Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суздальцева О. О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75020.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются результаты констатирующего эксперимента по выявлению состояние психологической готовности ребенка к школьному обучению: большинство испытуемых (60%) имеют средний её уровень; низкий – 20%; высокий – 20%. Сделан вывод о том, что большинству дошкольников необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
~ 1~ART 75020бДК159.9Суздальцева Олеся Олеговна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскosuzdaltstva@mail.ru

Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению

Аннотация. В статье обсуждаются результаты констатирующего эксперимента по выявлению состояние психологической готовности ребенка к школьному обучению: большинство испытуемых (60%) имеют средний её уровень; низкий–20%; высокий–20%. Сделан вывод о том, что большинству дошкольников необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе.Ключевые слова: старший дошкольник, готовностиь ребенка к школьному обучению, школьная зрелость, скрининговый тест.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований Л.А.Ясюкова, А.Л.Венгер, Л.И.Божович, Н.И.Гуткина, Е.Е.Кравцова[1, 2, 3, 7, 8]). На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему. Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к увеличению психической нагрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка (Б.П. Яковлев, 2007). Сказанное ставит перед педагогами дошкольного образования задачи поиска эффективных инновационных технологий подготовки детей к школе (В.И.Долгова, В.А.Ткаченко, О.А.Шумакова, Б.О.Смирнова[4, 5, 6, 9]).Для исследования психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников были взяты воспитанники из МБДОУ ДС №421 г. Челябинска.Всего были взято 40 детей старшего дошкольного возраста из подготовительной к школе группы в возрасте от 5 лет 10 мес. до 6 лет 2 мес. У большинства испытуемых нет хронических заболеваний (33 ребёнка), у 5 испытуемых хронический гайморит, заболевания верхних дыхательных путей, 1 испытуемый имеет нарушение ЖКТ, 1 испытуемый болеет астмой. Все воспитанники имеют группу здоровья II, болеют ОРВИ, ОРЗ не чаще 3–4 раз в год.Все испытуемые живут с родителями. Жилищныеусловия в этих семьях соответствуют санитарным нормам –у большинства детей есть свои комнаты. Если комната общая, то у ребенка есть своя кровать, рабочее место для выполнения домашних заданий, детского творчества. За детьми осуществляется надлежащий уход. Большинство родителей занимаются со своими детьми дополнительно –посещают развивающие центры, секции, играют в развивающие игры дома. Но есть дети, ~ 2~ART 75020бДК159.9родители которых ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, не осуществляют надлежащий уход за детьми. Отношения в группе ровные, преимущественно спокойные, но иногда бывают конфликты. Большинство воспитанников активные, жизнерадостные, общительные, первое смущение при виде незнакомого взрослого быстро проходит, познавательный интерес на среднем уровне. В группе есть явный лидер –Яна В., Кирилл Ш., и скрытый лидер –Никита С., есть воспитанник, который играет роль «шута» –Володя Г. некоторые воспитанники с трудом идут на контакт с другими детьми и взрослыми –Алена Т., Тимур И.В старшей группе № 9–23 ребёнка: 5 девочек, 18 мальчиков. Дети посещают детский сад с первой младшей группы, отличаются многонациональностью: русские, украинцы, татары. Воспитанники посещают различные кружки по интересам: шахматы–5детей, английский –4 ребёнка, танцы –3 ребёнка, спортивные кружки –10 детей.Активность детей направлена на познание природы и животного мира родного края, основ безопасности жизнедеятельности, которая реализуется в совместной игровой и практической деятельности. Дети проявляют интерес к опытнической, экспериментальной деятельности. Тесная взаимосвязь с социальными институтами города, позволяет развивать познавательные интересы детей. Для воспитанников организуются экскурсий в музей, дом народного творчества, библиотеку. У детей сформированы культурногигиенические навыки. Дети обращают внимание на аккуратность своего внешнего вида, замечают неопрятность у других. Соблюдают элементарные правила гигиены и приема пищи. Развиты навыки трудовой деятельности и самообслуживания. Ребята с удовольствием помогают взрослым (дежурство, трудовые поручения в группе и на участке). Самостоятельно одеваются, раздеваются, складывают и убирают одежду, приводят ее в порядок. Воспитанники последовательно, с использованием фраз приближенных к тексту–пересказывают прочитанное им произведение. Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Понимают и употребляют словаантонимы. Умеют выделять первый звук в слове. Рассказывают о содержании сюжетной картинки.Проявляют интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг. Драматизируют (инсценируют) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). Умеют пользоваться средствами рисования (передают несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов). В лепке используют все многообразие усвоенных приемов. Умеют вырезать сложные фигуры. Аккуратно наклеивают, располагают рисунок на листе, проявляют творчество при самостоятельной продуктивной деятельности. Умеют использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Мальчики любят конструировать, строить, ремонтировать, играть с машинками и спортивным инвентарём. Девочки –рисовать, складывать пазлы, играть с куклами, в настольнопечатные игры, в различные сюжетноролевые игры. При самостоятельной организации сюжетно –ролевых игр могут самостоятельно распределить роли и уладить конфликты. Понимают и принимают правила игры, следят за их выполнением. В дидактических играх противостоят трудностям, подчиняются правилам. В настольнопечатных играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Узнают песни по мелодии. Умеют выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.~ 3~ART 75020бДК159.9Со всеми испытуемыми были проведены методики на исследования формирования психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников (Ориентировочный тест школьной зрелости Керна–Йирасека; Тест определения готовности к школе (методика Л.А. Ясюковой); «Скрининговый тест школьной зрелости» О.В.Соколовой, В.И. Чиркова.1.Ориентировочный тест школьной зрелости Керна–Йирасека.Количество испытуемых –40 человек. На рис.1представлены результаты исследования по данной методике.

Рис. 1.Распределение уровня готовности к школьному обучению по методике определения готовности к школе Керна–Йирасека

Как видно из рис.1, наибольшую группу составили дети со средним уровнем готовности к школе (70%). Каждый уровень психологической готовности к школе имеет определенную характеристику.4 испытуемых –10% –показали низкий уровень развития. Характеристика уровня: уровень развития мотивационной готовности у них ниже уровня остальных групп. Такие дошкольники нуждаются в специальном включении в систему коррекционнопедагогического воздействия и, прежде всего за счет учения в личностно значимую для ребенка деятельность, в которойактуализируется интерес.28 испытуемых –70% –показали средний уровень развития. Характеристика уровня: средний уровень развития способности кобобщениюи абстрагированию, не всегда может выделить существенные признаки предметов, иногда нуждается в помощи исследователя.8 испытуемых –20% –показали высокий уровень развития. Характеристика уровня: дети готовы принять новое социальное положение школьника, понимают, что учение –трудоемкий процесс. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное количество слов из школьной лексики. Можно считать, что у таких дошкольников к моменту поступления в школу сформирована внутренняя позиция школьника.2.Тест определения готовности к школе (методика Л.А. Ясюковой). Количество испытуемых –40 человек. Результаты исследования по данной методике представлены на рис.2. 0%20%40%60%80%100%уровень готовности к обучению в школеНазвание диаграммынизкийсреднийвысокийОпределение готовности к обучению в школе по методике КернаЙирасека (n=40)~ 4~ART 75020бДК159.9

Рис. 2.Распределение уровня готовности к школьному обучению по методике определения готовности к школе (Л.А. Ясюкова)

Как видно из рис.2, основную группу составили дети со средним уровнем психологической готовности к обучению в школе. Для каждого уровня дадим краткую характеристику.12 испытуемых –30% –показали низкий уровень развития. Характеристика уровня: свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет. Поступление ребенка в школу рекомендуется отложить на год, но при этом не следует ждать, что «все созреет само», необходимо активно работать с ребенком для того, чтобы наверстать упущенное. Эмоционально неустойчив, поддается внушению. Не использует существенные связи между понятиями. 28 испытуемых –70% –показали средний уровень развития. Характеристика уровня: типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Если ребенок будет предоставлен сам себе («ты уже большой, ты –школьник»), то через какоето время он может оказаться в числе неуспевающих.Ни один из испытуемых –0% –не показал высокий уровень развития. Характеристика уровня: редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка. Если хотя бы половина показателей находится на этом уровне, а остальные –на уровне хорошего развития, то ребенку необходимы индивидуальные усиленные нагрузки, так как не только обычные, но и гимназические программы будут для него 0%20%40%60%80%100%уровень готовности к обучению в школе30%70%0%количествоучащихся , %низкийсреднийвысокийОпределение готовности к обучению в школе по методике Л.А. Ясюковой (n=40)~ 5~ART 75020бДК159.9слишком просты. Обучение без напряжения будет снижать темпы развития ребенка, отсутствие интереса к занятиям может приводить к падению успеваемости.3.«Скрининговый тест школьной зрелости» О.В.Соколовой, В.И. Чиркова.Количество испытуемых –40 человек. На рис.3представлены результаты исследовании по методике«Скрининговый тест школьной зрелости» О.В.Соколовой, В.И. Чиркова, а ниже приведена характеристика каждого из уровней готовности к обучению в школе.

Рис. 3.Распределение уровня готовности к школьному обучению по методике определения готовности к школе «Скрининговый тест школьной зрелости» О.В.Соколовой, В.И.Чиркова

Таким образом, 8 испытуемых –20% –показали низкий уровень развития. Характеристика уровня: ребенокнеправильно дает ответ, допускает две–три ошибки. Не критично реагирует на наводящие вопросы и возражения экспериментатора –не всегда принимает помощь и понимает ее. Грамматически несвязная, неразвернутая, односложная, бедная устная речь. Не может составить логически связанный рассказ. 20 испытуемых –50% –показали средний уровень развития. Характеристика уровня: ребенок сначала неправильно устанавливаетпоследовательность изображенных событий, допускает одну ошибку. Но потом самостоятельно исправляет ее. Составляет логичный рассказ. Грамматически связная, не всегда развернутая, лаконичная либо с тенденцией к излишней детализации устная речь. Бедный словарный запас. Невсегда хватает конкретных знаний для объяснения того, что хочет сказать. Не поддается внушению, эмоционально устойчив. 12 испытуемых –30% –показали высокий уровень развития. Характеристика уровня: ребенок самостоятельно устанавливает правильную последовательность событий. Не допускает ошибок при выполнении задания. По найденной испытуемым последовательности картинок составляет логичный рассказ. Грамматически связная, развернутая речь, богатый словарный запас. Анализируя результаты всех трех методик, был определен общий уровень психологической готовности к обучению в школе старших докольников:20% –8 испытуемых –показали низкий уровень психологической готовности к обучению в школе по трем методикам.0%20%40%60%80%100%уровень готовности к обучению в школе20%50%30%количествоучащихся , %низкийсреднийвысокийОпределение готовности к обучению в школе

по методике О.В. Соколовой, В.И.Чиркова (n=40)~ 6~ART 75020бДК159.960% –24 испытуемых –показали средний уровень психологической готовности к обучению в школе по трем методикам.20% –8 испытуемых –показали высокий уровень психологической готовности к обучению в школе по трем методикам.Таким образом, большинство испытуемых (60% –24 испытуемых) по результатам исследования трех методик имеют средний уровень психологической готовности к обучению в школе. Также имеются испытуемые, которые показали низкий (20% –8 испытуемых) и высокий (20% –8 испытуемых) уровни психологической готовности к обучению в школе. Исходя из результатов исследования, испытуемым, имеющим низкий и средний уровни необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе.

Ссылки на источники1.Венгер А.Л.Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. –2012. –№8. –С.66–74.2.Божович Л.И.Этапы формирования личности. –М. Педагогика, 2009. –164с.3.Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе. –4е изд.–М., 2009. –208с.4.Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С. 2334.5.Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014.№ 6. С. 4048.6.Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции//Наука и бизнес: пути развития. 2012. №7(13). С. 1722. 7.КравцоваЕ.Е.Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. –2012. –№6. –С.6974.8.Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований –в практику обучения и воспитания. –М.: МГУ, 2010.–97с.9.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. –СПб.:«ИМАТОН», 2009. –99с.

Olesya Suzdaltseva,student, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk

osuzdaltstva@mail.ruThe state of psychological readiness of preschool children to schoolingAbstract.The article discusses the results of ascertaining the experimentment to identify the state of psychological readiness of the child for school: the majority of participants (60%) have medium level; low 20%; high 20%. The conclusion is that most moscolini Cove systematic instruction designed to increase the level of psychological readiness to learn at school.Key words:senior preschooler, gotovnosti child to school teaching teaching, school maturity, a screening test.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук