Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Заводный Н. А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15297.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты проведенного автором исследования, посвященного использованию положений гендерного подхода при формировании здоровьесберегающего поведения студентов. Автор раскрывает теоретико-методологические основания проектирования гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов в современном вузе как фактора, обеспечивающего их «жизнь в здоровье».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Заводный Н. А.Гендерно ориентированная модель формирования здоро0вьесберегающего поведения студентов вуза// Концепт. 22015. 2№ 08(ав0густ).2ART15297. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15297.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15297УДК 371.72

Заводный Никита Александрович,

преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУВПО «Ростовский государственный строительный университет», г. РостовнаДонуzavodnyy@gmail.com

Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза

Аннотация.В статье представлены результаты проведенного автором исследования, посвященного использованию положений гендерного подхода при формировании здоровьесберегающего поведения студентов. Автор раскрывает теоретикометодологические основания проектирования гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов в современном вузе как фактора, обеспечивающего их «жизнь в здоровье». Ключевые слова:гендерный подход, образ жизни в здоровье, здоровьесберегающее поведение студентов.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Здоровье в современном мире выступает в качестве величайшей человеческой ценности, а хорошее здоровье есть основное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций, это фундамент самореализации личности. Соответственно, болезнь, нездоровье –ограниченная в своей свободе жизнь. Здоровье можно измерять на уровне популяции, определяя его через показатели смертности и заболеваемости, а можно также на уровне конкретного индивида, используя характеристики индивидуального здоровья. В конце 70х гг. XXв.при сравнении показателей популяционного и индивидуального здоровья мужчин и женщин был обнаружен факт, выраженность которого усилилась в середине 90х гг. XXв.: несмотря на более молодой возраст испытуемых мужского пола, все характеристики ихиндивидуального здоровья оказались ниже, чем у женщин, что отразилось в высокой степени распространенности хронических болезней, множественности и тяжести патологий.Объяснить это противоречие можно тем, что женский организм имеет значительную генетическую устойчивость к воздействию негативных факторов, которые влияют на показатели здоровья. Это обусловлено популяционной ролью женщиныкак продолжательницы человеческого рода. Высокие социальные и биологические нагрузки, которые выпадают на долю женщины,влияют на показатели их индивидуального здоровья, к ним можно отнести рождение и воспитание детей, бытовые трудности, обусловленные падением общего уровня жизни. Складывающуюся ситуацию частично компенсирует жизнесберегающее поведение женщин: они более внимательны к своему состоянию, чаще обращаются за медицинской помощью, тратят больше средств на приобретение лекарственных препаратов. Для мужчин, напротив, характерен более патологический образ жизни. Мужчины крайне неохотно принимают любые виды лечения, в большей степени потребляют алкоголь, курят, в результате чего смертность в молодом возрасте среди мужчин выше. На сегодняшний день у мужчин трудоспособного возраста среди причин смерти на первое местовышли несчастные случаи, а также отравления и травмы. Большинство специалистовмедиков считают, что одной из ведущих внешних причин возросшей смертности среди мужчин в России является алкоголизация общества. Заводный Н. А.Гендерно ориентированная модель формирования здоро0вьесберегающего поведения студентов вуза// Концепт. 22015. 2№ 08(ав0густ).2ART15297. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15297.htm.2ISSN 2304120X. 2

В связи с этим следует отметить, что здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека.Как отмечает в своем исследовании Г. Сигеристо, здоровым можно считать человекас высокой степенью адаптации к окружающей физической и социальной среде. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье –это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (1985). Поэтому здоровье человека следует рассматриватькак отсутствие болезней и отклонений в структурах и процессах его организма. В.П. Казначеев считает, что здоровьеесть некое динамическое состояние сохранения социальной активности личности при максимальной продолжительности его жизни, а также развитие таких функций оптимальной трудоспособности человека,как биологические, физиологические, психические [1].Степень адаптивности человека влияет на его жизнь и здоровье. Адаптивность при этом рассматривается как врожденная и приобретенная способность к адаптации, осуществляемая на различных уровнях жизнедеятельности организма. Адаптивность человека от рождения основывается на его темпераменте, инстинктах, эмоциях, физиологической конституции, специальных способностях, уровне врожденных сторон интеллекта, внешних данных, физическом состоянии организма.Сформированные в процессе жизнедеятельности личностные особенности, мотивационнопотребностная сфера личности, ценностносмысловые ориентации, уровень интеллекта и культуры, притязания также выступают в качестве факторов адаптивности, которые в различных сочетаниях облегчают или затрудняют процесс адаптации человека к реалиям жизни. Уровень адаптивности изменяется под воздействием условий и образа жизни, обучения, воспитания, в том числе переживаний болезней и инвалидности. Категория «адаптивность»как уровень приспосабливаемости индивидадополняется понятием «адаптированность», означающимстепень фактического приспособления человека к окружающей действительности и уровень его социального статуса, самоощущения, выраженного в удовлетворенности собой и своей жизнью. В настоящее время можно констатировать отсутствие как общего термина, используемого для обозначения поведения, направленного на сохранение и укрепление здоровья, так и широко принятого его определения. Для отечественной науки характерно использование понятия «самосохранительное поведение», для западной науки–«здоровое поведение» (healthbehavior), «поведение, связанное со здоровьем» (healthrelatedbehavior), «здоровые стили жизни» (healthlifestyles). Традиционно самосохранительное поведение определяется как система действий, установок личности, направленных на сохранение здоровья, а также продление жизни. Индикаторами такого поведения являются наличие вредных привычек, уровень информированности, грамотности относительно рисков в сфере здоровья, степень осознания ценности здоровья, степень проявления активности в его поддержании [2]. Любое поведение, реально оказывающее существенное влияниена состояние здоровья человекаили признаваемое таковым на уровне общества, может быть определено как здоровьесберегающее поведение, включающее в себя превентивное поведение, поведение риска, поведение, связанное с лечением и самолечением. Здоровый стиль жизни человекаученые определяют как наличие вариантов,связанных с поведением здоровья, эти варианты доступны людям и соответствуют уровню их жизни, возрасту, полу, расовой и этнической принадлежности и другиминдикаторам, влияющимна выбор жизненного стиля в здоровье. Иногда такое понятие,Заводный Н. А.Гендерно ориентированная модель формирования здоро0вьесберегающего поведения студентов вуза// Концепт. 22015. 2№ 08(ав0густ).2ART15297. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15297.htm.2ISSN 2304120X. 3

как «стиль жизни»,включает действие, направленное на проверку здоровья и превентивную помощь, выходящую за пределы системы предоставления медицинских услуг. Для большого количества людей здоровый стиль жизни есть некий спектр решений,принимаемых относительно своего питания, физических упражнений, овладения стрессом, курения, употребления наркотиков, алкоголя, риска несчастных случаев. Взаимодействие возможностей и выборов имеет для здоровья человека положительные или отрицательные последствия.Гендерный подход рассматривается в современной науке в контексте формирования корпуса гендерных исследований, а также как методология рассмотрения проблем социализации, самоидентификации, самореализации и самоактуализации развивающейся личности. Многоплановость гендерных исследований обусловлена смысловой вариативностью понятия «гендер». При этом основные тенденции исследовательского поля характеризуют смещение спектра анализа на гендерную детерминацию социального конструирования пола.В проведенном нами исследовании были рассмотрены теоретикометодологические, исторические и социальнокультурные предпосылки становления гендерного подхода в педагогике. Предметом гендерного анализа являются оба пола (мужское и женское начала), их отношения между собой, взаимосвязи и взаимодетерминации социальными системами разных уровней. Как утверждают Е. А. Здравомыслова, А.А. Темкина, и мы разделяем их точку зрения, посредством гендера создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка [3].Анализ основных теорий гендерного подхода, а именно: социального конструирования гендера, гендерной композиции, концепции андрогинии, гендерной дифференциации в культурах –позволил определить с позиций гендерного подхода методологические характеристики области исследования здоровья. В исследовании рассмотрена терминология гендерного подхода, включая понятия (гендерная система, гендерный стереотип, бинарные оппозиции гендерных стереотипов, функции гендерных стереотипов, гендерная идентичность, гендерная роль, гендерная культура) и представлено содержание понятия «здоровье», раскрыты признаки, процессуальные характеристики, соотносимые с адаптивностью, проанализирована терминология, обозначающая поведение, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья (здоровое поведение, здоровые стили жизни, самосохранительное поведение, здоровьесберегающее поведение).С позиций биомедицинского подхода обозначены гендерные различия здоровья как биологического «продукта», который основан на рисках наследственности. Положения социомедицинского подхода позволили предположить, что гендерные различия обусловлены разными позициями мужчин и женщин в структуре социума, а также разнящимися социальным поведением и особенностями психики. Биомедицинский и социометрический подходы взаимосвязаны, и выделить их отдельный вклад в определении содержательной сущности гендерных различий весьма затруднительно. Параметры внешней среды и проводимая обществом политика относительно поведения личности, связанного со здоровьем, обусловливают использование в гендерных исследованиях контекстуального подхода.В нашем же исследовании гендерный подход к формированию здоровьесберегающего поведения студентов рассматривается как полидисциплинарный, формирующий парадигму объединительной методологии. В качестве составляющих полидисциплинарный гендерный подход включаетсоциомедицинский, биомедицинский, структурноконструктивистский, культурологический и личностно ориентированный подходы.Заводный Н. А.Гендерно ориентированная модель формирования здоро0вьесберегающего поведения студентов вуза// Концепт. 22015. 2№ 08(ав0густ).2ART15297. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15297.htm.2ISSN 2304120X. 4

Здоровье определяется в исследовании как одна из основных потребностей человека, характеризующая его способность к труду и обеспечивающая развитие личности. Отмечаются абстрактность категории «здоровье» и условность понятия «здоровый человек». Формированиездоровьесберегающего поведения призвано обеспечить поддержание компенсаторной стадии здоровья, способствуя повышению адаптивных способностей организма. Стиль жизни в здоровье во многом определен качеством жизни человека.Многомерность понятия «здоровье» позволяет выделить его виды. В исследовании подробно рассматриваются физический, психоэмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный и духовный компоненты здоровья. Здоровье как многомерная категория, характеризующая особенности личности, рассматривается в работе вне гендерных отношений. Гендерные дифференциации исследуются в поведенческом репертуаре, характеризующем стили поведения мужчин и женщин в здоровье. Гендерные различия в поведении, связанном со здоровьем, обусловлены параметрами внешней среды и проводимой обществом политикой относительно данного поведения.В исследовании рассматривается содержание понятия «здоровый образ жизни», выделены его объектные и субъектные характеристики, обоснована его смысловая центрацияс использованием инструментариялоготерапевтического подхода. Здоровый образ жизни рассматривается как один из культурообразующих символов, которые должны приучать и в итоге приучить жить полноценной жизнью. Феномен здоровья определяется как постоянный процесс самосовершенствованияв течение всей жизни, направленный на сохранение и развитие физического потенциала человека. Здоровье, здоровый образ жизни определяются в исследовании как ценность, но здоровье –это и деятельность по его сохранению. Ценностнодеятельностные характеристики здорового образа жизни определяют структурные характеристики, организующие технологический компонент модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза. Обоснована необходимость дополнения смыслового содержания понятия «здоровье» гендерными критериями. Понятие «здоровье» определяется в работе как персонифицированный стиль жизни,активный, динамичный, гендерно ориентированный, обеспечивающий в идеале успешную самореализацию личности в избранной сфере деятельности. Здоровьесберегающее поведение студентов рассматривается как постоянно создаваемые идентичности. Институализация здоровья обусловлена гендерными коммуникативными взаимодействиями.Анализ опыта работы вузов в области формирования здоровьесберегающего поведения студентовпоказал, что стратегии здорового образа жизни, или жизни в здоровье, моделируются вне контекста методологии гендерного подхода. В связи с этим формирование здоровьесберегающего поведения студентов должно быть ориентировано на обретение личностью компетенций в плане выстраивания гендерных отношений и здоровьесбережения как события [4]. Задача образовательного учреждения –создать необходимые условия для реализации вариативных моделей формирования и проявления здоровьесберегающего поведения студентов на уровнях педагогического и информационного сопровождения, необходимой материальнотехнической базы, обеспечивая тем самым повышение качества жизни молодых людей.Объединительная методология гендерного подхода характеризует концептуальное оформление гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов как нелинейной, обновляющейся системы, функционирование которой осуществляется в рамках конкретной социокультурной реальности. Как базовые процессы, определяющиефункционирование гендерно ориентированЗаводный Н. А.Гендерно ориентированная модель формирования здоро0вьесберегающего поведения студентов вуза// Концепт. 22015. 2№ 08(ав0густ).2ART15297. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15297.htm.2ISSN 2304120X. 5

ной модели, в исследовании понимаютсяидентификация и коммуникация. Практическая направленность модели определена дискурсом категории «технология» и соотносима с оформлением технологического компонента модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов в системе высшего образования, расширяя его гендерный режим сферой здоровья [5].Теоретический компонент модели определяется парадигмальными характеристиками, обусловленными объединительной методологией гендерного подхода как нелинейной, обновляющейся системы. Технологический компонент модели в нашем исследовании соотносится с оформлением технологического конструкта формирования здоровьесберегающего поведения студентов на основе положений гендерного подхода в системе высшего образования. При этом целеполагание теоретического компонента модели –это представление в формате социокультурной реальности, в рамках которой осуществляется реализация старых и новых гендерных практик. Компоненты гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов отражают взаимосвязи субъектобъектных факторов, характеризующих составляющие здоровья в плане гендерно ориентированного достижения студентами реального результата в сравнении с возможным идеальным. Идеальный результат условен и рассматривается как культурный символ (или ряд символов), задаваемый типом существующей социокультурной реальности, призванным служить точкой опоры для жизнедеятельности человека. Содержание гендерно ориентированной модели призванообеспечить расшифровку и интерпретацию культурных символов, характеризующих образ жизни в здоровье, способствуя осознанию гендерной схематизации и преодолению тех гендерных стереотипов, которые препятствуют полноценной самореализации личности.По итогам анкетирования и опросов студентов Ростовского государственного строительного университета была определена векторная направленность проектируемой гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов, включающая: гендерные проекции ценностного отношения к здоровью, определение гендерного типа личности, уровни физического здоровья и адаптационный потенциал организма юношей и девушек как показателей состояния здоровья: поведенческий репертуар в аспекте образовательного, спортивного и рекреационноговидов физической культуры.Содержательной характеристикой гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов в исследовании рассматривается определение гендерного типа личности, мотивационносодержательной –ценностноеотношение к здоровью. Гендерно ориентированная модель представляет собой нелинейную систему, элементом которой выступает направленность здоровьесберегающего поведения, реализуемая студентами. Спектр направленности здоровьесберегающего поведения студентов меняется в контексте изменения социокультурной реальности. Таким образом, они рассматриваются в работе как культурные символы, в которых присутствуют реальный и идеальный результаты.Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов категориально определена смыслами понятий «здоровье», «образ жизни в здоровье» как символами, отражающими современную социокультурную реальность. При этом векторы проявления здоровьесберегающего поведения студентов персонифицированы, спектр их вариативен и зависит от определения реального состояния здоровья личности, потребностей, мотивации, интересов, планов личностнопрофессиональной самореализации.Заводный Н. А.Гендерно ориентированная модель формирования здоро0вьесберегающего поведения студентов вуза// Концепт. 22015. 2№ 08(ав0густ).2ART15297. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15297.htm.2ISSN 2304120X. 6

Процессуальные характеристики проектируемой гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов определяются смысловой сущностью категории «здоровьесберегающие технологии» и практикой их освоения студентами. В исследовании определены основные компоненты здоровьесберегающих технологий, их типы, рассмотрены особенности здоровьесберегающей среды обучения в вузе. Концептуализация гендерно ориентированной модели здоровьесберегающего поведения студентов основана на методологии системного, динамического,личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов.В рамках эксперимента, проводимого в Ростовском государственном строительном университете на протяжении 4 лет (2011–2015 гг.), определен алгоритм проектирования и адаптации гендерно ориентированной модели здоровьесберегающего поведения студентов, ориентированный на обретение юношами и девушками состояния душевного благополучия, характеризующего феномен психосоматического здоровья личности. Многофакторная диагностика, проведенная в период констатирующего эксперимента, позволила определить стратегию формирования здоровьесберегающего поведения студентов, ориентированных на повышение показателей феминности и маскулинности студентов как факторов становления и развития универсальной андрогенной модели личности. Определены показатели сформированности здоровьесберегающего поведения студентов, организующих среду здоровьесбережения вуза.

Ссылки на источники1.Казначеев В. П. Здоровье нации –феномен экологии XXIвека // Материалы IВсероссийского форума «IIIтысячелетие. Пути к здоровью нации». –М., 2001. –194 с.2.Журавлева И. В. Поведенческий фактор и здоровье населения // Здоровье человека в условиях НТР. Методологические аспекты. –Новосибирск: Наука, 1989. –С. 67–74.3.Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. –2000. –№ 11.4.Горюнова Л.В. Событийность как основа современного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.–2011. –№1.–С. 38–44.5.Коннелл Р.У. Структура гендерных отношений //Неприкосновенный запас. –2012. –№ 83.–URL:http://www.nlobooks.ru/node/2278

Nikita Zavodny,

Lecturerat the chairof Physical Education and Sport,Rostov State University of Civil Engineering, RostovonDonzavodnyy@gmail.comThe gender focused model of formation of health saving behavior of students of higher education institutionAbstract.The paper presents the results of the research aboutuse of the gender approach in formation of students’healthy behavior. The author reveals the theoreticalmethodological bases of designing genderoriented model for the formation of students’healthy behavior in modern university as a factor of ensuring their healthy lifestyle.Key words:gender approach, healthy lifestyle, healthpromotingbehavior of students.References1.Kaznacheev, V. P. (2001) “Zdorov'e nacii –fenomen jekologii XXIveka”, Materialy I Vserossijskogo foruma “III tysjacheletie. Puti k zdorov'ju nacii”,Moscow, 194 p. (in Russian).2.Zhuravleva, I. V. (1989) “Povedencheskij faktor i zdorov'e naselenija”, Zdorov'e cheloveka v uslovijah NTR. Metodologicheskie aspekty,Nauka, Novosibirsk, pp. 67–74. (in Russian)3.Zdravomyslova, E. A. & Temkina, A. A. (2000) “Sociologija gendernyh otnoshenij i gendernyj podhod v sociologii”, Socis, № 11 (in Russian).4.Gorjunova, L. V. (2011) “Sobytijnost' kak osnova sovremennogo obrazovanija”, Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 1, pp. 38–44 (in Russian).5.Konnell, R. U. (2012) “Struktura gendernyh otnoshenij”, Neprikosnovennyj zapas, № 83. Available at: http://www.nlobooks.ru/node/2278(in Russian).

Заводный Н. А.Гендерно ориентированная модель формирования здоро0вьесберегающего поведения студентов вуза// Концепт. 22015. 2№ 08(ав0густ).2ART15297. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15297.htm.2ISSN 2304120X. 7

Рекомендованокпубликации:

УтёмовымВ. В., кандидатомпедагогическихнаук;ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived19.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.08.15ОпубликованаPublished29.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Заводный Н. А., 2015

www.ekoncept.ru