.References1.Rezoljucija uchastnikov VI Vserossijskogo molodezhnogo foruma «Formula agrarnogo obrazovanija» , Materialy delovoj programmy Rossijskoj agropromyshlennoj vystavki “Zolotaja osen'”,Moskva, VDNH 09.10.2014 g. Available at: www.goldenautumn.ru (inRussian).2.Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295 Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii “Razvitie obrazovanija” na 2013–2020 gg. (v novoj redakcii). Available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (in Russian).3.Latysheva, A. I. (2014) “’Kvalistoimostnoj podhod v perspektivnyh razrabotkah OPK i APK kak edinyj put' jekologizacii tehnologij, na primere vnedrenija sredstvami TRIZ generatorov ozona PGO –1 v proizvodstvo pticefabriki ‘Permskaja’”, Materialy delovoj programmy Permskogo inzhenernopromyshlennogo foruma “Roboty i intellektual'nye sistemy –blizhajshee budushhee”,Perm', Vystavochnyj centr “Permskaja jarmarka”, 07.11.2014 g. Available at: www.engineerforum.ru (in Russian).4.Getashvili,I. T. (2012) “Gumanitarnye innovaciiv sel'skoj nauke i obrazovanie”,Materialy XXIII MNPK “Nauka kak garant stabil'nogo razvitija”,Gorlovka, p.46 (in Russian).

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15158. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15158.htm.–ISSN 2304120X. 10

5.Latysheva,A. I.(2013)“Sel'skohozjajstvennoe obrazovanie, vchera i segodnja (na primere Permskogo kraja)”,Agrarnyj vestnik Urala,№ 8 (114),pp.44–46. Available at: www.avu.usasa.ru (in Russian).6.Latysheva,A. I., Getashvili,I. T., Razumov, A. I. &Rjazanov,S. M. (2013) “Sel'skohozjajstvennoe obrazovanie Predural'ja: istorija i sovremennost'”,JeKO,№ 10,pp.182–187. Available at: www.ecotrends.ru (in Russian).7.Latysheva,A. I., Razumov, A. I. &Ivanova,E. I. (2012) “Gumanizacija obrazovatel'nogo processa kak odno iz uslovij professional'noj podgotovki sovremennogo specialista dlja sela”,Koncept,№ 1. Available at: http://www.covenok.ru (in Russian).8.Haken,G. (1999) “Mozhem li my primenjat' sinergetiku v nauke o cheloveke?,inTrofimova,I. N. (ed.) Sinergetika i psihologija. Teksty. Vyp. 2. Social'nye processym, “JanusK”,Moscow,p.11(in Russian).9.Prigozhin,I. Filosofija nestabil'nosti. Available at: http://www.PHILOSOPHY.ru/library/vopros/51.html (in Russian).10.Knjazeva, E. N. &Kurdjumov,S. P. (1997) “Antropnyj princip v sinergetike”,Voprosy filosofii,№ 3,pp.62–79 (in Russian).11.Shalaev,V. P. (2000) Sinergetika cheloveka, obshhestva, prirody: upravlencheskie aspekt: ucheb. posobie,Marijskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet,JoshkarOla (in Russian).12.Getashvili, I. T. Proekt MSHP “AgroPROFI”.Available at: www.agro.permkrai.ru (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.03.15ОпубликованаPublished30.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И., 2015www.ekoncept.ru