Социально-профориентационная среда Самарского региона

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Т. Н. Социально-профориентационная среда Самарского региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S10. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75171.htm.
Аннотация. В статье говорится о повышении социально-трудового потенциала молодежи, построении показателей развития социально-трудового потенциала молодежи, а также повышении экономической активности трудоспособного населения и усилении взаимосвязи рынка образовательных услуг с рынком труда. Автор рассматривает методы профориентации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Татьяна Николаевна,доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии ФГБОУВПО «Тольяттинский государственный университет», г. ТольяттиIvanovaT2005@tltsu.ru

Социальнопрофориентационная среда Самарского региона

Аннотация. В статье говорится о повышении социальнотрудового потенциала молодежи, построениипоказателей развития социальнотрудового потенциала молодежи, а также повышении экономической активности трудоспособного населения и усилении взаимосвязи рынка образовательных услуг с рынком труда. Автор рассматривает методы профориентации.Ключевые слова: профориентация, молодежь,учащиеся,рынок, профессия, занятость, профессия, мотивация, образование.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

В настоящее время в профориентации можно выделить четыре группы методов: 1)информационносправочные; 2) профессиональной социопсиходиагностики; 3) консультационной помощи в конкретном выборе и принятии решения.К первой группе относятся, вопервых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Нетрадиционные профессиограммыс трудом воспринимаются школьниками, поэтому надо давать более компактные и понятные описания. Вовторых, справочная литература. Далее, информационнопоисковые системы, оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны и востребованы, но для них нужны контакты с заинтересованными организациями, учреждениями и предприятиями. Профессиональная реклама и агитации –оперативная и привлекательная для школьников. Экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Для этого необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов и подготовить их для такой работы с подростками.Встречи со специалистами. Познавательные лекции о путях решения проблем самоопределения. Профориентационные уроки –как система занятий, а не отдельные мероприятия (учебные фильмы и видеофильмы).Средства массовой информации (СМИ). Используя их, надо обязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичность изложения вопроса. Одна из главных задач для их авторов –произвести впечатление на любую аудиторию. Объем информации о профессии урезан. Присутствуют разного рода редакторские правки и цензурные купюры.Ярмарки профессий (и их модификации) уже давно показали свою профориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и 39% из них делают здесь свой важный выбор [1].Вторая группа –помощь в самопознании. Сюда относятся закрытые беседыинтервью по строго обозначенным вопросам. Открытые беседыинтервью, в ходе которых можно немного отвлечься от заранее заготовленных вопросов. Опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение способностей к профессии. Это касается тех случаев, когда люди выбирают массовые профессии, «пригодные для большинства». Опросники профессиональных способностей. Они требуют очень избирательного использования и специальной подготовки профконсультанта для интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда, а для большинства профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности».Личностные опросники –работать с ними могут только те профконсультанты, которые понимают ограниченность этой методики. Понастоящему личность нельзя «просчитать», с этим связана масса проблем. Истинно личностный тест –это поступок человека в ответственные моменты жизни. В обыденном, «усредненном» режиме жизни сделать это очень трудно.Проективные личностные тесты –для их проведения необходима специальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта. Метод наблюдения —это один из основных научнопрактических видов работы профессиоведа. Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры и способы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей и т. д. Опрос должен быть тактичным. Психофизиологическое обследование –для того, кто выбирает профессию с особыми условиями труда [1].Игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности. Позволяют прогнозировать будущее профессиональное поведение подростка. Наблюдение непосредственно в трудовой деятельности. С помощью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия [1].Третья группа. На фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать собственно профориентационные вопросы. На это нацелено создание групп общения, но механизмом решения профконсультационных проблем они не являются. Тренинги общения позволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на работу, на экзаменах, в деловых контактах. Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, требующие специальной подготовки профконсультанта, помогают лучше осознать смысл выбираемой деятельности или проблем, связанных с самоопределением.Игры с элементами психотренинга. Успешные примеры самоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант повышает уверенность подростка в решении его проблем, связанных с будущей профессией и трудоустройством. Праздники труда –эти мероприятия способствуют престижности конкретных профессий [1].Четвертая группа. Построение последовательности действий, реализующих намеченную цель. Действия должны быть четко сформулированы и изображены на листе бумаги в виде схемы, наглядно представляющей возможные профессиональные перспективы школьника. Лучше предлагать несколько вариантов таких последовательностей (в виде «деревьев» и «ветвей»), чтобы выстроить из них оптимальную профессиональную траекторию –в том числе с учетом набора профессий, которые предлагает школа или конкретное профессиональное учебное заведение.Предпрофильная подготовка, в первую очередь, призвана облегчить учащемуся выбор дальнейшего направления в учебе. При выборе направления учебы и предметов, которые учащийся будет изучать, неизбежно встает вопрос не только о склонностях и способностях учащегося, но и о целесообразности прохождения того или иного курса.Профильное обучение должно, с одной стороны, способствовать становлению индивидуального образовательного сценария, но с другой —может ограничивать образовательное пространство для детей с разнообразнымиинтересами. У многих одаренных детей способности проявляются в самых различных областях –в математике и литературе или в музыке, например. Профильность может сузить рамки обучения школьника, оставив вне внимания важные для него области. Проведение профориентационной работы должно помочь избежать таких ошибок.Модель системы профильного образования строится на принципе внутришкольной дифференциации и профилизации, при которой создаются классы, дающие через систему урочной деятельности академические знания базисного минимума в рамках базисного учебного плана, и группы, где реализуются задачи профильного обучения через специальные и элективные курсы по четырем направлениям: социальноэкономическому, социальноэкологическому, социальногуманитарному и технологий международного туризма.Профильное обучение закладывается на третьей ступени (десятыеодиннадцатые классы), когда в учебном плане появляются курсы по выбору, отражающие тип профилизации. На второй ступени (девятые классы) обучение носит предпрофильный характер. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам, предусматривающим перенос части содержания учебного материала программ старшей школы в пятыедевятые классы на доступном для соответствующего возраста детей уровне.В настоящее время в Самарском регионе существует социальнопрофориентационная среда, включающая центры профориентации. В ее задачи входит ознакомление учащихся с изменяющимися потребностями рынка труда и с требованиями работодателей. Подростки могут приобрести здесь навыки адекватной самооценки своих профессиональных возможностей, познакомиться с многообразными профессиями и основными путями получения конкретных специальностей, получить консультацию по другим вопросам, связанным с выбором профессии. По всем этим направлениям в социальнопрофоририентационной среде региона ведется методически обеспеченная и комплексная профориентационная работа, имеющая массовый и систематический характер.Курс профориентации проходят практически все девятиклассники. Положительный опыт работы подтверждают результаты социологических исследований, предоставляющих данные о профессиональном самоопределении молодежи города. Количество подростков, которые по завершении профориентационного курса самостоятельно выбралисебе будущую специальность, выросло до 51%. Тех, кто учитывал при этом свой интерес к профессии, стало 35%, а тех, кто принимал во внимание свои способности, –27%. Примерно три четверти девятиклассников даже не задумываются над проблемой профессионального выбора, а 39%не знают, куда пойти учиться дальше.Профориентационная работа понимается как управление процессом профессионального самоопределения учащихся, где основной ее целью является полное раскрытие своего личностного потенциала, умение анализировать социальноэкономические условия, ориентироваться на рынке труда, знать требования работодателей. Личностный потенциал рассматривается как совокупность индивидуальных особенностей, профессионально важных для данного человека.Профориентационные игры и подготовительные занятия, предлагаемые Центрами, значительно повышают эффективность основной работы –с девятиклассниками. На этом курс не заканчивается с учащимися 10х и 11х классов ведется информационная работа. Они знакомятся с Трудовым кодексом РФ, учатся правильно составлять резюме, приобретают навыки самопрезентации. Кроме того, все желающие, закончившие курс обучения, могут получить дополнительную консультацию, принять участие в тренинговых или других профориентационных программах и акциях Центров региона.Центры оказывают совершенно новую услугу. Школа подает заявку с просьбой помочь в формировании профильных классов, и специалисты разрабатывают для нее специальную профориентационную программу, соответствующую профилям обучения, которые она у себя вводит, обеспечиваем необходимую диагностику согласно программе. Результаты, полученные в ходе этой работы, используются при формировании классов. Центры взаимодействуют и со средними специальными учебными заведениями. С ними заключаются договоры о сотрудничестве, и изучается профессиональная заинтересованность абитуриентов. Это повышает не только осознанность их выбора, но и эффективность работы приемной комиссии.Информационные технологиинаправлены на исследование конъюнктуры рынка труда, потребности в кадрах, динамики развития профессиональной структуры в конкретном регионе, а также прогнозов, связанных со спросом на профессии (среди ищущих работу), спросом на профессионалов и предложением, подразумевающим наличие квалифицированных кадров. Основными формами данных технологий являются «уроки социальной и трудовой мобильности» проводимые для выпускников школ, проводимые для выпускников школ, где молодежь имеет возможность встретиться с представителями предприятий и учебных заведений, познакомиться с требованиями работодателей, рынка труда и профессиональнообразовательных услуг и прогнозных оценках экспертов.Расширение круга взаимодействующих агентов образовательного кластера и рынка труда, региональной концептуальной модели социальнотрудовой мобильности молодежи является фактором конструирования региональной концептуальной модели социальнотрудовой мобильности молодежи, ее социальнотрудовых ориентиров, способов формирования позитивных профессиональных выборов.В наши дни с помощью современных информационных технологий многие сведения можно получить самостоятельно, не прибегая к помощи посредникаспециалиста. Важным фактором из информационных технологий является использование на электронных носителях видеопрофессиограмм на по наиболее востребованным на рынке труда профессиям. При разработке данного продукта учитывались предложения специалистов районных, городских центров занятости населения по стандартизации и унификации современных профессий, их специализаций, пользующихся спросом на рынке труда. В видепрофессиограммах отражены сущность, специфика профессии, ее предметное, технологическое, психологическое содержание. Внедрение новых информационных технологий позволяет развивать социальную и трудовую мобильность молодежи и формировать их активную позицию в профессиональной жизни, акцентировать внимание на возможности вертикально и горизонтально перемещаться. Профессиональные технологииконструирования региональной концептуальной модели социальнотрудовой мобильности способствуют трансформации квалификационного, образовательного и профессионального уровней молодежи. Их изменение зависит от числа и проницаемости стратификационных каналов, а также от динамики качественных характеристик работника: образования, квалификации, состояния здоровья, профпригодности и т.д. Эффективность профессиональных технологий определяется достижением конкурентоспособности на рынке труда. Так, например, увеличение видов квалификаций в рамках одной специальности гарантирует обучающемуся уверенность в том, что он найдет работу. Например, специальность «топменеджер» присваивается сразу несколькими квалификациями: управляющий делами, офисменеджер, секретарьреферент, организатор малого предпринимательства.В связи с высокими требованиями рынка труда к качеству подготовки молодежи впрактику стали внедряться новые, эффективные профессиональные технологии.Следует упомянуть также конкурсы профессионального мастерства, проводимые образовательными учреждениями по итогам обучения. Они включают себя проверку теоретических знаний и выполнение практических заданий. Проверка теоретических знаний проводится с применением технических средств контроля, на основе тестирования или выполнения письменных работ. Для выполнения практического задания всем участникам конкурса предоставляются рабочие места с необходимыми материалами, сырьем, наборами инструментов, приспособлений и оргтехники.Экономические технологиинаправлены на утверждение в сознании людей представлений о социальнотрудовом потенциале общества, о социальном и экономическом содержании процесса использования трудовых ресурсов, о месте работника в системе социальнотрудовых отношений и в воспроизводстве общественного продукта. Использование данных технологий подразумевает учет специфики включения молодого специалиста в рыночную экономическую систему Таким образом, экономические технологии основаны на признание необходимости использовать юридические и моральные права участника рыночных отношений, получать от своего трудового вклада адекватный доход (своего рода прибыль), участвовать в конкуренции на рынке труда и с работодателем, и с другими работниками. Все это составляет систему факторов, определяющих возможности трудовой активности работника, эффективность его труда, его доход, его социальную защищенность.Современная экономика, развитие которой базируется не только на научнотехническом прогрессе, но и на повышении роли социальных критериев и требований в экономической жизни, в том числе в сфере социальнотрудовых отношений, претерпевает глубокие социальные изменения, перспективные очертания которых определяются [2]. Таким образом, образовательные, профориентационные, информационные, профессиональные, экономические, психологические технологии социальной диагностики и моделирования обеспечивают результативное и рациональное целенаправленноевоздействие социальных и экономических технологий конструирования социальнопрофориентационной среды Самарского региона.

Ссылки на источники1.Солнышкина М.Г. Профессиональные стратегии личности в условиях трансформации российского общества): автореф. дис. …драсоциол. наук. –М., 2007. –42 с.2.Хананова Х.Н. Профориентация как фактор совершенствования кадрового потенциала предприятия: автореф. дис. … канд. социол. наук. –Киев., 2004. –25с.



Tatiana Ivanova,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Togliatti state University, TogliattiIvanovaT2005@tltsu.ruSociovocational environment of the Samara regionAbstract.The Increase of social and labour potential of young people, building development indicators of social and labourpotential of youth, and to increase the economic activity of the workingage population and strengthen the relationship of the educational services market and labour market. The author discusses methods of vocational guidance.Keywords: career guidance, youth, students, market, profession, employment, vocation, motivation, education.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогическихнаук