Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бородина Н. А. Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75012.htm.
Аннотация. В статье раскрыта модульная программа формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бородина Наталья Александровна,аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскborodinana@mail.ru

Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивостишкольников в условиях инновационной образовательной среды

Аннотация. В статье раскрыта модульная программа формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды.Ключевые слова: руководитель, Яконцепция, самооценка, готовность к управлению инновационными процессами.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Для современного российского образования характерным является внедрение в образовательный процесс стандартов нового поколения.Стандарт определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранениеи укрепление здоровья ‬в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.Эмоциональную устойчивость считают одним из факторов, определяющих психическое и физическое здоровье школьников. Поэтому возникает потребность в обучении школьников правильно использовать резервы психики, повышать способность к гибкому самоуправлению, наиболее полному раскрытию физических и психических возможностей.При изучении проблемы формирования эмоциональной устойчивости у старших школьников было выявлено, что исследования, непосредственно касающиеся данной проблемы, не столь многочисленны. Эмоциональная устойчивость рассматривается преимущественно в контексте вопросов эмоционального развития и эмоциональных свойств личности (Ильин Е.П., Долгова В.И., Чебыкин А.Я., АболинЛ.М., Белоус В.В., Хухлаева, О.В.[2, 4, 5, 7, 8, 9]). Но вопрос, связанный с формированием эмоциональной устойчивости у старших школьников практически не изучен. Поэтому, актуальными являются определение понятия «эмоциональная устойчивость школьника», поиск факторов и критериев формирования эмоциональной устойчивости школьника, а так же организация её формирования у школьников в инновационнойобразовательной среде (ДолговаВ.И., Ткаченко В.А., Яковлев Б.П., Жукова В.Ф., Степанов В.В., Ларина В.П.[1, 3, 6, 10]). Под руководством В.И. Долговой нами разработана Программа формирования эмоциональной устойчивости школьников в инновационной образовательной среде (Долгова В.И.[1]).Активными участниками эксперимента стали 257школьников в возрасте от 6 до 17 лет МОУ «СОШ № 11» г.Миасса Челябинской области, выбранные нами на добровольной основе.В процессе формирующего эксперимента была реализована программа формирования эмоциональной устойчивости школьников в инновационной образовательной среде «Школа самостоятельной работы», построенная на модульной основе.1 модуль. Мотивационный «Кто Я, какой Я?».2 модуль. Когнитивный «Знакомство с основами психологии».модуль.Рефлексивный «Самооценка индивидуального стиля эмоциональной устойчивости».4 модуль.Конструктивнопроективный «Создание личных программ жизненного пути».Первый модуль «Кто Я, какой Я»был посвящен самопознанию школьниками личностных качеств. Он включалв себя диагностический блок, который состоял из методик, использованных нами в констатирующей части исследования.Полученные данные использовались нами для выработки конкретной стратегии построения программы «Школа самостоятельной работы», который бы максимально соответствовал составу экспериментальных классов и включал в себя беседы, занятия с элементами тренинга, тренинги, деловые игры и проектировочная деятельность по созданию старшеклассниками программ собственного развития. Данные методы и приемы ориентированы на то, чтобы сфокусировать внимание школьников на собственной личности и особых ее проявлениях в учебной и общественной деятельности, а также на личностях своих одноклассников.Второй модуль «Знакомство с основами психологии»был направлен на ознакомление школьников с основами психологии, актуализацию их опыта и знаний в этой области. Полученная при этом информация о наиболее проблемных полях взаимодействия со сверстниками, педагогами и родителями являлась основанием для отбора и проведения деловых игр и тренингов, которые и составили основное содержание 1го этапа (классы рефлексивной самостоятельной деятельности) программы «Школа самостоятельной работы».Третий модуль «Самооценка индивидуального стиля эмоциональной устойчивости»был представлен вконце 1ого этапа программы формирования эмоциональной устойчивости. При прохождении школьниками занятий с элементами тренинга, детскородительских тренингов и деловых игр проходила рефлексия личного стиля эмоциональной устойчивости. В то же время нарабатывались новые стратегии формирования эмоциональной устойчивости, повышался репертуар личных стилей.Четвертый модуль «Создание личных программ по формированию эмоциональной устойчивости»был ориентирован на старшеклассников (911ые классы) и предполагал преобразование своего стиля эмоциональной устойчивости на основе знаний, полученных о себе и своем классе в результате прохождения программы «Школа самостоятельной работы». Вовлечение всех участников программы в процесс проектирования индивидуальной стратегии формирования эмоциональной устойчивости и последующего его исполнения.Образовательная программа для обучающихся «Школа рефлексивной самостоятельной работы».1.Пояснительная запискаНаименование. «Школа рефлексивной самостоятельной работы».Цель: формирование эмоциональной устойчивости у школьников.Задачи: 1. Развитие социальных и коммуникативных умений у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.2.Развитие эмоциональной сферы школьников. Формирование эмоциональной устойчивости.3.Научить принимать на себя ответственность за свои поступки.4.Научить работать в команде, развивать дух сотрудничества и взаимопомощи.Направленность и уровень программы. Программа рассчитана на обучающихся средних общеобразовательных школ.Актуальность программы,научная обоснованность.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет роль образования на современном этапе развития России задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.Начало обучения в школе ‬один из наиболее важных моментов в жизни человека. Главная особенность учеников начальной школы ‬первичное осознание позиции школьника через новые обязанности, которыеребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Другая важная задача в работе с учениками начальной школы ‬установление атмосферы дружелюбия. В классе вокруг многоровесников, но они все чужие и далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.Подростковый и юношеский период ‬важнейший этап в жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Основные линии развития подростков в этом возрасте, связаны с прохождением ими важнейших личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Помощь детям, подросткам и старшеклассникам выработать эмоциональную устойчивость к личным и социальным кризисным ситуациям призвана данная программа.Длительность программы.Программа рассчитана на три года.Условия реализации, показания и противопоказания к применению. Занятия в каждом классе проходят один раз в неделю и включаются в школьное расписание занятий. Одно занятие длится 40 минут и включает три части: вводную, основную и заключительную. Занятия направлены на формирование эмоциональной устойчивости, сохранение психологического здоровья детей, обучению навыкам конструктивного общения, на сплочение коллектива и рассчитаны на присутствие всего класса.Способы взаимодействия специалистов. Программа предполагает взаимодействие специалистов школы в лице директора, зам. директоров по воспитательной и учебновоспитательной работе, классных руководителей, медика, которые оказывают координирующую помощь при реализации программы.Кто реализует. Программа составлена и реализована педагогомпсихологом МОУ «СОШ № 11» БородинойН.А. в тесном сотрудничестве с заместителем директора по воспитательной работе Фатиной Н.П.5.Методы и средства (способы) оценки эффективности (результативности) программы.С целью анализа эффективности программы перед началом реализации программы и по ее завершению проводятся исследования с помощью тестовых заданий. Их задача: мониторинг психоэмоционального микроклимата в 1‬11 классах, интерес к реализуемой программе (Долгова В.И., Ткаченко В.А.[3]).Активное и заинтересованное участие школьников в поиске ответов на вопросы о формировании собственной эмоциональной устойчивости являлось их выходом в рефлексивную позицию по отношению к себе и к своим одноклассникам. При обсуждении связанных с этим вопросов школьники обращались к собственному опыту, к тем ситуациям, которые возникали в их жизненной практике.В результате коллективных обсуждений школьники были сориентированы на необходимость построения личных стратегий эмоциональной устойчивости. Они говорили о том, что «занятия помогли заглянуть в себя…»; «удивительно, что такие простые упражнения оказывают такое сильное влияние»; «очень интересно узнавать новое о себе и тех людях, которых давно знаешь».Выводы:Таким образом, нам удалось достичь основных целей внедрения модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды: получение опыта здесь и теперь и рефлексию этого опыта.Результативность программы изучалась с помощью повторного тестирования.На всем протяжении курса «Школа самостоятельной работы» прослеживался интерес к программе, как со стороны школьников, так и их родителей, педагогов и администрации образовательных учреждений, так и специалистов городского управления образования.Результаты повторного диагностического исследования показали возросший интерес школьников к себе, к психологическим знаниям и повышение их психологической компетентности. Мы полагаем, что программа была полезна и прошла на достаточно высоком уровне.В ходе реализации программы была спроектирована модель формирования эмоциональной устойчивости школьников в инновационной образовательной среде, которая включает взаимосвязь трёх наиболее значимых участников образовательновоспитательного процесса: школьников, их родителей и педагогов.

Ссылки на источники1.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. ‬Март 2014, ART 2176.‬CПб., 2014г. ‬URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm2.Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №12. С. 17243.Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам// Научное мнение. 2012. №8. С. 89103.4.Ильин Е.П.‬Психофизиология состояний человека.‬СПб: Питер, 2005.‬492 с.5.Ильин Е.П., Долгова В.И., Эмоции и чувства.‬СПб: Питер, 2001.‬752 с.6.Степанов В.В. Психологическое сопровождение как фактор становления и развития мотивационной готовности педагоговк инновационной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». ‬2010. ‬№ 3. ‬С. 168177.7.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (78 классы). ‬М.: Генезис, 2005. ‬167 с.8.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (56 классы). ‬М.: Генезис, 2005. ‬207 с.9.Чебыкин А.Я., Аболин Л.М.Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования. // Психологический журнал.‬1984.Том 5.№4.С.8389.10.Яковлев Б.П., Жукова В.Ф. Управлениеинновационнымипроцессамивсистемеобразования: компетентностьипотенциалруководителя// Современные проблемы науки и образования. ‬2012. ‬№ 2; URL: www.scienceeducation.ru/1025631 (дата обращения: 22.10.2013).

Natalia Borodina,

postgraduate student of the Department of theoretical and applied psychology, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskborodinana@mail.ruThe introduction of modular programmes of formation of emotional sustainability of pupils in terms of innovative educational environmentAbstract. The article disclosed a modular program of formation of emotio national sustainability students in terms of innovative educational environment.Key words: head, selfconcept, selfesteem, willingness to management of innovation processes.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогическихнаук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук