Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрывает модель сетевого профессионального взаимодействия на примете образовательной организации как механизм конструирования и реализации опыта инновационной деятельности школы и развития профессиональной компетентности работников образования в процессе реализации региональной модели образования.
Ключевые слова: профессиональное сетевое взаимодействие, саморазвитие педагога, инновационная деятельность образовательного учреждения. 

Современный взгляд на образовательную модель школы позволяет сконструировать профессиональную образовательную среду взаимодействия личностных образовательных компетенций ученика и профессиональных компетенций педагога.

Джон Уэбстер заметил, что «люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» задумывались ли Вы над тем, что даёт нам такое единение умов?

Конечно, направленность на реализацию какой-либо идеи. В нашем случае – организация временных профессиональных сетевых сообществ, которые по общему замыслу создают инновационный образовательный продукт, апробируют его эффективность, диссеминируют, вовлекая новых субъектов, совершенствуют, способствуют его дальнейшему развитию.

В законе «Об образовании в РФ» в статье 15 сетевое взаимодействие определяется как  использование ресурсов нескольких образовательных организаций для предоставления возможности освоения обучающимся образовательной программы.

Видение же данной проблемы на государственном уровне, на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя, в своём выступлении высказал В. В. Путин, сказав, что «следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду».

Идея формата профессионального сообщества в педагогической науке не нова (ей занимались Ястребцева Е.Н., Поташник М.М. Хуторской, А.В.).

Однако, проблему востребованности профессионального сообщества определяет выявленное противоречие между социально-профессиональным заказом на организацию инновационной образовательной деятельности школы и недостаточностью опыта сетевого взаимодействия образовательных  организаций, т.к. традиционная практика направлена скорее на некую соревновательность школ, нежели на взаимодействие.

Данное противоречие заставило нас задуматься над проблемой – каковы условия, позволяющего решать профессиональные вопросы, реализовать и повышать профессиональный уровень учителя в условия создания профессионального сетевого сообщества.

Целью поставленного проекта стало – создание и апробация модели функционирования и развития профессионального педагогического сообщества, способствующего профессиональному саморазвитию педагога и  распространения опыта инновационной деятельности школы.

Перед собой мы поставили несколько задач:

1. Диагностика профессиональной позиции учителя, потребностей в профессиональном саморазвитии и экспертиза проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

2. Разработка и опытная апробация инновационной модели научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности.

3. Составление индивидуальных программ профессионального саморазвития учителя.

4. Разработка и внедрение инновационной модели профессионального научно-методического взаимодействия в формате сетевого профессионального взаимодействия.

5. Анализ эффективности модели, ,внесение коррективов, определение границ расширения практики внедрения.

Проводимая диагностика и анализ проблем профессионально-педагогической деятельности учителей - участников стажировочной площадки собственных трудностей позволяют  выявить общие для разных категорий учителей наиболее типичные профессиональные затруднения:

- в анализе и презентации опыта собственной педагогической деятельности;

- в осмыслении и анализе собственной личностно-профессиональной позиции;

- в развитии субъектной позиции по отношению к собственной профессиональной деятельности;

- в освоении методологии и методов ведения инновационной и исследовательской деятельности в условиях сетевого взаимодействия;

- в освоении новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий и способов их применения в системе образования;

- в проектировании способов разработки и реализации вариативного компонента содержания образования.

Для решения поставленных задач было сформировано на базе школы №36 профессиональное сообщество учителей – стажёров и преподавателей научно-методического муниципального сообщества с целью поддержки и развития профессиональной компетентности учителей школы и включения их в осуществление и продвижение педагогических инноваций в условий.

Под профессиональным педагогическим сетевым сообществом мы понимаем профессиональную общественную сеть муниципальных образовательных учреждений и учреждений высшего профессионального образования, направленная на формирование единого информационного пространства педагогических инноваций для совершенствования взаимодействия всех участников в распространении опыта инновационной деятельности школы и развития профессиональной компетентности работников образования в процессе реализации региональной модели образования.

Модель функционирования и развития профессионального педагогического сообщества включает в себя несколько компонентов:

1.Мотивационно-целевой компонент

Представляет собой комплексный анализ и диагностику профессиональных педагогических затруднений с целью формирования направлений сетевого научно-методического взаимодействия.

На данном этапе формируется проблема, выстраивается команда участников - сеть, т.е. образовательные учреждения имеющие опыт и идеи по проектированию данного направления, в процессе творческого взаимодействия создаётся карта опыта решения педагогической проблемы.

2. Организационно-методический компонент

Нацелен на конструирование сетевого педагогического взаимодействия через расширение и обогащение научно-методического сопровождения инновационной педагогической деятельности.

Заданная цель позволяет обеспечить успешную реализует идеи диалога участников – практиков и ученых – во всех аспектах современной инновационной педагогики.

Этому в максимальной степени способствуют кадровые условия.

Кадровый анализ педагогов – участников различных профессиональных сообществ убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов.

Свыше 85% активной аудитории сообщества – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевого профессионального сообщества выбрать собственную траекторию профессионального роста.

3. Координационно-деятельностный компонент напрямую связан с управлением процессами интеграции содержания образования, планированием программ, интегрированных факультативов, курсов через координацию кадрового и программного обеспечения, взаимодействия субъектов образовательного пространства школы.

Это способствовало организации на базе школы-площадки нескольких направлений:

1–е направление – вопросы определения рамок профессиональной компетентности в рамках современной российской образовательной политики:

Проделанная работа позволила сформировать единое информационно-диагностическое пространство между дошкольными и образовательным учреждением, создать единую программу преемственности, разработать серию интегрированных обучающих и методических семинаров, создать особую модель дошкольной адаптации через активное творческое включение дошкольников в образовательное пространство.

2 направление - вопросы взаимодействия школы и общества

На сегодняшний день в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в школе участвуют 18 социальных партнёров, результатом такое взаимодействия на сегодняшний день является:

1. Создание единого информационного пространства по воспитательным и культурным мероприятиям социума, района, города.

2. Разработка совместных проектов и программ, направленных на совершенствование обучения, воспитания и творческого развития детей.

3. Формирование системы работы с одаренными детьми с помощью привлечения специализированных образовательных учреждений, создание и накопление баз заданий и задач повышенного уровня, учебной и методической информации, передового опыта с одаренными детьми.

3–е направление – инновационные педагогические подходы в образовании и личностные компетенции педагога

Данное направление позволило создать систему сопровождения индивидуальной программы профессионального саморазвития учителя через модель профессиональных конкурсов.

Разработанное психолого-педагогического сопровождение позиционного самоопределения педагога в системе профессиональной деятельности позволило школе стать региональной площадкой профессионального конкурса «Мой лучший урок», а школа – сетевой партнёр стала инициатором регионального конкурса методических разработок «Учитель-курянин XXI века» по тетради по краеведению «Мой Курский край».

Отдельно можно отметить такую форму взаимодействия, как участие в семинарах и мастер-классах, проводимых другими региональными инновационными площадками. Это создает возможности для трансляции «внешней» экспертизы уже имеющегося опыта.

Участие региональных инновационных площадок в различного уровня научно-практических конференциях даёт возможность представить свой опыт на уровне своего региона, а также других областей. Участие в работе секций позволяет проанализировать опыт работы по аналогичным темам других районов или даже регионов, а в процессе работы конференции создается возможность экспертизы и распространения опыта работы самой региональной инновационной площадки.

В рефлексивно-оценочный компонент входят критерии эффективности функционирования модели сетевого профессионального сообщества.

1. Критерий эффективности инновационной деятельности образовательного учреждения:

• повышение качественных показателей;

• повышение инновационной активности коллектива в области обновления содержания образования, внедрения инновационных технологий;

• интенсивность и качество сетевого взаимодействия по внедрению профильного обучения, активность участия педагогов и учащихся в сетевых мероприятиях и проектах;

• соответствие структуры управления ОУ  образовательным потребностям социума; 

2. Критерий эффективности технологии управления инновационными процессами в  образовательном учреждении:

• эффективность проектирования инновационных процессов,  проработки аспекта проблематики, разработки современного критериального аппарата, оценки и самооценки, анализа последствий реализации проекта;

• эффективность функционирования системы информационно- аналитического сопровождения процесса модернизации образования;

3. Критерий готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности в системе образования:

• высокий уровень мотивации преобразования профессиональной  педагогической деятельности;

• адаптированность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением новых программ, учебников, с появлением новых способов контроля знаний и т.п.);

• способность осваивать новые педагогические технологии, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

• умение извлекать новые педагогические знания из исследования собственной профессионально-педагогической деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;

• решение профессиональных педагогических задач не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации;

Возможности профессионального сетевого взаимодействия позволяют развивать технологии проектирования. Новая позиция педагога как соразработчика позволяет ему увидеть значимость инновационной деятельности, что оказывает влияние на вовлеченность в инновационную деятельность большего количества педагогов и руководителей.

При сетевом педагогическом взаимодействии выстраивается новая форма совместной организации повышения квалификации, которая строится вокруг предмета коллективных разработок.

Подводя общие итоги можно говорить о том, что заявленный путь профессионального развития педагога в условиях внедрение инновационной модели профессионального научно-методического взаимодействия в формате сетевого профессионального взаимодействия является стратегией развития школы как основного ресурса качественного личностного образования.

Список литературы:

  1. Гликман И. Как стимулировать педагогический труд // Народное образование. - 2004. - № 4. - С.109-114.
  2. Каменский А. «Наша новая школа»: мечты или реальность? // Народное образование. - 2009. - № 8. - С. 21-23.
  3. Саенко Т. Профессионализация управленческой деятельности // Народное образование. - 2007. - № 7. - С. 69-73.
  4. Хуторской А.. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, № 5, 2003.