Решение проблем как основа личностного здоровья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Милова Ю. В. Решение проблем как основа личностного здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15270.htm.
Аннотация. В статье предлагается модель личностного здоровья/патологии как решение интрапсихических и интерпсихических проблем. Механизмами личностного здоровья и патологии в этой модели выступают истинные потребности, трансформирующиеся в истинные или патологические мотивы, конфликт между ними и их фрустрация.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Милова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15270УДК 159.923.3

Милова Юлия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедрыпсихологии и управления персоналомЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», РостовнаДонуblacksea66@yandex.ru

Решение проблем как основа личностного здоровья

Аннотация. В статье предлагается модель личностного здоровья/патологии как решение интрапсихических и интерпсихических проблем. Механизмами личностного здоровьяи патологии в этой модели выступают истинные потребности, трансформирующиеся в истинные или патологические мотивы, конфликт между ними и их фрустрация. Ключевые слова: личностное здоровье, личностная патология, решение проблемы, истинныепотребности, конфликт, фрустрация, дистресс, кризис, патологические мотивы.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Личностное здоровье –понятие, синонимичное самоактуализации, личностному росту, развитию, личностной зрелости, хорошей жизни, психическому здоровью и др. Синонимами личностной патологии в психологической литературе являются неврозы, симптомы, психопатология, саморазрушение, деградация, регресс и т. д. Обобщая работы А. Адлера, К. Хорни, Э. Эриксона, Э. Фромма, Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла, Р. Мэя, И. Ялома, Ф. Перлза, А. Эллиса, М. Гулдинга, М.С.Пека, Г. Селье, У. Глассера, Б.С. Братусяи других ученых, мы выделили существенные признаки личностного здоровья и личностной патологии:1.Осознание внутреннего и внешнего мира. Осознание внутреннего мира подразумевает осознание своих мотивов, целей, эмоций, мыслей, способностей, предназначения, последствий решения; направленный на них процесс самопознания. Осознание внешнего мира означает объективное отражение действительности: реалистичное, свободное от стереотипов и предрассудков, основанное на логическом мышлении, направленное на поиск истины.Осознанность внутреннего и внешнего мира характерна для личностного здоровья. Личностной патологии свойственно непонимание своих потребностей, эмоций, способностей, конфликтов и т.д. и нежелание их осознавать; игнорирование и искажение реальности с помощью защитных механизмов, ее замена фантазиями, ложью.2.Равенство. Личностному здоровьюсвойственно отношение к себе и другому человеку как к личности: уважение к потребностям и правам других людей и своим собственным, установление баланса между ними, заинтересованность в их удовлетворении. Человек помогает другим людям удовлетворить их истинные потребности, удовлетворяет свои истинные потребностии не позволяет другим людям мешать их удовлетворению. Для личностной патологии характерно отношение к другому человеку или к себе как к вещи: неумение установить баланс своих и чужих потребностей, неуважение либо к потребностям других, либо к своим.3.Независимость и ответственность выбора. Личностно здоровый человек самостоятельно делает конструктивный выбор и принимает решения, является субъектом своей жизни, проектирует свое будущее, противостоит деструктивным внешним влияниям; несет ответственность за выбор позиции, жизненного пути, поступков. Он Милова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 2

осознает, что решение его проблем зависит от него самого, а не от других, времени и судьбы. Личностной патологии присущипассивное подчинение разрушительному внешнему давлению, отказ от самостоятельного выбора действий, деструктивный выбор, неспособность проектировать свое будущее. Личностно нездоровый человек избегает личной ответственности за свою жизнь и поступки, возлагая ее на других и ожидая удовлетворения своих потребностей от них. 4.Выбор между истинными и патологическими мотивами. Личностное здоровье предполагает выбор истинных мотивов. Личностной патологии соответствует удовлетворение невротических потребностей, фрустрированность истинных желаний, невозможность их выразить.5.Реализованность потенциала. Личностному здоровьюсвойственно выявление и максимальное творческое использование субъектом своих способностей, склонностей, интересов в общеполезном труде. Личностно здоровый человек поглощен просоциальной деятельностью по призванию. Человек с личностной патологией не верит в свои возможности и не актуализирует их (делает это только в своих фантазиях), выполняет дело, не соответствующее его призванию.6.Направленность на других или себя. Направленность надругих присуща личностному здоровью и означает самоотдачу, любовь и заботу о других людях, в том числе чужих, созидательный труд на благо общества и человечества в целом, выход за пределы личного блага и сосредоточенности на себе, созидательный смысл жизни. Также включает улучшение жизни других и содействие развитию другого человека –желание, чтобы он стал лучше, без нарушения его потребностей и прав, помощь в познании себя и своего предназначения. Личностная патология описывается как направленность на себя, эгоцентрический смысл жизни (обладание и разрушение), использование других как средства достижения своих целей, неспособность к самоотдаче и любви, забота только о самом себе.7.Отношение к трудностям. Личностно здоровый человек открыто встречает противоречия, трудности и неприятности, конструктивно преодолевает их, невзирая на разочарования, страх, боль, лишения, и движется вперед. Он не боится менять свою жизнь и постоянно учится. Личностная патология характеризуется капитуляцией перед жизненными трудностями, угрозами, неудачами и их избеганием. Личностно нездоровый человек хочет получать все без усилий, жить без проблем и тревог; он жертвует свободой, самоуважением, истиной, способностями ради безопасности, защищенностии тем самым выбирает регресс [1–17].Опираясь на работы Э. Эриксона, А. Адлера, А. Маслоу, Э. Фромма, Г. Селье, Р.Лазаруса, Г. Олпорта, Б.С. Братуся, Н.В. Тарабриной, Ф.Е. Василюка и других, мы разделили такие формы личностной патологии,как дистресс и кризис. Дистресс–последняя фаза в развитии стресса как приспособительной реакции организма на угрозу жизненно важным потребностям, характеризующаяся перенапряжением и истощением защитных систем организма, ведущим к нарушению его функционирования. Дистресс проявляется на уровне организма, так какне удовлетворены потребности, связанные с выживанием, и означает нарушение отношения к себе как телу. Больше проявляется в физиологических нарушениях и реализуется в психосоматических заболеваниях, которые могут развиваться и у животных. Дистресс не возникает даже при физических лишениях и страданиях, если человек осуществляет выбор в пользу мотивов отдачи, отдает предпочтение общественным ценностям в противовес эгоцентрическим интересам. Кризис –реакция личности на фрустрацию потребности в самоактуализации, нереализованность своего жизненного предназначения, неосуществленность смысла своей жизни, неудовлетворенность жизнью и личностный регресс. Различие между Милова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 3

дистрессом и кризисом заключается в том, что дистресс является ответом на угрозу организму, здоровью, материальному благополучию, а кризис возникает в ответ на опасность для самоактуализации. Кризис проявляется на уровне личности, соматических изменений первоначально нет, организм и его защитные силы функционируют эффективно. Означает нарушение отношения к другим людям и себе как к другому человеку, заключается во фрустрации мотивов отдачи и проявляется в одиночестве и отчуждении, которые становятся более важными, чем при дистрессе, так какнизшие потребности удовлетворены и возникает стремление к чемуто большему. Кризис в отличие от дистресса может развиться только у человека. При дистрессе одиночество и отчуждение не значимы, т.е. потребности отдачи отодвинуты на второй план, значима лишь фрустрированность мотивов присвоения. Кризис реализуется в защитных механизмах, утрате смысла жизни, апатии, противоправном поведении, авторитарности, деструктивности, конформизме, скуке и цинизме, а также в неврозах, психопатиях, психических заболеваниях, аддикциях, которые постепенно, так жекак и психосоматические заболевания, могут приводить к разрушению организма. Личностная патология при кризисе, так жекак и при дистрессе,может проявляться в психосоматике, но только как вторичном образовании, реакции на отчуждение [3;5; 15;17–20; 21–23]. По нашему мнению, дистресс и кризис –формы личностной патологии, возникшиевследствие не решения интрапсихических проблем. Не решение интерпсихических проблем приводит к возникновению таких форм личностной патологии,как разрушение и саморазрушение. Разрушение обычно понимается как власть, господство, превосходство над другими людьми, причинение им ущерба, их уничтожение, агрессия, а саморазрушение –как подчинение другим людям, причинение ущерба себе, самоуничтожение, аутоагрессия. И то и другое –результат бессилия и неполноценности как неспособности к самостоятельной жизни и реализации своих способностей [18; 20]. Личностное здоровье и личностная патология достигаются в ходе решения проблем. Проблема состоит в неосознанности субъектом: 1) истинных потребностей своих и других людей;2) адекватных им конструктивных целей, способов их достижения1и последствий с учетом интересов других и своих. Нерешенная проблема означает замену истинных мотивов патологическими, нереализованность потенциала, направленность насебя и избегание в дальнейшем решения проблем. Критерием проблемы является фрустрированность истинных потребностей, угрожающая выживанию субъекта (неудовлетворение мотивов присвоения) и его развитию (неудовлетворение мотивов отдачи). Патологические мотивынарушают удовлетворение либо истинных потребностей других (разрушение), либо своих истинных потребностей (саморазрушение).Решение проблемы означает осознание истинных потребностей своих и других людей, выбор целей и способов их достижения с учетом последствий для себя и других, их реализацию,что способствует развитию истинных мотивов (с акцентом на мотивы отдачи), реализации потенциала, направленности на других и способности решать новые проблемы. Решение проблемы заключается в удовлетворении своих истинных потребностей и содействии удовлетворению истинных потребностей других. Общеизвестными являются необходимые условия решения проблемы –логическое мышление (формулирование задачи, поиск способов достижения цели, выбор и принятие решения), принятие ответственности (оценка последствий принятого решения для себя и других), волевые 1Под способами достижения цели или ресурсами в дальнейшем будем понимать способности, склонности, ЗУН, волевые качества. Конструктивные ресурсы используются в соответствии с призванием в созидательном труде, деструктивные ресурсы используются в несоответствии с призванием в потребительской и разрушительной деятельности. Милова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 4

усилия (контроль над исполнением решения и оценка результатов, исполнение принятого решения до достижения цели). Проблемы, с которыми сталкивается человек, условно можно разделить на интрапсихические и интерпсихические. Мы считаем, что взаимосвязанными и последовательно развертывающимися компонентами проблемной ситуации являются потребность, конфликт, фрустрация.Потребность –психическое отражение нужды индивида в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. По мнению С.Л. Рубинштейна, В.А. Иванникова, К. Обуховского, Е.П. Ильина и других, для того чтобы инициировать и направить деятельность на удовлетворение потребности, человек должен преобразовать потребность в мотив, который будет включать потребность, цель деятельности и способы достижения цели [24–27]. Как утверждают К. Хорни, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз, И. Ялом и другие, мотивы могут быть истинными (базовыми, зрелыми, реальными) или патологическими (невротическими, фиктивными). Фрустрация истинных потребностей приводит к личностной патологии. Истинные потребности, служащие развитию индивида, направляющие конструктивную деятельность, включают: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, уважения, познания, эстетические, справедливости, самоактуализации [10; 11; 19; 20; 28]. Истинные потребности преобразуются в истинные мотивы, если они удовлетворяются с помощью конструктивных целей и способов их достижения. Считается (Б.С. Братусь, А. Маслоу, Э. Фромм, В.Э. Мильман), что истинные мотивы делятся на мотивы присвоения и мотивы отдачи (нуждыроста, обладаниябытия, потребленияпроизводства). Мотивы присвоения направляют активность субъекта на приобретение и использование окружающего как средства достижения личных выгод, т.е.деятельность для себя. Мотивы отдачи направляют активность на преобразование мира для блага общества, на служение делу, другим людям и любовь к ним, т.е.деятельность для других [4; 17; 19; 29]. Мотивы присвоения связаны с потребностями физиологическими и безопасности, мотивы отдачи связаны с потребностями любви, уважения, самоуважения, самоактуализации, познавательными, эстетическими и др. Личностное здоровье является следствием баланса мотивов отдачи и присвоения, а также преобладания мотивов отдачи над мотивами присвоения и удовлетворения мотивов отдачи, даже если фрустрированы мотивы присвоения. Личностная патология возникает в результате доминирования мотивовприсвоения над мотивами отдачи и фрустрации мотивов отдачи при удовлетворении или фрустрации мотивов присвоения. Доминирующие мотивы отдачи или баланс мотивов отдачи и присвоения и их удовлетворение порождают смысл созидания, а доминирующие мотивы присвоения и фрустрация мотивов отдачи –смысл потребления/разрушения. Смысл созидания–это смысл для других, осуществляемый в творческом трудовом вкладе в жизнь общества, в служении общему делу и любви. Смысл потребления –это всегда смысл для себя, имеющий разрушительные последствия. У людей с личностной патологией смысл потребления и разрушения преобладает над смыслом созидания [8; 10; 18]. Только осознание истинной пользы своей деятельности для других и себя придает ей созидательный смысл и становится предпосылкой для личностного здоровья. Патологические мотивы препятствуют развитию личности и направляют деструктивную деятельность. Они образуются из истинных потребностей, которые удовлетворяются деструктивными целями и способами их достижения. За каждым патологическим мотивом можно обнаружить истинную потребность, например, за мотивом влаМилова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 5

сти скрываются фрустрированные потребности в безопасности, любви, уважении, самоактуализации и др. Патологические мотивы противостоят истинным, их нельзя удовлетворять одновременно [10; 18–20]. Обобщая работы А. Адлера, К. Хорни, К. Роджерса, Г. Мюррея, А. Маслоу, В.Франкла, Э. Фромма, Б. Рассела, Х.Хекхаузена, В.М. Блейхера и других, мы выделили следующие виды патологических мотивов.1.Мотивы обладания вещами и людьми: Мотивы зависимости –стремление быть обладаемым другими людьми в качестве вещи: принижать себя, выставлять в худшем виде, искать наказания и радоваться ему, признавать свою второсортность; восхищаться вышестоящими, поддерживать их и подражать им, воздавать им почести, подчиняться обычаю; получать опеку, защиту от неприятностей, руководство, утешение, помощь. Мотивы власти –стремление самому обладать другими людьми как вещами: прибегать к насилию, нападать, оскорблять, убивать, мстить за обиды; контролировать других людей, превосходить их и господствовать над ними, ограничивать и запрещать, достигать своей значимости за счет других; пренебрегать другими, избавляться от них, игнорировать, обманывать. Мотивы тщеславия и дефицитарной любви –стремлениеобладать интересами и временем других людей: производить впечатление, привлекать к себе внимание, вызывать восхищение, шокировать окружающих, соответствовать их ожиданиям, получать всеобщую любовь и одобрение, избегать отвержения, критики и отказов.Мотивы приобретения –постоянно изменять, обновлять ощущения и эмоциональные переживания, получаемые от вещей и людей, потреблять их излишне и неконструктивно, например, алкоголь, наркотики, пищу, секс и симбиотические отношения как заместители любви и др.

2.Мотивы минимизации усилий –стремление брать и получать, не отдавая и не прикладывая собственных усилий: избегать трудностей и препятствий, воздерживаться от действий с целью предотвращения неудачи, устраняться от обязательств и ответственности за свои решения и поступки, отказываться от активности, труда, самоотдачи. Рентные установки как стремление к получению материальных, социальных, психологических выгод, не требующему собственной деятельности; свобода от обязанностей, забот, необходимости принимать решения и выполнять их.3.Мотивы патологической безопасности –стремление неукоснительно следить за чистотой и порядком, придерживаться установленных правил, избегать всего незнакомого, неизведанного, чужого, подчиняться обычаям, традициям, выполнять общепринятые ритуалы [1; 2; 6; 8; 20; 28; 30–33]. Патологические мотивы обладания отличаются от истинных мотивов присвоения тем, что первые удовлетворяются в ущерб другим людям, наносят им прямой или косвенный вред, а вторые –без ущерба для других. При личностной патологии патологические мотивы доминируют над истинными и замещают их. Конфликт обычно понимается как противоречие между разнонаправленными или взаимоисключающими потребностями субъекта или субъектов, осознание этого противоречия и осуществление выбора в пользу одного из них как разрешение конфликта. В нашей работе конфликт рассматривается как противоречие и выбор между мотивами присвоения и отдачи, патологическими и истинными, смыслом созидания и потребления/разрушения, своими потребностями и потребностями других.Фрустрация большинством исследователей рассматривается как эмоциональное состояние неудовлетворенности и напряжения, возникающее при встрече индиМилова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 6

вида с объективно или субъективно непреодолимыми препятствиями на пути к удовлетворению потребности и достижению цели. В нашей работе делается акцент на фрустрацию истинных потребностей своих и чужих, а также мотивов отдачи. Модель личностного здоровья и личностной патологии включает схему механизмов личностногоздоровья/личностной патологии как решения/не решения интрапсихической проблемы (см. рис. 1), схему механизмов личностного здоровья / личностной патологии как решения/не решения интерпсихической проблемы (см. рис. 2), формулы личностного здоровья и личностной патологии2. Пояснениек рис. 1. Интрапсихическая проблема начинается с возникновения истинных потребностей, которые трансформируются в истинные или патологические мотивы (Ми=Пи+Цко+Ркоили Мп=Пи+Цде+Рде). Решение проблемы состоит в выборе между ними и в установлении баланса между мотивами присвоения и отдачи. В случае личностного здоровья между последними нет антагонизма, они сбалансированы. Преобладание мотивов отдачи над мотивами присвоения не означает удовлетворения потребностей других в ущерб своим. Это значит, что человекосуществляет деятельность, имеющую созидательный смысл, способствующую развитию других людей и удовлетворению их истинных потребностей, не потворствует их патологическим мотивам, а свои потребности удовлетворяет по разумному минимуму. Иллюзия антагонизмамежду мотивами присвоения и отдачи возникает, если потребности безопасности и физиологические трансформируются в патологические мотивы и возникает противоречие между мотивами отдачи и патологическими мотивами. Доминирование патологических мотивов над истинными равносильно доминированию мотивов присвоения, приобретших патологическую форму, над мотивами отдачи, которые фрустрированы. В этом случае субъект не осознает свои мотивы отдачи и не знает способов их удовлетворения. Неудовлетворение потребностей приводит к фрустрации. Формирование истинных мотивов способствует возникновению смысла созидания и личностного здоровья, а формирование патологических мотивов приводит к возникновению смысла потребления и разрушения и к личностной патологии. Личностное здоровье развивается на основе удовлетворения мотивов отдачи. Если фрустрированы и мотивы отдачи, и мотивы присвоения, развивается такая форма личностной патологии,как дистресс; если фрустрированы мотивы отдачи, а мотивы присвоения удовлетворены, развивается кризис. Дистресс развивается также как результат отказа от решения проблемы. Пояснениек рис. 2.Интерпсихическая проблема начинается с возникновения истинных потребностей своей и другого человека. Личностное здоровье субъекта развивается, если он не только делает выбор между своими истинными и патологическими мотивами пользу первых, но и содействуетразвитию у другого человека истинных мотивов и личностного здоровья. Проблема в этом случае решается установлением баланса своих и чужих истинных мотивов. Личностная патология субъекта развивается, если он не только сам выбирает патологические мотивы, но и способствует развитию у другого человека патологических мотивов и личностной патологии, препятствуя формированию у него истинных мотивов и личностного здоровья (разрушение); а такжеесли он позволяет другому развивать у себя патологические мотивы и подавлять истинные (саморазрушение). В этом случае проблема «решается» с помощью подавления либо своих истинных мотивов, либо чужих; а по существу она не 2Условные обозначения в схемах и формулах: ЛЗ –личностное здоровье, ЛП –личностная патология, П –потребности, Ц –цель, Р –ресурсы, М –мотивы, д–дистресс, к–кризис, р–разрушение, ср–саморазрушение, и –истинные, п –патологические, пр –присвоения, о –отдачи, св–свои (субъекта), др–другого, ко–конструктивные, де–деструктивные.Милова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 7

решается, так какфрустрированы свои или другого человека истинные потребности. На рис. 2фрустрация не представлена, чтобы не перегружать его. Но подразумевается, что фрустрация и у субъекта,и у другого человека возникает вслед за подавлением у каждого из них истинных мотивов.Формулы личностного здоровья и личностной патологии:1.ЛЗ=.2.ЛПр==.3.ЛПср==.Пояснения к формулам.1. Личностное здоровье означает, что истинные мотивы больше, чем патологические, субъект способствует развитию истинных мотивов другого и его личностного здоровья, соблюдается баланс истинных потребностей своих и другого. Истинные мотивы направлены на удовлетворение не только своих истинных потребностей и достижение конструктивных целей, но и другого человека; опираются, прежде всего, на собственные ресурсы субъекта, хотя могут использовать в ряде случаев и ресурсы других. Рсв≥Рдрозначает, что человек хорошо знает свои способности и реализует их самостоятельно; если и пользуется помощью других, то организует ее сам. 2 и 3. Личностная патология означает, что патологические мотивы (свои или чужие) больше, чем истинные (чужие или свои). Патологические мотивы в формуле2 направлены на достижение власти над другими людьми (разрушение); в них патологические мотивы субъекта преобладают над истинными мотивами других (в числителе Мп св�Ми др). Субъект мешает другому человеку в его развитии и подавляет его истинные мотивы. Патологические мотивы в формуле 3 направлены на достижение зависимости от других (саморазрушение); в них патологические мотивы других преобладают над истинными мотивами субъекта (в числителе Мп др�Ми св). Другой человек мешает развитию субъекта и подавляет его истинные мотивы, способствуя их преобразованию в патологические.Конфликт как механизм личностного здоровья/личностной патологии представлен в формулах как противостояние своих и чужих потребностей, целей и ресурсов, истинных и патологических мотивов. Проблема решается достижением баланса между ними. Фрустрация рассматривается как неудовлетворение истинных мотивов, которые подавлены патологическими. О связи личностного здоровья и личностной патологии с решением проблем писали А. Адлер, К. Хорни, Ф. Перлз, А. Эллис, К. Гольдштейн, Г. Олпорт, К. Роджерс, Р. Мэй, Э. Эриксон, И. Ялом, М.С. Пек, М. Селигман, В.С. Ротенберг, Е.Е. Вахромов и др. По их мнению, здоровая личность мужественно встречает жизненные трудности, понимает, что их преодоление зависит от него самого, и активно противостоит им, овладевая внешним миром. Другие важные признаки решения проблемы здоровым человеком –осознание своих потребностей, целей и конфликта между ними, независимый и свободный выбор между ними, готовность отвечать за свое решение. Личностная патология проявляется в нежелании сталкиваться с проблемами и работать над ними, в ожидании того, что они исчезнут сами собой или их решат другие люди, т.е. в отказе от их решения. Неразрешенность бытийных проблем одиночества, страха смерти, отсутствия смысла также приМилова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 8

водит к личностной патологии. Но предметом исследования отношение личностного здоровья к решению проблем не стало. Дальнейшее изучение их связи необходимо для создания ясной и четкой теоретической основы просветительской, консультативной и коррекционной деятельности практического психолога. Эмпирически проверенные знания о взаимоотношениях решения проблем и личностного здоровья могут помочь клиентам развить сознательное управление своим поведением через изменение иерархии мотивов, развитие мотивов отдачи, осуществление свободного и ответственного выбора [1; 2; 3; 5; 6; 9–11; 12; 14; 34–37].О потребностях, конфликте и фрустрации в контексте личностного здоровья и личностной патологии в своих работах говорили А. Адлер, К. Хорни, К. Гольдштейн, Ф. Перлз, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, Э. Эриксон, Г. Олпорт, И. Ялом, Э. Фромм, У. Глассер и др. Согласно названным источникам, истинные потребности личностно здорового человека удовлетворены, а нездорового –нет, так какподменены патологическими мотивами. Постоянный неосознанный и неразрешенный конфликт истинных потребностей, целей и ценностей приводит к личностной патологии, напротив, их осознание и разрешение противоречия, выбор позиции по отношению к возможным альтернативам способствуют развитию здоровой личности. Конфликт понимается как основа для самостоятельного свободного выбора между движением вперед (самоактуализацией) и регрессом. Соответственно, и фрустрация истинных потребностей, в том числе смысла созидания, ведет к личностной патологии, а их удовлетворение способствует развитию здоровой личности. Фрустрация может способствоватьразвитию через актуализацию собственных ресурсов и способности опираться на себя. Таким образом, потребности, конфликт и фрустрация создают возможность для развития как личностного здоровья, так и личностной патологии [3; 5–11; 16; 18; 20; 28; 34].Анализработ, посвященных личностному здоровью, и наша собственная модель позволяют нам предложить следующее его понятие. Личностное здоровье –это решение интрапсихических проблем как выбор в пользу истинных мотивов,ипрежде всегомотивов отдачи, и их реализация в созидательном общеполезном труде; решение интерпсихических проблем как достижение баланса своих истинных мотивов и истинных мотивов других людей. Личностная патология –это «решение» интрапсихических проблем в пользу патологических мотивов в ущерб мотивам отдачи и их реализация в деятельности потребления и разрушения; «решение» интерпсихических проблем в ущерб своим истинным мотивам или истинным мотивам других людей.Выводы1.Признаками личностного здоровья являются осознанность внутреннего и внешнего мира; достижение баланса своих и чужих истинных потребностей; готовность к независимому и ответственному выбору; доминирование истинных мотивов; реализация потенциала; направленность на других; преодоление трудностей. Признаки личностной патологии: недостаток осознания внутреннего и внешнего мира; отсутствие баланса между своими и чужими истинными потребностями; отказ от независимого и ответственного выбора; преобладание патологических мотивов; отказ от реализации потенциала; направленность на себя; отказ от преодоления трудностей. Формы личностной патологии: дистресс и кризис как формы личностной патологии при не решении интрапсихических проблем; разрушение и саморазрушение как формы личностной патологии при не решении интерпсихических проблем. 2.Сущностью проблемы является неосознанность своих и чужих истинных потребностей, конструктивных целей и ресурсов. Компоненты проблемы –истинные потребности, трансформирующиеся в истинные илипатологические мотивы, конфликт Милова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 9

и фрустрация. Конфликт рассматривается как выбор между мотивами отдачи и присвоения, истинными и патологическими, своими и чужими потребностями, смыслом созидания и потребления. Фрустрация понимается как неудовлетворение истинных потребностей, мотивов отдачи своих и чужих. Основной механизм развития личностного здоровья –истинные потребности и мотивы, в первую очередь мотивы отдачи; основной механизм личностной патологии –патологические мотивы (власти, зависимости, тщеславия и дефицитарной любви, приобретения, минимизации усилий, патологической безопасности). 3.Согласно модели личностного здоровья, оно представляет собой решение интрапсихических проблем в пользу истинных мотивов, удовлетворение мотивов отдачи в труде, имеющем смысл созидания; решение интерпсихических проблем как осознание и учет своих и чужих истинных потребностей, конструктивных целей и ресурсов и достижение баланса между ними. Личностная патология заключается в «решении» интрапсихических проблем в пользу патологических мотивов и их реализации в деятельности, имеющей смысл потребления и разрушения, фрустрации мотивов отдачи; «решении» интерпсихических проблем с фрустрацией своих истинных мотивов или истинных мотивов других людей.

Рис. 1. Схема механизмов личностного здоровья/личностной патологии как решения/не решения интрапсихической проблемыМилова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 10

Рис. 2. Схема механизмов личностного здоровья/личностной патологии как решения/не решения интерпсихической проблемы

Ссылки на источники1.Адлер А.Понять природу человека.–СПб.:Академический проект, 1997.–256 с.2.Хорни К. Невроз и личностный рост.–СПб.:ВосточноЕвропейский институт психоанализа, 1997.–316 с.3.Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис.–М.:Прогресс, 1996.–344 с.4.Фромм Э. Душа человека.–М.:АСТ, 2004. –256 с.5.Олпорт Г. Становление личности.–М.:Смысл, 2002.–462 с.6.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.–М.:Прогресс, 1994.–478 с.7.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.–СПб.:Евразия,1999.–432 с.8.Франкл В. Доктор и душа.–СПб.:Ювента, 1997. –287 с.9.Мэй Р. Смысл тревоги.–М.:Класс, 2001.–384 с.10.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.–М.:Класс, 1999. –576 с.11.Перлз Ф. Практика гештальтерапии.–М.:Институт общегуманитарных исследований, 2001.–384 с.12.Эллис А. Гуманистическая психотерапия.–М.:ЭксмоПресс, 2002. –272 с.13.Гулдинг М.Эволюция психотерапии. Т. 4 / под ред. Дж.К. Зейга.–М.:Класс, 1998.–320 с.14.Пек М.С. Непроторенная дорога. –Киев: София, 1999.–320 с.15.Селье Г. Когда стресс не приносит горя.–М.:РЭНАР, 1992. –160 с.16.Глассер У. Терапия реальностью // Эволюция психотерапии. Т. 4 / под ред. Дж.К. Зейга.

17.Братусь Б.С. Аномалии личности.–М.:Мысль, 1988.–301 с.18.Адлер А. Наука жить. –Киев: PortRoyal, 1997. –288 с.19.Маслоу А. Мотивация и личность.–СПб.:Питер, 2003.–392 с.20.Фромм Э. Бегство от свободы.–М.:Прогресс, 1995.–272 с.Милова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 11

21.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. –Л.: Лениздат, 1970. –С. 178–208.22.Тарабрина Н.В., Соколова Е.Д., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е.Посттравматическое стрессовое расстройство // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.–М., 2002. –С. 599–608.23.Василюк Ф.Е. Психология переживания.–М.:Издво МГУ, 1984. –200 с.24.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.–СПб.:Питер, 1999. –679 с.25.Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции.–М.:Издво Моск. Унта. 1991.–142 с.26.Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека.–СПб.:Речь, 2003. –296 с.27.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.–СПб.:Питер, 2000. –512 с.28.Хорни К. Невротическая личность нашего времени.–М.:ПрогрессУниверс, 1993.–480 с.29.Мильман В.Э. Мотивация творчества и роста.–М.:Мирея, 2005. –165 с.30.Murray H. A. Explorations in Personality. –New York: Oxford University Press, 1938. –645 с.31.Рассел Б.Проблемы философии.–Новосибирск: Наука, 2001. –111 с.32.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.–СПб.:Питер, 2003. –860 с.33.Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. –Воронеж: МОДЭК, 1995.–640 с.34.Goldstein K. Selected writings/ed. Aron Gurwitsch, Else M. Goldstein. –1967. –578 p.35.Селигман М. Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни.–М.:София, 2006.–368 с.36.Ротенберг В.С. Вопросы воспитания в свете психосоматической парадигмы // Вопросы психологии. –1989. –№6. –С. 22–28.37.Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации.–М.:Международная педагогическая академия, 2001.–331 с.

Julia Milova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Psychology and Personnel Management, Institute of Management Business and Law, RostovonDon blacksea66@yandex.ruProblem solving as the basis of personal healthAbstract.The paper presents a model of personality health/pathology as a solution of intrapsychic and interpsychic problems. In the model, true needs transformed into true or pathological motives, conflict between them and frustration of them are considered as the mechanisms of personal health/pathology. Keywords:personalhealth, personalpathology, problemsolution, trueneeds, conflict, frustration, distress, crisis, pathologicalmotives.References1.Adler, A. (1997) Ponjat' prirodu cheloveka, Akademicheskij proekt, St. Petersburg, 256 p.(in Russian).2.Horni, K. (1997) Nevroz i lichnostnyj rost, VostochnoEvropejskij institut psihoanaliza,St. Petersburg, 316 p.(in Russian).3.Jerikson, Je. (1996) Identichnost': junost' i krizis,Progress, Moscow, 344 p.(in Russian).4.Fromm, Je. (2004) Dusha cheloveka, AST, Moscow, 256 p.(in Russian).5.Olport, G. (2002) Stanovlenie lichnosti, Smysl, Moscow, 462 p.(in Russian).6.Rodzhers, K. (1994) Vzgljad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka, Progress, Moscow, 478 p.(in Russian).7.Maslou, A. (1999) Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki, Evrazija, St. Petersburg, 432 p.(in Russian).8.Frankl, V. (1997) Doktor i dusha, Juventa, St. Petersburg, 287 p.(in Russian).9.Mjej, R. (2001) Smysl trevogi, Klass, Moscow, 384 p.(in Russian).10.Jalom, I. (1999) Jekzistencial'naja psihoterapija, Klass, Moscow, 576 p.(in Russian).11.Perlz, F. (2001) Praktika geshtal'terapii,Institut obshhegumanitarnyh issledovanij, Moscow, 384 p.(in Russian).12.Jellis, A. (2002) Gumanisticheskaja psihoterapija, JeksmoPress, Moscow, 272 p.(in Russian).13.Gulding, M. & Zejg, K. (ed.) (1998) Jevoljucija psihoterapii. T. 4,Klass, Moscow, 320 p.(in Russian).14.Pek, M. S. (1999) Neprotorennaja doroga, Sofija, Kiev, 320 p.(in Russian).15.Sel'e, G. (1992) Kogda stress ne prinosit gorja, RJeNAR, Moscow, 160 p.(in Russian).16.Glasser, U. (1998) Terapija real'nost'ju // Jevoljucija psihoterapii. T. 4. 17.Bratus', B. S.(1988)Anomalii lichnosti,Mysl', Moscow, 301 p.(in Russian).18.Adler, A. (1997) Nauka zhit',PortRoyal, Kiev, 288 p.(in Russian).Милова Ю. В.Решение проблем как основа личностного здоровья// Кон0цепт. –2015. –№ 08(август).–ART15270. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15270.htm.–ISSN 2304120X. 12

19.Maslou, A. (2003) Motivacija i lichnost', Piter, St. Petersburg, 392 p.(in Russian).20.Fromm, Je. (1995) Begstvo ot svobody, Progress, Moscow, 272 p.(in Russian).21.Lazarus, R. (1970) “Teorija stressa i psihofiziologicheskie issledovanija”,Jemocional'nyj stress, Lenizdat, Leningrad,pp. 178–208(in Russian).22.Tarabrina, N. V., Sokolova, E. D., Lazebnaja,E. O. &Zelenova, M. E. (2002) “Posttravmaticheskoe stressovoe rasstrojstvo”, inGippenrejter, Ju. B. & Falikman,M. V. (eds.) Psihologija motivacii i jemocij/ pod red.,Moscow,pp. 599–608(in Russian).23.Vasiljuk, F. E. (1984) Psihologija perezhivanija, Izdvo MGU, Moscow, 200 p.(in Russian).24.Rubinshtejn, S. L. (1999) Osnovy obshhej psihologii, Piter, St. Petersburg, 679 p.(in Russian).25.Ivannikov, V. A. (1991) Psihologicheskie mehanizmy volevoj reguljacii, Izdvo Mosk. Unta, Moscow, 142 p.(in Russian).26.Obuhovskij, K. (2003) Galaktika potrebnostej. Psihologija vlechenij cheloveka, Rech', St. Petersburg, 296 p.(in Russian).27.Il'in, E. P. (2000) Motivacija i motivy, Piter, St. Petersburg, 512 p.(in Russian).28.Horni, K. (1993) Nevroticheskaja lichnost' nashego vremeni, ProgressUnivers, Moscow, 480 p.(in Russian).29.Mil'man, V. Je. (2005) Motivacija tvorchestva i rosta,Mireja, Moscow, 165 p.(in Russian).30.Murray, H. A. (1938) Explorations in Personality,Oxford University Press, New York, 645 p.(in English).31.Rassel, B. (2001) Problemy filosofii, Nauka, Novosibirsk, 111 p.(in Russian).32.Hekhauzen, H. (2003) Motivacija i dejatel'nost', Piter, St. Petersburg, 860 p.(in Russian).33.Blejher,V. M. &Kruk, I. V. (1995) Tolkovyj slovar' psihiatricheskih terminov,MODJeK, Voronezh, 640 p.34.Goldstein, K. (1967) Selected writings, 578 p.(in English).35.Seligman, M. Je. P. (2006) Novaja pozitivnaja psihologija: Nauchnyj vzgljad na schast'e i smysl zhizni, Sofija, Moscow, 368 p.(in Russian).36.Rotenberg, V. S. (1989) “Voprosy vospitanija v svetepsihosomaticheskoj paradigm”,Voprosy psihologii,№ 6,pp. 22–28 (in Russian).37.Vahromov, E. E. (2001) Psihologicheskie koncepcii razvitija cheloveka: teorija samoaktualizacii, Mezhdunarodnaja pedagogicheskaja akademija, Moscow,331 p. (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived10.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.06.15ОпубликованаPublished29.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Милова Ю. В., 2015

www.ekoncept.ru