Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цымбал М. В., Гордиенко О. А. Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15344.htm.
Аннотация. Рассматривается образовательная деятельность вуза с точки зрения удовлетворённости учебной аудитории ходом обучения. Описываются дидактические игры, активизирующие процесс обучения в ходе преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Приводятся результаты анкетирования студентов на предпочтение отдельных форм игровых учебных занятий. На основе результатов, представленных в таблице и гистограмме, делается вывод о предпочтении активных форм обучения и отдельных дидактических игр.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цымбал М.В., Гордиенко О. А.Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15344. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15344.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15344УДК 378.147

Цымбал Мария Владимировна,

кандидат химических наук, доцент кафедры информационных технологий НЧОУ ВО ©Академия маркетинга и социальноинформационных технологийª, г. Краснодарmvcymbal@yandex.ru

Гордиенко Ольга Антоновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО ©Кубанский государственный технологический университетª, г. Краснодарgordienkoolga@yandex.ru

Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза

Аннотация.Рассматривается образовательная деятельность вуза с точки зрения удовлетворённости учебной аудитории ходом обучения. Описываются дидактические игры, активизирующие процесс обучения в ходе преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Приводятся результаты анкетирования студентов на предпочтение отдельных форм игровых учебных занятий. На основе результатов, представленных в таблице и гистограмме, делается вывод о предпочтении активных форм обучения и отдельных дидактических игр.Ключевые слова:образовательная деятельность вуза, уровень удовлетворённости обучением, дидактические игры, организационнодеятельностные игры,вебквесты, исследовательские кластеры, перераспределение социальных ролей в учебном процессе.Раздел:(01) педагогика; историяпедагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Как известно, качество функционирования вуза (его рейтинг) складывается из образовательной (учебной), научной, публикационной и изобретательской, международной деятельности. Образовательная деятельностьхотя и не является основной в современных международных рейтингах, но её оценивание напрямую связано с ориентацией на пользователя, с удовлетворением интереса аудиторий (студентов, абитуриентов, их семей), что обусловлено представлением об университетах как о важнейших агентах рынков квалифицированного труда, с оценкой репутации вузов в глазах пользователя. Недаром в настоящее время вузы всерьез занялись выстраиванием коммуникаций с потенциальными абитуриентами и их представителями, активизировалось ранжирование преподавателей по студенческим предпочтениям, изучение уровня удовлетворённости обучением.Традиционно во главу угла при оценивании преподавания ставились технологии обучения. Но ориентация на мнение потребителя образовательных услуг заставляет обратиться к психологическим основам учебного процесса, субъектносубъектному взаимодействию в ходе обучения между преподавателем и обучающимся, к приёмам использования положительной учебной мотивации. Действительно, учебная мотивация возможна только при открытости партнёров по общению, преподавателя и студентов.Изучением этой проблемы активно продолжают заниматься психологи [1, 2], которыми было установлено, что учебная мотивация зависит от психологической дистанции в отношениях преподаватель ‬студент. Уменьшение дистанции вызывает Цымбал М.В., Гордиенко О. А.Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15344. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15344.htm.–ISSN 2304120X. 2

доверие, а увеличение ‬недоверие. Доверие возникает при ослаблении довлеющего фактора социальной роли педагога: при гарантии безопасности, оказании помощи со стороны преподавателя, выработке общего (коллективного) мнения, а также ©за счёт сходства представлений, ожиданий, взаимной значимости содержания занятийª [3]. Обычно это происходит в процессе использования активных методов обучения, особенно при введении игровых ситуаций. Сама игра, как известно, иррациональна с точки зрения времяпрепровождения, что особенно ярко проявляется в современных компьютерных играх. Её цель ‬продемонстрировать сообразительность, ловкость, виртуозность в решениях, осведомлённость в способах получения выигрыша. Задача преподавателя ‬создать такие условия игры, которые помогут решить учебные задачи. А это можно сделать исключительно при условии доверия.Следующие учебные игры были разработаны в основном в ходе преподавания естественнонаучных дисциплин. Но использование отдельных игр возможно и в преподавании дисциплин гуманитарных, так как в любой дидактической игре реализуются единые принципы: проблемности, совместности действий, диалогического общения, мотивации (социальной, профессиональной, мотивации достижений, познавательной мотивации), формированияконкурентных наклонностей личности и пр. [4]Успешность проведения этих игр определяется психологическим фактором доверия в учебном коллективе, на основе которого целенаправленно выстраивается учебная игровая ситуация, требующая активизации мыслительной и речевой активности обучающегося. Рассмотрим дидактические игры, пользующиеся предпочтением среди студентов.Игра ©Экспертное заключениеª по форме проведения командная. Она имеет целью перераспределение ролей вучебном процессе на уровне Япозиций и тем самым установление доверительных отношений. Организуютсякоманды игроков по 4‬5 человек в каждой. Все команды играют друг против друга, а потом выступают в роли экспертов (с позиции преподавателя). Игра проводится на этапе закрепления учебного материала. Команды получают одинаковый специально преобразованный преподавателем уже знакомый учебный материал, оформленный в таблицах, тезисах, блоках и пр. Команды в течение 10 минут готовят встречные вопросы. Сначала проверяется понимание сути темы предыдущего занятия путём постановки вопросов к её содержанию и обмена этими вопросами. Затем происходит обмен тестовыми заданиями. Выступая в роли экспертов, каждая команда следит за справедливостью оценок, что даёт возможностьвсей учебной группе апробировать иную Япозицию. Завышение или занижение оценивания результатов в такой ситуации оспаривается игроками, что позволяет провести психологическую разрядку ‬снять стресс, который долгое время накапливался при реализации неравенства социальных ролей в учебном процессе (нахождении обучающегося в позиции ©слабогоª). Другое направление формирования субъектносубъектных отношений между преподавателем и студентами ‬это доверие ктранслируемым идеям и уважение/доверие к человеку, владеющему знаниями (преподавателю). Здесь опять используется принцип перераспределения социальных ролей в учебном процессе. Моделируется ситуация введения второго преподавателя ‬одного из самых сильных и амбициозных студентов группы. Игра носит название ©Один против всехª. Избирается одна из пройденных учебных тем проблемного характера, в которой есть место для столкновения взглядов научных школ. Разыгрываются учебные бонусы, что необходимо для мотивации достижений. Группа готовится задать каверзные вопросы©преподавателюª. Она может ©отвоеватьª у него по частям максимально16бонусов. Объяснения ©преподавателяª должны быть логичными, убедительными, подкреплёнными зрительной наглядностью Цымбал М.В., Гордиенко О. А.Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15344. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15344.htm.–ISSN 2304120X. 3

(слайдами, видеосюжетами и пр.), он должен продемонстрировать уважительное отношение к учебной группе, организовать учебный диалог. ©Преподавательª должен досконально изучить материал, выстроить в своём сознании чёткое представление о характере споров учёных, организовать рабочую модель, на которую будет опираться его выступление и последующая дискуссия, правильно организовать части информации, чтобы удобно было вводить примеры и пр. Здесь большое значение имеет владение риторикой и сама личность ©преподавателяª (харизма). Студенты ©отбираютª бонусы у ©преподавателяª, если онисумеют его сбить и доказать свою концепцию. При этом также используются возможности технических средств. Данная игра вызывает интерес, так как построена по принципам проведения КВН, когда капитан команды должен завоевать зрительские симпатии. В ходе игры обычно определяются претенденты на роль ©преподавателяª на следующий тур игры. Но игра не должна выстраиваться по принципам урока, проводимого двумя преподавателями (педагогом и студентом). Педагог здесь корректирует только ситуацию распределения бонусов (конструктивно заданной игровой платёжной матрицы), но не берёт на себя инициативу проведения занятия.Наибольшей популярностью у студентов пользуется игра ©Крокодилª, заимствованная из детских развлекательных игр. Условия такой игры хорошо известны играющим. Её учебная задача ‬социальнопсихологическая адаптация личности в группе, вступление в систему межличностных отношений, проявление собственного стиля поведения, принятие преподавателя как необходимого партнёра по общению с установленной в игре социальной ролью ведущего. Цель игры ‬закрепление изученного материала через образную систему, предлагаемую самими обучающимися. Учебная группа самопроизвольно разбивается на подгруппы по взаимному предпочтению. Вся группа получает общее задание изобразить в лицах (мимикой и жестами) определённые химические или физические процессы (например,электромагнитные излучения, инфракрасные излучения и др.). Каждая подгруппа должна в лицах (без привлечения технических средств) продемонстрировать свою домашнюю заготовку. Другим игрокам предстоит догадаться, какое явление представляется. Условие доказательства правильности ‬это объяснение сути физического или химического явления. Как известно, чтобы усвоить материал, надо его самостоятельно изучить и переработать, а затем суметь объяснить другому. Игра позволяет моделировать акт объяснения, которые наиболее важен в преподавательской деятельности, и тем самым снимает ещё один фактор разобщения между студентом и преподавателем.Данные игры позволяют скорректировать межличностные отношения и обоюдно признать личностную ценность преподавателя и студентов как партнёров по общению.Следующая игра способствует выработке общего мнения в учебной группе, тем самым давая апробировать студентам характер оценочной деятельности преподавателя. Здесь мы имеем дело с имитационноконтролирующей дидактической игрой. Её проведение обусловлено необходимостью проведения контрольного среза после завершения изучения очередной темы гуманитарного цикла. На предшествующем занятии студенты получают перечень вопросов для подготовки, на один из которых им придётся ответить. После проведения жеребьёвки засекается время и студенты начинают письменно отвечать каждый на свой вопрос, используя для ответа только первую страницу двойного листа. Лист подписывается. По сигналу студенты передают свои листы вперёд так, чтобы они попали, например, к пятому впереди сидящему студенту. Чем больше студентов участвует в имитационноконтролирующей дидактической игре, тем на большее расстояние должна передаваться работа. Второй учащийся использует следующую страницу двойного листа, чтобы дополнить ответ, если это необходимо, и отмечает слабые стороны работы, ее уязвимые места. Пишет свою Цымбал М.В., Гордиенко О. А.Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15344. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15344.htm.–ISSN 2304120X. 4

фамилию. По следующему сигналу студенты опять передают свои листы вперёд так, чтобы они попали опять к пятому впереди сидящему студенту, который выступает уже не критиком, а оппонентом, имеющим целью привести наиболее значимые аргументы в защиту работы. Работает он на третьей странице двойного листа и ставит свою фамилию. По следующему сигналу работы опять передаются вперёд, и задачей следующего оппонента является оценить все три предыдущих ответаи максимально полно доказать свою позицию. Четвёртый участник, работавший на последней странице двойного листа, также указывает свою фамилию. Работа каждого отвечающего оценивается определённым рейтинговым количеством баллов. В результате каждый студент ответил последовательно на четыре вопроса. Для первого отвечающего игра была простейшей, имитационной, а для последующих ‬инновационноимитационной, которая мотивировала их на формирование умений оценивания, что являлось непривычной, инновационной целью ихучебной деятельности. Именно этот тип деятельности вызывал наибольшую сложность, заставлял задуматься, насколько он сам логично сумел ответить на первый вопрос. Желания студентов развернуться назад и через несколько столов спросить, что имел в виду первыйотвечавший, или действовать с помощью телефона пресекались по условиям игры. Даннаяигра развивает критичность ума, умение доходчиво выражать свою мысль, и в этом проявляется творческий характер игры, реализующийсяв сотворчестве студентов в усвоении новых знаний, адаптации в системе понятий.Игровые задания отвечают принципу ©человекосообразностиª [5], максимальной реализации заложенных в человеке личных возможностей, направленных на достижение социальнокультурных целей образования за счёт специально педагогически организованной активности обучающегося, порождённой мотивацией достижения. Кроме непосредственно дидактических игрзначительно повышает рейтинг преподавателя и учебную мотивацию проведение ярких химических и физических опытов, которые не транслируются с использованием видеотехники, а проводятся ©вживуюª. Их проведение, к сожалению, сейчас уходит в прошлое, хотя желание включиться в активную самостоятельную деятельность у студентов настолько велико, что посещаемость таких занятий (исследовательских кластеров) всегда стопроцентная. По принципам совместной деятельности и диалогического общенияисследовательские кластеры приближаются к дидактическим играм.Организационнодеятельностные игры призваны обосновать выбор вариантов решения проблемы, поэтому выстраиваются по принципу мозгового штурма. Это способствует формированию навыков аналитической работы студентов, которые затем помогут им в освоении других дисциплин, в последующей трудовой деятельности. Этим играм студенты также отдают предпочтение.Студенческие группы, обучающиеся по программам информационного обеспечения, предпочитают вебквесты; кластеры, минипроекты и т.д., которые также не охватывают весь курс дисциплины в полном объеме, а являются дополнением к основным формам аудиторных занятий. Цель этих типов учебных занятий аналогична целям дидактической игры ‬превратить студента из потребителя информации в её создателя, который должен собрать информацию, обобщить её и предложить другим участникам учебной деятельности в определённом ракурсе личностного прочтения.Под вебквестами (от англ. Web + quest, поиск в паутине)мы понимаем проблемнопоисковое учебное задание с элементами дидактической игры.Для его выполнения используются информационные ресурсы Интернета World Wide Web(WWW). Формы таких заданий следующие: рефераты на основе материалов из Сети, аналитические обзоры материалов, перечни аннотированных ссылок Интернета. Цымбал М.В., Гордиенко О. А.Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15344. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15344.htm.–ISSN 2304120X. 5

Выбор формы заданий зависит от подготовленности группы и трудоёмкости исполнения. Мотивация данных заданий высока: студенты подбирают информацию, связанную с их будущей специальностью, и обучаются систематизировать информацию, выстраивать информационные блоки, исходя из учебной задачи,поскольку одну и ту же тему могут выбрать несколько студентов. В последующем представлении проекта интерес представляет обсуждение проблемыс разных точек зрения. В процессе дискуссии достигается более глубокий охват проблематики исследования.Вебквест может выполняться как индивидуально, так и в группе. В последнем случае активизируется соревновательный фактор, который мотивирует внимательный подход группы по отношению к предлагаемым проектам.Широкий спектр программного обеспечения (PowerPoint, Flash, Visio и др.) позволяет оптимально активизировать восприятие материалаи обеспечивает возможность наглядности. Результаты выполнения заданий могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, слайд‬шоу с обязательной защитой представленного материала.Исследованияпроводились на базе вузов Кубани, в учебных группах естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения. Основным условием опроса студентов по поводу предпочтения форм занятий была анонимность. Итогиопроса студентов относительно предпочтения ими различных форм проведения учебных занятий приведены в таблице, котораяпредставленаниже.

Результаты анкетирования студентов на уровень удовлетворённости обучением (предпочтение отдельных форм учебных занятий)

В таблице использованы следующие условные сокращения: Х* ‬химия (преподавание химии), РЯ ‬русский язык и культура речи (преподавание данного предмета), Е ‬естествознание (преподавание данного предмета), ЭОП ‬экологические основы природопользования (преподавание данного предмета).

Представленные в таблицерезультаты говорят о предпочтительности игровых форм занятий по сравнению с классической формой обучения.

В этих же учебных группах нами проводились исследования и по поводу предпочтения модульных, витагенных и других форм обучения, фреймовой модели и пр., результаты которых представлены в ранее опубликованных исследованиях [6‬9]. Форма проведениязанятия

Учебный год, % к общему количеству обучающихся2012/20132013/20142014/215Х*РЯ

ЕХРЯ

ЕЭОП

ХРЯ

ЕЭОПМозговая атака

45

612145815

Научая конференция1286129

51791313Имитационноконтролирующая дидактическая игра

12

13

10

©Один против всехª

5

78

1559©Крокодилª

2514

30816

2019©Экспертное заключениеª24

1212

1213

13

Защита и представление проектов, вебквестов и кластеров

914

1345

45Исследовательские кластеры50

2145

211255

1814Классическая форма обучения14712166837616

Цымбал М.В., Гордиенко О. А.Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15344. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15344.htm.–ISSN 2304120X. 6

Студентам не задавался вопрос о том, почему именно эти формы обучения их больше всего устраивают, констатировался толькосам факт выбора. Психологопедагогическийкомментарийэтого выбора явился целью нашего исследования и представлен в данной публикации. Далее предполагается исследовать мотивацию выбора студентами лучшего преподавателя вуза, что также связано с рассмотрением проблемы образовательной деятельности вуза.

Ссылки на источники1.Зимина Н. А. Доверие между преподавателем и студентами как необходимый компонент учебновоспитательного процесса в вузе // Концепт. ‬2015. ‬№ 07 (июль).‬URL: http://ekoncept.ru/2015/15238.htm. 2.Тутова Е. А. Доверие как фактор коммуникативной компетентности учителя:.автореф. … канд.психол. наук: 19.00.07. ‬Ростов н/Д., 2008. ‬21 с.3.Зимина Н. А. Указ. соч. ‬С. 6.4.Вербицкий А.А. Психологопедагогические особенности деловойигры как формы знаковоконтекстного обучения // Игровое моделирование: методология и практика /под ред. И.С. Ладенко.‬Новосибирск: Наука. 1987. ‬С. 78‬99.5.Хуторской А.В. Модель системнодеятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернетжурнал ©Эйдосª.‬2012. ‬№2. ‬С. 2. ‬URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/032910.htm.

6.Цымбал М.В., Гордиенко О.А. Интенсификация творческой активности студентов как результат формирования научноисследовательской компетенции // Дискуссия.‬2014. ‬№ 6 (47). ‬С. 113‬119.7.TcymbalM.V., GordiyenkoO. A., Dikun N.V.,Vitageneous М.В.Education as a Means of Nurturing Students‱ Personality Creative Component (Illustrated by Teaching Natural Sciences and the Humanities) // ScienceSD.com. International journal of applied and fundamental research. ‬2014.‬№ 2. ‬URL: www.sciencesd.com/45724566 (30.11.2014). 8.Tсymbal M.V., Gordienko O.A. The results of using frame model in teaching the humanities end natural sciences // Materials of the conference “Education end science without borders”.‬URL:http://sciencesd.com/45524206. 9.Гордиенко О.А., Репьев Ю.Г. Актуализация оценочного компонента игровой деятельности в ходе проведения психологопедагогического мониторинга на ФПК // Инновационные процессы в высшей школе: материалы XVI Всерос. науч.практ.конф. ‬2010. ‬С. 191‬192.

MariaTсymbal, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor at the chair of Information Technologies, Mathematics, Academy of Marketing, Social and Information Technologies, Krasnodarmvcymbal@yandex.ruOlga Gordienko,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian Language, Kuban State Technological University, Krasnodargordienkoolga@yandex.ru The communicative tasks of ateacher in the light of assessment of university educational activity Abstract. The paper deals with the educational activities of a university from the point of view of classroom training. The authors describedidactic games, activating the learning process during the teaching of Science and Humanities. The results of the students‱survey on the preference for certain forms of gaming training sessions. Based on the results presented in the table and the histogram, the authors make the conclusion about the preference for active learning and individual didactic games.Keywords: university educational activities,level of satisfaction with training, didactic games, activity games, web quests, research clusters, redistribution of social roles ineducational process.References1.Zimina,N. A. (2015) “Doverie mezhdu prepodavatelem i studentami kak neobhodimyj komponent uchebnovospitatel'nogo processa v vuze”,Koncept,№ 07 (ijul'). Available at: http://ekoncept.ru/2015/15238.htm (in Russian). 2.Tutova,E. A. (2008) Doverie kak faktor kommunikativnoj kompetentnosti uchitelja:.avtoref.… kand. psihol. nauk: 19.00.07,Rostov n/D.,21 p.(in Russian).3.Zimina,N. A. (2015) Op. cit., p.6.Цымбал М.В., Гордиенко О. А.Коммуникативные задачи преподавателя в свете оценки образовательной деятельности вуза // Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15344. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15344.htm.–ISSN 2304120X. 7

4.Verbickij,A. A. (1987) “Psihologopedagogicheskie osobennosti delovoj igry kak formy znakovokontekstnogo obuchenija”,in Ladenko,I. S.(ed.)Igrovoe modelirovanie: metodologija i praktika,Nauka,Novosibirsk, pp. 78‬99(in Russian).5.Hutorskoj, A. V. (2012) “Model' sistemnodejatel'nostnogo obuchenija i samorealizacii uchashhihsja”, Internetzhurnal “Jejdos”, № 2, p. 2. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2012/032910.htm (in Russian). 6.Cymbal, M. V. &Gordienko,O. A.(2014)“Intensifikacija tvorcheskoj aktivnosti studentov kak rezul'tat formirovanija nauchnoissledovatel'skoj kompetencii”,Diskussija, № 6 (47), pp. 113‬119(in Russian).7.Tcymbal,M. V., Gordiyenko,O. A., Dikun, N. V. &Vitageneous,M. V.(2014) “Education as a Means of Nurturing Students‱ Personality Creative Component (Illustrated by Teaching Natural Sciences and the Humanities)”,ScienceSD.com. Internationaljournal of applied and fundamental research,№ 2. Available at: www.sciencesd.com/45724566 (30.11.2014)(in Russian). 8.Tsymbal, M. V. &Gordienko,O. A. “The results of using frame model in teaching the humanities end natural sciences”,Materials of the conference “Education end science without borders”.Available at: http://sciencesd.com/45524206 (in Russian). 9.Gordienko, O. A. &Rep'ev,Ju. G. (2010) “Aktualizacija ocenochnogo komponenta igrovoj dejatel'nosti v hode provedenija psihologopedagogicheskogo monitoringa na FPK”,Innovacionnye processy v vysshej shkole: materialy XVI Vseros. nauch.prakt. konf., pp. 191‬192(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª



Поступила в редакциюReceived03.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review07.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication07.08.15ОпубликованаPublished30.10.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Цымбал М.В., Гордиенко О. А., 2015

www.ekoncept.ru