Инновационные технологии обучения иностранным языкам как орудие формирования поликультурной личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ферзилаева М. М. Инновационные технологии обучения иностранным языкам как орудие формирования поликультурной личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S15. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75219.htm.
Аннотация. В век мультикультурного диалога особенно важным представляется развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Именно носитель языковых и межкультурных компетенций способен принимать полноценное участие в меж-культурной коммуникации, реализовать себя в рамках диалога культур. Успешное формирование языковой и поликультурной личности непосредственно связано со способностью управления своей учебной деятельностью. Поэтому основными принципами, лежащими в основе инновационных методик обучения иностранным языкам, должны быть: индивидуальность, самостоятельность, преемственность уровней обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ферзилаева Марина Маратовна,кандидат филологическихнаук, старшийпреподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»г. Махачкалаferzilaevamarina@mail.ru

Инновационные технологии обученияиностранным языкам как орудие формированияполикультурной личности

Аннотация.В век мультикультурного диалога особенно важным представляется развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Именно носитель языковых и межкультурных компетенций способен принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, реализовать себя в рамках диалога культур.Успешное формирование языковой и поликультурной личности непосредственно связано со способностью управления своей учебной деятельностью. Поэтому основными принципами, лежащими в основе инновационных методик обучения иностранным языкам, должны быть: индивидуальность, самостоятельность, преемственность уровней обучения.Ключевые слова: поликультурность, межкультурная коммуникация, инновационные методики, компетентность, глобализационный процесс, социокультурная компетенция.Раздел: (01) педагогика; история педагогики иобразования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сегодня, в век технологизации и глобализации, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания молодежи, способной к диалогу с другими культурами. История общества показывает, что процветание общества зависит не только от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова. И действительно, подготовка разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова)–главная проблема образования сегодня. Реалии современного этапа развития общества, с многовековой историей, в которой переплелись народы, нации, культуры, в настоящее время диктуют необходимость разработки основных методических принципов и подходов к формированию коммуникабельной языковой личности.

Глобализационные процессы, характеризующие современный общественный уклад, привели к расширению коммуникативного пространства человечества. Владение иностранными языками необходимо сегодня каждому человеку для эффективного решения коммуникативных задач и в ситуациях личного общения, и в ситуациях общения в образовательной среде. Резко возросли и требования к уровню языковой компетентности будущего специалиста. Глобализация с ее противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием первоочередную задачу подготовку будущих специалистов к профессиональной деятельности в условияхполиткультурной среды, формирование умений общаться и сотрудничать с людьми разных социальных групп, национальностей, вероисповеданий. Поэтому проблема формирования поликультурной личности, способной искать и находить пути урегулирования социокультурных трений, проявлять терпимость, становится все более актуальной.Говоря ополиткультурности как умении вести диалог, понимать человека другой культуры, воспринимать его таким, как он есть, поддерживать его в критической ситуации, а также как о возможности обогащения своей культуры, когда, понимая другого, обогащаешься сам, можно утверждать, что именнополиткультурность личности является одним из эффективных средств противостояния негативным последствиям глобализации, смягчающим фактором глобализационных процессов.Вовторых, профессиональная подготовка, осуществляемая в рамках высшего профессионального учебногозаведения, должна преследовать цель приобретениябудущим специалистом социальной сферы профессионализма в широком смысле, т.е. быть ориентированной наусвоение им не только профессионально необходимых знаний и навыков, но и на становление и совершенствованиепрофессионально значимыхличностных качеств, которые являются неотъемлемыми составляющими профессионализма специалиста. В этой связи формированиеполикультурной личности занимает значительное место в подготовке квалифицированного специалиста.Вместе с тем, современный образовательный процесс вуза все еще остается традиционным и не обладает достаточным потенциалом для решения данной проблемы. Одной из причин этого является отсутствиецелостной концепции формирования поликультурной личности студента в образовательном процессе средствами учебных предметов. Но существует совокупность философских, психологических, педагогических идей, которые способны стать основой создания комплекса условий для эффективного формирования поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку.Параметрами развития личности сегодня являются не знания, умения и навыки, а компетентности. Компетентность, как интегральная характеристика личности, определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [3]. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» общие и специальные компетенции рассматриваются как фундамент, позволяющий выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования. При этом подчеркивается, что неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля является иностранный язык [5]. Иностранный язык способствует развитию коммуникативной, социокультурной, информационной и других компетентностей как ни одна другая учебная дисциплина. Тем не менее, противоречие между стремительно возрастающими требованиями к подготовке современных компетентных специалистов и сложившимися в силу объективных причин условиями обучения иностранному языку в неязыковом вузе ведет к тому, что коммуникативный компонент в структуре базовых компетенций не получает своего должного развития. На наш взгляд, в условиях глобализации наибольшего успехов в процессе обучения иностранным языкам позволяет добиться личностноориентированный подход в преподавании. В его рамках обучающийся изначально является субъектом обучения, носителем опыта жизнедеятельности, приобретаемого в результате формального и неформального образования, в конкретных условиях семьи, социо культурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира. Субъектная позиция предполагает осознание собственного отношения к тому, что происходит, степени личностного влияния на эти процессы. Осознание человеком собственного отношения к происходящему является необходимым условием для адаптации к дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, акцент с трансляции готового знания преподавателем перенесен на самостоятельные поиск и производство знания обучающимся. Что, в свою очередь, предполагает изменение стиля взаимоотношений между педагогом и обучающимся, обучающимся и образовательной средой. Переход от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию является одним из условий поиска и внедрения эффективных методов обучения иностранным языкам[2,с.150]. Новая парадигма взаимоотношений внутри образовательного процесса требует и инновационных технологий, способных изменить принципы организации учебного процесса в сторону самостоятельной образовательной деятельности обучающихся, способствовать формированию навыков самоанализа и самооценки, развивать навыки общения, работы в команде, учить принимать ответственные решения в ситуациях выбора, то есть –развивать проблемнопоисковое мышление. Развитие языковой компетентности обучающихся должно строиться исходя из необходимости вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс на всех уровнях овладения всеми видами речевой деятельности; необходимого и достаточного объема устной практики для каждого коммуниканта на каждом занятии; использования изучаемого языка на этапе его творческого применения в качестве средства общения, что предусматривает создание не только искусственной языковой среды, но и естественной, приближенной к реальным жизненным ситуациям, формирующей реальную потребность в использовании изученного материала для общения с носителями языка; использования культурологического материала; формирования не только языковой, но и социокультурной компетенции [2, с. 152]. Профессиональнотворческое саморазвитие студента наиболее полно реализуется в процессе проектной деятельности. Проект –это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуальноэмоциональный контекст другой деятельности[4, с.10]. Проектное задание, которое даётся на группуобучаемых, непосредственно связывает овладение определённым предметным знанием с реальным использованием этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет студенту выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым, личностноотивированным [6]. Популярность использования метода проектовпри изучении иностранного языка объясняется тем, что данный метод объединяет коммуникативный и личностноориентированный подходы, которые являются ведущими в методике преподавания иностранного языка. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию. Мультимедийные средства инфокоммуникационных технологий, на наш взгляд, являются наиболее актуальным способом решения поставленной задачи, поскольку они предоставляют преподавателям иностранных языков прекрасную возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности и использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала, связанного с отработкой умений и навыков [1, с.149]. В практике преподавания иностранных языков на современном этапе обучения активно используются ресурсы сети Интернет, компьютерные игры, интерактивные доски, мультимедийные проекты, компьютерные курсы. Возможности использования Интернетресурсов огромны. Глобальная сеть интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернеттехнологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какието моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.Широкое распространение получили в последние годы телекоммуникационные проекты. Подобная форма работы дает возможность диалога культур, позволяя обучающимся в процессе достижения учебных целей и задач познакомиться с другой культурой, с особенностями менталитета представителей иноязычных стран и культур. Безусловным лидером инновационных технологий в образовательном процессе является глобальная сеть Интернет, которая позволяет воспользоваться неограниченными возможностями виртуального общения с носителями языка на многочисленных форумах, чатах, по электронной почте и т.д.; прослушать медиафайлы, посмотреть фильмы, клипы и ролики на иностранном языке. Студенты, могут работать с большим количеством аутентичных материалов, необходимых в процессе обучения. Активная языковая практика online оказывает положительное воздействие на формирование языковой и общей компетенций у студентов, изучающих иностранный язык, повышает мотивацию обучаемых, способствует более плодотворной и интересной организации познавательного процесса в изучении иностранных языков [7, с. 202]. В век мультикультурного диалога особенно важным представляется развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Именно носитель языковых и межкультурных компетенций способен принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, реализовать себя в рамках диалога культур. Успешное формирование языковой и поликультурной личности непосредственно связано со способностью управления своей учебной деятельностью. Поэтому основными принципами, лежащими в основе инновационных методик обучения иностранным языкам, должны быть: индивидуальность, самостоятельность, преемственность уровней обучения. Только в этом случае обучающийся сможет осознать ценность образования в современных условиях, почувствовать необходимости и готовность к непрерывному обучению как единственному способу личностной, творческой и профессиональной самореализации в условиях глобализующейся современности. Бесспорно, использование преподавателями инновационных методов, методов формирования интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.), методов формирования долга и ответственности в обучении (поощрение, одобрение, порицание и др.); внедрение в образовательный процесс преподавателями истудентами новых технологий (презентаций учебного материала, электронных пособий, аудиои видеоматериалов и пр.), активизируют процесс языкового обучения и способствуют эффективности усвоения казахского, русского и иностранных языков.

Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, что позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественноэстетического циклови специальных курсах по истории и культуре отдельных народов.

Таким образом, для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии необходимо поликультурное и полиязычное образование.

Ссылки на источники1.Валиулина, Ф.М. Роль и место мультимедийных технологий в обучении иностранному языку // Современные модели в преподавании языков и культур в контексте менеджмента качества образования. М., 2009. С. 148150. 2.Васильева, Ю.С. Основания для выбора методов обучения иностранным языкам в современных условиях // Современныемодели в преподавании языков и культур в контексте менеджмента качества образования. М., 2009. С. 150155

3.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции –новая парадигма результата современного образования // http://www.eidos.ru 4.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. 1991. №3. С.915 5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756р. от 29 декабря 2001г. // http://www.mma.ru/article/id10055 6.Марычева, Е.П. Инновационные технологии в образовательном процессе (обучение иностранным языкам) // http://www.vlsu.ru/index.php?id=1614&type 7.Сон, Л.П. К проблеме языковой практики on line // Современные модели в преподавании языков и культур в контексте менеджмента качества образования. М., 2009. С. 202204. Ferzilaeva MarinaCandidate of philological sciencies, senior teacher of thedepartment of foreign languagesfor technical specialties,DSTU,Makhachkalawww.ferzilaevamarina@mail.ruThe innovative learning technologies offoreign language as a tool of formationof multicultiral personality Abstract.In the age of multicultural dialogue especially important isthe development of multilingual and multicultural linguistic identity. It is the bearerof linguistic and intercultural competenceswho isable to participate fully in intercultural communication, to realize itself in the dialogue of cultures. The successful formation of the language and multicultural personality is directly related to the ability to manage their learning activities. Therefore, the basic principles underlying the innovative methods of teaching foreign languages should be: individuality, independence and continuity of learning levels.Keywords: multiculturalism, intercultural communication, innovative methods, competence, globalization processes, sociocultural competence.Рекомендованокпубликации: ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»