Методы учебной деятельности по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину в дисциплине «Основы конструирования в дизайн-проектировании»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бурдин Н. П. Методы учебной деятельности по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину в дисциплине «Основы конструирования в дизайн-проектировании» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75244.htm.
Аннотация. В статье делается попытка рассмотреть дисциплину «Основы конструирования в дизайн-проектировании» с точки зрения классификации методов обучения, предложенной И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бурдин Николай Павлович,ассистенткафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировaeronaut@yandex.ru

Методы учебной деятельности по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину в дисциплине «Основы конструирования в дизайнпроектировании»

Аннотация. В статье делается попытка рассмотреть дисциплину «Основы конструирования в дизайнпроектировании» с точки зрения классификации методов обучения, предложенной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным.Ключевые слова:дидактика, дизайн среды, основы конструирования,методы обучения.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В педагогике существует несколько классификаций методов обучения. Есть варианты классификации по источнику знаний, по соответствующему этапу обучения, по логике учебного процесса и т.д[1]. На общем фоне выделяется система, разработанная в СССР в 1965 году двумя выдающимися педагогами, дидактами Исааком ЯковлевичемЛернером и Михаилом Николаевичем Скаткиным. И по сей день эта система признается одной из самых продуктивных. Классификация методов обучения основывается на характере деятельности обучаемых:1.Объяснительноиллюстративный метод;2.Репродуктивный метод;3.Метод проблемного изложения;4.Частичнопоисковый (он же эвристический) метод;5.Исследовательский метод.Суть в том, чтокаждый последующий пункт предполагает большуюактивностьи самостоятельность студентов, чем предыдущий. Иногда первые два пункта объединяются в подгруппу репродуктивных методов (т.е. в которых не создаётся ничего нового), а три оставшиеся в группу творческих (продуктивных) методов (т.е. в которых возникает некий новый творческий продукт). Упрощая, мы можемсказать, что первая подгруппа предполагает получение учащимися знаний в «готовом» виде; вторая подразумевает активные действия для их получения [2].Дисциплина «Основы конструирования в дизайнпроектировании» направлена на формирование у учащихся комплекса знаний об особенностях материалов и о всевозможных вариантах конструкций и элементах, применяющихся в гражданском строительстве. Важную роль в ней играет строго утвержденная информация, например, СНиПы и ГОСТы. Может сложится впечатление, что этот предмет из тех, которые можно преподносить исключительно в традиционной, лекционной форме, отдавая предпочтение первым двум методам (о которых подробнее будет рассказано ниже). Тем не менее, мы полагаем, что дизайн априори является творческой областью человеческой деятельности, нацеленной на созидание.Одних только выученных фактов и определенного набора навыков недостаточно для того, чтобы вести успешную деятельность в сфере средового дизайна (осмелимся предположить, что и в любых других сферах тоже). Закончив обучение и став профессиональными дизайнерами, бывшие студенты будут оперировать исключительно плодами своего собственного творческого труда, самостоятельно делать выводы, принимать решения и нести за них ответственность. Поэтому мы предполагаем, что именно группа продуктивных методов, ориентированная на формирование самостоятельного мышления, является наиважнейшей в процессе обучения по дисциплине «Основы конструирования в дизайнпроектировании».Разумеется, мы ни в коем случае не отрицаем основополагающее значение группы репродуктивных факторов. Первая ступень –объяснительноиллюстративный метод. Основными действиями преподавателя здесь являются, как следует из названия, объяснение некой темы и наглядное еёиллюстрирование. Задача студентов –слушать, запоминатьи осмысливать поток предоставляемых фактов, идей, выводов и оценок. Единственной целью этого метода выступает формирование знаний у учащихся; о создании какоголибо творческого продукта речи не идёт, ровно как и о формировании самостоятельных навыков. Достоинства данного метода очевидны –это его простота и доступность: нет, пожалуй, такой темы, которую нельзя было бы под него подогнать. К тому же, этот метод развивает память учащихся[2]. Особенность этого метода в рамках основ конструирования в том, что он показывает наибольшую эффективность при рассмотренииисключительно теоретических вопросов, требующих не самостоятельного осмысления, а только готового знания в качестве аксиомы. Примером дисциплины может служить лекция о габаритах строительных материалов: в конце концов, размеры кирпича 1НФ всегда будут 250х120х65, а габариты бруса по сечению не менее 100х100мм, –независимо от умений, навыков и предрасположенности студента к самостоятельному рассуждению.Существуют и проблемы:учащийся выступает лишь пассивным преемником потока информации, при этом осмысляет и запоминает он далеко не всё. Но самый главный недостаток –отсутствие созидательного начала: для студентов творческих специальностей, привыкших к продуктивной деятельности и более способных к ней, нежели к чем утомляющему слушанию, этот метод не оставляет свободы самовыражения. Тем не менее, игнорироватьегоне стоит. По нашему убеждению, вышеописанный метод следует применять в разумных рамках на протяжении всего курса дисциплины, выстраивая на его основе вводные, обобщающие, заключительные занятия, а также те занятия, где основной упор делается на подачу строго и четко сформулированного материала, не ориентированного на дискуссию и выявление проблемы.Весьмаподходящим под особенности дисциплины «Основы конструирования в дизайнпроектировании» является репродуктивный метод; особенно он хорош на начальных этапах обучения, когда студенты только знакомятся с сутью предмета. При помощи этого метода у студентов формируются необходимые навыки и умения, которые будут необходимы для их успешной работы не только в рамках дисциплины, но и в профессиональной деятельности. Происходит это с помощью предъявляемой преподавателем системы упражнений, суть которой заключается в выполнении задания по образцу или по заданному условию. О полноценной творческой активности здесь речь не идёт: суть задания только в репродукции, воспроизведении заданного образца [2]. В то же время, здесь студенты встречаются с более интересным (по сравнению с предыдущим методом) подходом к теме, который может позволить им проявить некоторую самостоятельность и креативный подход. В рамках основ конструирования раскрывается такая его характерная черта, как способность к включению в себя творческих моментов. Мы убеждены, что студент может привнести в задание чтото своё: если его предложения обоснованы, интересны и ценны с художественной точки зрения, то он может смело проявлять инициативу даже в заданиях, направленных исключительно на воспроизведение.Примером служит одно из первых заданий, когда студенты ещётолько знакомятся с особенностями дисциплины. Задачей студента в нём является выполнение гипотетическйраскладкикирпича по плоскости стены. Задание выполняется, в зависимостиот уровня подготовки студентовлибо вручную, либо в компьютерной программе.В качестве образца дается один из простейших образцов кладки –в полкирпича. Фактическиизза этого данное упражнение является одним из самых лёгких: с ним легко справляются даже те студенты, которые никогда до этого не сталкивались с особенностями кирпичной кладки. Возможно, это объясняет тот факт, что некоторые из студентов интересовались, можно ли выполнить альтернативный вариант раскладки, например, использующийся в архитектуре их собственного дома. По нашему мнению, такое желание следует поддерживать: в любом случае, суть задания от этого не изменится, имитацияостанется имитацией, но куда более интересной, актуальной и приближенной к реальной жизни.Очень большое число заданий, соответствующих этой дисциплине, может быть основано именно на репродуктивном методе, так как длязакрепления необходимых умений трудно было бы подобрать лучший способ. В то же время, нужно знать меру. Дизайн –профессия, где ценится не простое копирование и умножение знакомых приёмов, но создание чегото нового, доселе невиданного. Ориентация только на копирование, пусть даже смягченное отдельными креативными моментами, может заглушить творческий импульс учащегося. Поэтому необходимо соблюдать баланс между репродуктивными и творческими методами. Перейдем к рассмотрению второй группы.Частичнопоисковый метод –один из перечисленных методов, является одним из самых эффективных. Проблема формируется преподавателем, студенты же ищут решение для неё. Процесс поиска контролируется преподавателем и направляется в нужное русло. Значительных усилий и работы над собой от студента здесь ещёне требуется, но уже возникает опыт творческой деятельности и самостоятельного решения. Одной из разновидностей этого метода является эвристическая беседа [2].Примечательной особенностью этого метода в рамкахдисциплины «Основы конструирования» становится обильное привлечение к рассмотрению проблем, взятых из реальной жизни. Это позволяет студентам оттачивать свои навыки не на абстрактных вопросах, а на вполне реальных трудностях и противоречиях, которые будутнеоднократно встречаться им в ходе профессиональной деятельности. Особенно эффективными являются такие примеры, с которыми учащиеся сталкиваются часто или постоянно. В качестве примера приведем эпизоды, когда на рассмотрение студентам мы выдвигали особенности и проблемы, присущие зданиям, играющим значительную роль в их жизни. В частности, рассматривались конструктивные особенности и выбор материалов в старом корпусе ВятГГУ, корпусе ТиДа, главном корпусе; в общежитиях ВятГГУ; в предприятиях общепита, супермаркетах, ТЦ и магазинах, посещаемых учащимися; в культурных и развлекательных заведениях Кирова. Студенты находили множество конструктивных недочетов, проблем и противоречий, причем с большим энтузиазмом. Такая привязка к реалиям позволила ощутить личную сопричастность к предмету и понять, насколько от грамотной работы дизайнеров и архитекторов в области конструирования зависит удобство и комфорт пользователей. Также частичнопоисковый метод может быть основан на составлении плана решения какойлибо проблемы, связанной с недостатками конструкций какоголибо сооружения. Так, например, студентам может быть предложено задание: найти в доме, где они живут, проблемные,с точки зрения конструирования или применения материалов,элементы и составить программу их исправления.Весьма полезным является и метод проблемного изложения. Суть его в том, что преподаватель не только ставит проблему, но и сразу показывает пути и способы еёрешения, подробно показывая путь мысли; студенты же ведут внутренний диалог с рассказчиком, мысленно следят за его логикой.Впоследствии это поможет студенту использовать схожие логические приемы и построения[2]. Например, преподаватель может рассмотреть проблему выбора строительного материала в какомлибо конкретном случае (например, при постройке частного дома). Шаг за шагом он должен рассматривать различные варианты, демонстрируя студентам, насколько некий материал будет эффективен в данной ситуации, в чем будут его преимущества и недостатки, каковыми окажутся побочные эффекты и далеко идущие последствия и т.д., а затем на базе всего вышеперечисленного отобрать единственно верный материал. Студенты, взяв подобный принцип на вооружение, будут способны применить его в дальнейшем, причём не только в аналогичной ситуации, но и в совершенно новых условиях.Главное достоинство этого метода в том, что он обучает студента навыкам логики, которые помогут ему ориентироваться в нестандартных и незнакомых ситуациях (как в области конкретно конструирования, так и в области дизайна). В то же время, далеконе каждая тема или задача, связанная с конструированием, может быть рассмотрена через призму этого метода. Ещёболее эффективным может считаться исследовательский метод. Отличие исследовательского метода от поискового заключается в том, что студент в этом случае сам формулирует проблему и сам же решает ее. Роль преподавателя здесь сводится к консультированию, корректировкам и контролю деятельности студентов. Среди прочих методов данный выделяется также тем, что в наибольшей степени способствует формированию свободного, самостоятельного мышления, склонности к анализу и самоанализу, а также поиску нестандартных способов решения проблем.Одной из форм реализации этого метода являются всевозможные доклады и сообщения –как в устной, так и в письменной форме. Эти средства позволяют студентам проявлять больше самостоятельности и раскрывать тему более широко, нежели чем при традиционной аудиторной работе [2]. Следует отдельно рассказать о важности этого метода для воспитания уверенного в себе и своих способностях дизайнера. Выдающийся искусствовед и философ Марсель Паке писал, что художник есть не просто человек, который смотрит и видит;художник прежде всего тот, кто делает видимой свою точку зрения[3]. В полной мере тоже самое относится и к дизайнерам, но с одним значительным условием: если художник может оставлять своётворчество без комментариев, то дизайнер должен быть готовым в любое время аргументировать свои решения и обосновать свою точку зрения. Умение говорить и корректно выражать свои мысли, обращая на свою сторону потенциальных клиентов,–одна из составляющих успеха карьеры дизайнера. В связи с этим наблюдается любопытная ситуация. Выдвижение своих вариантов, активное участие в дискуссиях даётся студентамдизайнерам сравнительно легко, но, в то же время, именно просьба пояснить,аргументировать,обосновать, защитить чтолибо, просьба объяснить, почемутак, а неиначе,вызывает у них большие затруднения. Нам кажется, что активное использование в учебном процессе продуктивных (творческих) методов поможетсгладить это противоречие. Чем больше заданий, направленных на формирование собственного мнения, логикиизложения, исследовательского и критического мышления, чем больше будет проведено дискуссий и чем больше проблемных ситуаций будет рассмотрено, тем больший успех будет ждать студентов в дальнейшем.Особенностью этого метода в контексте нашей дисциплины является то, что учащиеся при проведении исследования могут облекать их в форму некоего дизайнпроекта или привязывать к своей текущей разработке, если таковая имеется. При такой привязке увеличивается глубина раскрытия темы в докладе или сообщении, а сам дизайнпроект становится более проработанным; при этом могут быть замечены и исправлены допущенные ошибки, недостатки и недоработки.Подводя итог, подчеркнем, что всевышеперечисленные методы должны использоваться исключительно комплексно, несмотря на упор на вторую, творческую подгруппу методов.

Ссылки на источники1.СластенинВ.А., ИсаевИ. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./под ред. В.А. Сластенина. –М.: Изд. центр «Академия», 2002. –576 с.2.БулановаТопорковаМ.В., ДухавневаА.В., СтоляренкоЛ.Д. и др. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие. –Ростовн/Д.:Феникс, 2002. –544 с.3.PaquetM. Botero: Philosophy of the creative art. –Chicago:Mallard Press, 1992. –155 с.

Nikolay Burdin,

Assistantat the chair ofDesign and Fine Arts,Vyatka State University of Humanities, Kirovaeronaut@yandex.ruUse of educationalactivitiesmethodsby I.Lerner andM. Skatkin indiscipline“Construction basics in design engineering”Abstract.The paper deals withthe discipline “Construction basics in design engineering”in terms of classification of teaching methods,proposed byIsaac Lernerand MikhailSkatkin.Key words:didactics, environmental design, construction basics, teaching methods.

Рекомендовано к публикации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»