Полный текст статьи
Печать

Основная позиция ТРИЗа – каждый ребенок талантлив от природы [1]. Задача преподавателя по вязанию – создать благоприятные условия для раскрытия и развития творческих способностей у детей. Научить мыслить творчески, видеть в обычных вещах необычное. Ребенок должен понимать, что он живет для созидания, а не для рушения. Надо помочь ребенку раскрыть свой внутренний потенциал для творчества. Ребенок должен научиться мыслить креативно. Существующее современное направление развития творческого потенциала учащихся через применение методов ТРИЗ-педагогики является также очень интересным направлением исследования на всех уровнях образовательного процесса.

Важно отметить тот факт, что получить качественные положительные результаты любой деятельности возможно, если работа по развитию способностей, в том числе и творческих, будет осуществляться последовательно и непрерывно. Об этом в своих работах пишут М. М. Зиновкина, П. М. Горев В. В. Утемов, анализируя педагогическую систему Многоуровнего непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развитии творческих способностей учащихся и студентов), имеющая одной из своих подсистем НФТМ-ТРИЗ в школе [2, 3].

 Форма: интегрированное занятие.

Цель занятия: формирование познавательного интереса учащихся к занятию декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

Обучающие: познакомить с основными правилами вязания «филе», познакомить с правилами прибавления и убавления одной и более клеток в начале и конце ряда.

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление умения сопоставлять, сравнивать. развивать художественный вкус. Развивать технические навыки филейного вязания.

Медиаобразование: понимание обучения теории и практических умений для овладения современными средствами массовой коммуникации.

Оборудование: компьютер, материалы –пряжа из хлопка, крючок, ножницы, бумага, карандаш.

Методы:

Словесный (беседа, объяснения)

наглядный:

а) демонстрационный материал.

б) дидактический материал:

- схемы узоров;

- образцы изделий, выполненных в технике филейного кружева.

практический (вязание полотна узором)

Ход занятия

I.Организация занятия

II.Мотивация.

В данном блоке педагог вызывает интерес к занятию, мотивирует детей на творческую работу

III.Актуализация знаний и умений.

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Теоретическая часть. Сообщение темы занятия.

3. Практическая часть: набор петель начального ряда, вязание полотна узором «филейное кружево», условные обозначения.

Требования безопасности перед началом работы.

- вязальные крючки использовать только по назначению;

- нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека;

- следить за правильным положением рук и посадкой во время работы

Теоретическая часть.

Быстро вяжется узор

Ловкой кружевницей.

Нитка тянется легко,

В кружева ложится.

Просто глаз не оторвать

От такого дива.

Будто жизнь свою плетет

Ладно и красиво.

Головоломка.

Так о каких кружевах идет речь? Преподаватель предлагает отгадать тему занятия (Рис.1).

 

 

Рис. 1.

На столе лежат карточки. В них зашифрованы два слова. Собрав эти слова вместе, дети отгадывают тему занятия (Рис. 2).

 

 

Рис. 2.

 

–Филейное вязание (Рис. 3).

 

Рис. 3.

 

-О каких кружевах идет речь?

Детям предлагается понять, что такое филейное кружево (сетчатое вязание),из чего складывается «филейное вязание» .Из чего состоит пустая клеточка и из чего состоит заполненная клеточка. Как рассчитать количество петель, если представлена схема в графическом варианте. Прибавление и убавление клеток.

Филейное вязание крючком – это вязание в стиле филейного кружева. Представляет собой чередование заполненных и пустых клеточек на сетке. Это очень красиво, так как дает необыкновенную игру тени и света. Филейная техника подойдет для выполнения салфеток, скатерти (Рис. 4) [4].

 

 

Рис. 4.

 

Не менее хороши в филейном исполнении ажурные летние кофточки, платья (Рис. 5) [4].

 

 

Рис. 5.

 

Столбики с накидами и воздушные петли формируют сетку и одновременно на ней вывязывается узор Тема в филейном вязании может быть многообразной. Узор, воплощенный в филейной технике, смотрится весьма красиво.

Вязание полотна узором - сетка из столбиков с накидом.

Первый ряд.

1. Вяжем цепочку из воздушных петель.

2. От последней петли цепочки три воздушные петли подъема и еще одну воздушную петлю ряда.

3. Сделать накид, ввести крючок под заднюю дугу второй петли воздушной цепочки, захватить рабочую нить и провязать петлю и накид.

4. Захватить рабочую нить и провязать образовавшиеся две петли. Провязать одну воздушную петлю.

5. провязать столбики с накидом через одну петлю воздушной цепочки и между столбиками провязать одну воздушную петлю.

Второй ряд.

1. В начале ряда провязать четыре воздушные петли, провязывать ряд столбиками с накидом, цепляя их за каждую вершину столбика предыдущего ряда.

2. Последний столбик с накидом провязать за дуги второй от столбика воздушной петли предыдущего ряда.

Образовать новый рисунок можно, заполнив ячейки сетки столбиками с накидом.

Прибавки и убавки сетчатого полотна.

Прибавки ячеек в начале ряда образуются за счет цепочки из воздушных петель, а в конце ряда- из трёх воздушных петель и столбика из трех накидов, выполненного в то же место, что и последний столбик с одним накидом.

Убавки осуществляются путем прохождения ненужных ячеек с помощью соединительного столбика в начале ряда или выполнением столбика с одним накидом и столбиком с тремя накидами с общей вершиной в конце предыдущего ряда.

Для узоров на филейной сетке можно использовать любые схемы для одноцветной вышивки крестиком, при этом один крестик равен одной ячейке. Узор на филейной сетке создается за счет заполнения столбиками пустых ячеек. Количество столбиков при этом обычно равно количеству воздушных петель в ячейке [5].

Интеллектуальная разминка.

Даны два образца. Необходимо определить по образцам какой образец филейной сетки связан правильно. Рис.6 При выполнении столбиков в основания образуются прямоугольные ячейки строгого друг под другом, что создает четкую «решетку» для создания различных узоров [5].

Неправильно (Рис. 7). При выполнении столбиков в арки ячейки располагаются в шахматном порядке и немного наклоняются через ряд то в одну, то в другую сторону [5].

 

 

 

Рис. 6. Правильно в основание

 

 

Рис. 7. Неправильно

 

Психологическая разгрузка.

 Физкультминутка:

 Вы, наверное, устали?

 Ну, тогда все дружно встали.

 Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

 По коленкам – шлеп, шлеп. Шлеп!

 По плечам теперь похлопай!

 По бокам себя пошлепай!

 Мы осанку исправляем

 Спинки дружно прогибаем

 До носочков дотянулись.

 Плечи вверх, назад и вниз,

 Улыбайся и садись.

Практическая часть. Творческая работа.

Следующим этапом занятия-выполнение творческого задания, которое активизирует психические процессы восприятия, внимание, воображение и фантазию.

Для закрепления полученного материала учащимся дается задание: вывязать элементы филейного узора. Образцы узоров и схемы раздаются индивидуально.

1. Разбор схемы.

2. Закрепление прибавления и убавления.

Самоконтроль:

Время от времени вязание кладется на стол: если полотно лежит ровно, не топорщится и не стянуто, то работа выполнена правильно. По ходу выполнения задания, преподаватель помогает и следит за работой учащихся.

 Анализ работ.

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, разбор типичных ошибок в работах.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Сообщение о достижении целей занятия. Обучающиеся выбирают и оценивают наиболее удачные творческие работы и оформляют на доске экспресс- выставку. Уборка рабочих мест.

Детям раздаются смайлики. Преподаватель предлагает учащимся выразить своё отношение к занятию. Если им было интересно и они поняли новую тему, то необходимо поднять смайлик с улыбкой. А если наоборот – грустный смайлик (Рис. 8).

 

 

 

Рис. 8.