Формирование конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никитина Л. С. Формирование конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75040.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ формирования конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подростков, в зависимости от возрастных особенностей поведения в конфликтных ситуациях, агрессивных реакциях и личностных факторов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Никитина ЛилианаСергеевна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскmoce4ka_@mail.ru

Формирование конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подростков

Аннотация. В статье представлен анализ формирования конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подростков, в зависимости от возрастных особенностей поведения в конфликтных ситуациях, агрессивных реакциях и личностных факторов.Ключевые слова: конфликт, формирование, конструктивные способы разрешения конфликтов, младшие подростки.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медициныи экологии человека.

В настоящее время в обществе наиболее остро встает проблема конфликта среди подростков. С одной стороны эта проблема достаточно распространена, многие ученые изучали и изучают конфликтные личности, семьи, в которых воспитываются подростки с конфликтными поведением (ВыготскийЛ. С.,Бандура А., УолтерсР.,ВолковБ. С.,ГришинаН. В.,ОбозовH. H.,Аркаева Н. И.,Дорофеева Р. Д.,Долгова В. И.,Юлдашев В. Л.,Амиров А. Ф.,Мартынов А. Н.,Цветкова Н. В.,ДолговП. Т.,Крыжановская Н. В.,[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]). С другой стороны –эта проблема до сих пор остается не решенной, зачастую от конфликтного поведения подростков страдает много окружающих их людей. Конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей [3, с. 63]. Н. В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление –противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [4, с. 112].Микросреда, в которой находится современный подросток, весьма неблагоприятна. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящейк появлению отклонений в сфере морали и поведения является городская среда с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде [1, с. 45].По мнению социологов, психологов и педагогов внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются: вопервых, негативные процессы, происходящие в обществе; вовторых, состояние семьи, ее атмосфера; втретьих, факторы риска, идущие от недостатков внутришкольной жизни [5, 6, 7, 9].Возрастные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Личность подростка еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Конфликт необходим подростку для развития личности. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития [ 2, с. 21].В подростковом возрасте особенно актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях.Методы и методикитеоретические: анализ психологопедагогической литературы, моделирование;эмпирические: исследование, наблюдение;психодиагностические: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса;Опросник БассаДарки.

РезультатыПосле математической обработки полученных данных были получены следующие результаты.

Рис.1. Распределение эмпирических данных, полученных по методике К. Томаса

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что наибольшее число испытуемых используют такую стратегию поведения в конфликте как компромисс (70% учащихся). Для людей с подобным стилем поведения характерно, частичноеудовлетворение интересов обеих сторон конфликта.При компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, 0%10%20%30%40%50%60%70%80%ВысокийСреднийНизкийнеобходимо помнить, что в большинстве случаев –компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения.Стратегия соперничества выражена у 50% испытуемых,такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания. Стратегия избеганияпреобладает у 30% учащихся,часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других. Стратегия приспособлениясвойственна 10% испытуемых,такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание. Такие стратегии поведения, как сотрудничество(50%).При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добится, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена и компромисс(70%) у испытуемых имеют средние значения[6, с. 59].

Рис.2. Распределение эмпирических данных, полученных по опроснику БассаДарки

0%10%20%30%40%50%60%70%80%ВысокийСреднийНизкийПроанализировав результаты по методике БассаДарки, можно сделать вывод, что у исследуемых более выражена физическая агрессия(64% исследуемых) использование физической силы против другого лица. и вербальная агрессия(55%) выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Следует отметить повышенный уровень индекса враждебностиу 45% исследуемых. Остальные виды агрессивности учащихся менее выражены.

Таким образом у учащихся 7гокласса преобладает стратегия компромисс Для людей с подобным стилем поведения характерно, частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.При компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев –компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения.ВыводыКонфликт представляет собой разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.Конфликт (от лат. «столкновение»)–столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.Межличностный конфликт–это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие изза несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация. Подростковый возраст –период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. В нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.Межличностный конфликт в подростковом возрасте может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.и нести как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности подростка

Ссылки на источники1.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.,2005.509с.2.ВолковБ.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2007.160 с.3.ВыготскийЛ.С.Психология. М.: ЭКСМОПРЕСС, 2007.–1007 с.ГришинаН.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2006.–464 с.5.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие.–Челябинск: Искра, 2012.–229 с.6.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.7.Дорофеева Р.Д., Долгова В.И., Юлдашев В.Л., Амиров А.Ф., Мартынов А.Н. Факторы риска формирования аддиктивного поведения у учащейся молодежи по данным анонимного анкетирования//Вопросы наркологии. 2001. No1. С. 2631.8.ОбозовH.H. Психология конфликта и способы его разрешения: Метод, пособие. СПб.: МАПН, 2004.–46 с.9.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. унт"; [сост.: Долгова В.И., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.].–Челябинск, 2008.

Liliana Nikitinа,

student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk

moce4ka_@mail.ru

The formation of constructive conflict resolution in younger adolescents

Abstract.The article presents the analysis of the formation of constructive ways of how to resolve conflicts among younger adolescents, depending on who is a widespread behavior in conflict situations, aggressive reactiontion and personal factors.

Keywords:conflict, development, constructive ways of resolution of conflicts, younger adolescents.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук