Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье автором рассмотрены особенности использования механизмов time-менеджмента при подготовке школьников к итоговому экзамену по математике за курс основной школы.
Ключевые слова: time-менеджмент, планирование времени, закон Парето, школьники, подготовка к экзаменам. 

День современного школьника насыщен и перегружен. Он многое забывает и не все успевает, потому что просто невозможно удержать в памяти всю массу дел, которую ему предстоит сделать. Он не понимает, когда нужно начать выполнять то или иное дело и плохо представляет себе, сколько времени занимает его выполнение. Он не знает, в какой последовательности выполнять дела, поскольку у него нет четкого и ясного понимания того, что он должен сделать сегодня, завтра, в течение недели. Невозможно эффективно организовывать свое время, когда у тебя нет полной картины предстоящих дел.

Вопросы планирования времени очень остро стоят перед сегодняшними школьниками. Особенно, это касается периода подготовки к основным государственным экзаменам, в том числе, по математике. На сколько грамотно они смогут распределить свое время, а, значит, и силы, зависит успешность подготовки к ОГЭ и исключение временного цейтнота в период экзаменов. Именно в этот период очень важно познакомить школьников с таким понятием как time-менеджмент. Time-менеджмент – это технология организации времени и повышения эффективности его использования [1].

Одна из главных причин, которая мешает реалистично оценить время, это нежелание знать, на что уходят отдельные дни и даже часы. Когда человек пытается осмыслить собственную жизнь, срабатывает механизм защиты от абсолютного знания о себе, которая помогает сохранить иллюзии и мешает увидеть реальную картину собственной жизни. Поэтому автохронометраж – это верный путь к получению новой информации о себе, о собственной занятости. Это возможность проверить свою готовность научиться организовывать время, которое является нашей собственностью [2].

В связи с этим, первым шагом на пути к обретению спокойствия является замер вашей деятельности. Мы можем думать, что некоторую часть своего времени мы работаем более эффективно, чем остальное время, но если мы измерим прикладываемые усилия, то сможем убедиться в обратном. Как правило, в итоге получается примерно такой результат:

-     продуктивная деятельность: 20%
-     непродуктивная деятельность: 80%

Это есть одно из выражений Закона Парето или Принципа 80/20 [3]. В наиболее общем виде Принцип формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Необходимо обязательно обратить внимание на то, какая деятельность была непродуктивной. Как правило, это общение в социальных сетях, компьютерные игры, беседы и прогулки с друзьями.

Как школьнику научиться рациональнее использовать эти 80%? Ученик часто сталкивается с противоречием: с одной стороны, ему не очень понятно, как он успеет сделать все необходимые дела, а с другой стороны, он убежден, что день велик и времени хватит на все. Однако время пролетает незаметно, а многое так и не сделано – одно, потому что не успел, а другое – потому что забыл. Поэтому, второй шаг к умению успевать все вовремя: грамотное планирование своего времени. Для этого нужно усвоить несколько общих правил распределения дел во времени. Вот эти правила:

1.  Составить список дел. Необходимо взять лист бумаги и записать на нем все дела, которыми предстоит заниматься, например, в течение недели.
2.  Ранжировать дела в списке. Просмотрев внимательно весь список, можно заметить, что в нем есть дела сложные и простые. Сложные нужно разбить на части.
3.  Разделить список на два: список регулярных и прочих дел. Какие дела можно отнести к регулярным? Это те дела, процедура выполнения которых остается одной и той же, или те, которые нужно делать каждый день, каждую неделю, месяц. Гулять с собакой нужно каждый день, делать генеральную уборку в квартире раз в неделю, а платить за коммунальные услуги раз в месяц.
Необходимо подумать, какие дела в вашем списке носят регулярный характер, и отметить их. Прочие дела – это те, которые можно делать редко, и возникают они случайно. Например, такие, как ремонт перегоревшего утюга или покупка стержней для авторучки. Они войдут в список прочих дел.
4.  Обратить нерегулярные дела в регулярные. Обратимся к списку прочих дел. Именно они создают неожиданные трудности. Однако среди них есть такие, которые можно перевести в регулярные. Например, можно стричься тогда, когда вам не понравится ваше отражение в зеркале. Но можно поступить иначе. Установить для себя правило: стричься в первую неделю каждого месяца. Теперь стрижка перейдет в список регулярных дел.
Регулярными можно сделать чтение журналов, посещение театров, чистку одежды, закупку продуктов и многое другое. Это позволит экономить время, заранее подготовиться к делу и не выбиваться из общего ритма.
5.  Разделить дела на жестко фиксированные во времени и имеющие временные рамки. Регулярность у разных дел разная. Готовить одежду, в которой вы ходите в школу (почистить и погладить), можно раз в неделю, например, в субботу. Брать книги в библиотеке – раз в две недели. Это регулярные дела, которые имеют временные рамки. Против них в списке нужно указать день их выполнения, например, в субботу, в каждый второй понедельник и т. д. Но в списке есть занятия, которые не только регулярные, но и жестко фиксированные во времени. Это может быть, например, факультативное занятие, которое бывает два раза в неделю по вторникам и пятницам с 18 до 20 часов.
6.  Обратить регулярные дела в четко фиксированные во времени и закрепить за ними одних и тех же часов.Многие регулярные дела, имеющие временные рамки, можно жестко фиксировать во времени. Это облегчит их выполнение. Например, школьник принял решение: ходить в библиотеку каждый второй и четвертый понедельник после уроков с 14 до 15 часов. Для каких дел он еще может установить конкретные часы? Переход от условной регуляции к фиксированной увеличивает гарантию выполнения дел. Четко зафиксированные во времени дела принимают обязательный характер, от них уже труднее уклониться.
7.  Выделить степень неотложности нерегулярных дел. Для каждого из нерегулярных дел нужно отметить степень его неотложности и указать время, когда вы хотите его выполнить. Есть среди нерегулярных дел первоочередные. Например, ученик обнаружил, что уже нет чистых тетрадей, значит, купить их нужно уже сегодня. Следовательно, покупка тетрадей будет первоочередным делом. Бывают «негорящие», нерегулярные дела, но если их долго не делать, то из «негорящих» они могут превратиться в «горящие». Так, если вовремя не заплатить за интернет, то его могут отключить. Тогда вместо получасового дела возникает многочасовое. «Горящее» дело нарушает ход других дел, отвлекает. Лучше его избежать, предупредить. Поэтому среди нерегулярных дел в вашем списке следует найти те, которые могут стать неотложными и горящими; отметить их и указать время, в которое их можно выполнить.

Все эти правила помогут научиться грамотно планировать свое время и рационально распределить его в период подготовки к экзаменам.
Но кроме общих рекомендаций, для подготовки к экзамену по каждому предмету есть и свои специфические рекомендации. Для математики можно выделить следующие: [4].

  1. Все задания в работе можно разделить на 5 больших групп: базовые задачи (база), задачи по алгебре, задачи по геометрии, прикладные задачи и сложные задания из второй части. Подготовку надо строить так, чтобы проработать каждую из групп.
  2. Уделить достаточно внимания базе, без нее вы с остальными группами не справитесь. Сюда входят основные свойства геометрических фигур и связанные с ними формулы, основные понятия и формулы из алгебры.
  3. В геометрических задачах половина успеха – хорошо построенный чертеж. На который надо нанести все, что дано в условиях задачи. И все, что вам известно о конкретной фигуре и ее свойствах, – тоже может пригодиться.
  4. Ключ к любому сложному заданию – надо свести его к простой задаче на основе базовых знаний. Именно поэтому они так важны. Даже если перед вами запутанное уравнение со многими неизвестными или сложное неравенство, их всегда можно упростить или преобразовать. И получить в итоге уравнение или неравенство, чертеж или схему из вашей «базы».

Эти правила очень просты. Если их освоить, то с их помощью можно легко научиться планировать дела на день, неделю, месяц, не только в школе, но и после ее окончания, и тогда вы с легкостью сможете рационально распределить свое время в период подготовки к экзаменам. Ведь тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, а тот, кто держит его в руках, держит в руках и жизнь [5]. 

Ссылки на источники

  1. Александр Горбачев Тайм-менеджмент в два счета. — С-Пб.: "Питер", 2009. — 256 с.
  2. Н. Болсуновская. Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты. Электронный ресурс: URL: http://flatik.ru/tajmmenedjment-dlya-shkolenikov-metodi-priemi-instrumenti-nade [Дата обращения: 01.03.2015]
  3. Ричард Кох. Закон Парето или Принцип 80/20. — Сокращённый перевод статьи с комментарием Скляревского Е. URL:  http://www.arbuz.uz/t_pareto.html [Дата обращения: 01.03.2015]
  4. www.tutoronline.ru [Дата обращения: 01.03.2015]
  5. Дэвид Аллен Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса = Getting Things Done: The Art of Stress-Free Productivity. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 368 с.