Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косенко С. Г. Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S26. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75352.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности поддержки предпринимательства в муниципальном образовании. Автор уделяет особое внимание вопросам разработки системы конкретных мер по государственной поддержке малого предпринимательства, в частности финансированию малого бизнеса в муниципальном образовании, рассматривает аспекты взаимодействия между банками и малыми предприятиями, выявляет ключевые проблемы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Косенко С. Г.Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75352. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75352.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75352УДК336.64:346.26

Косенко Светлана Геннадьевна,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г.Армавирsveta20021976@mail.ru

Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании

Аннотация.В статье рассматриваются особенности поддержки предпринимательствав муниципальном образовании. Автор уделяет особое внимание вопросам разработки системы конкретных мер по государственной поддержке малого предпринимательства, в частности финансированию малого бизнеса в муниципальном образовании, рассматривает аспекты взаимодействия между банками и малыми предприятиями, выявляет ключевые проблемы.Ключевые слова: предпринимательство, экономический рост, прибыль, кредитование, финансирование.Раздел: (04) экономика.

Экономический рост малого предпринимательства в муниципальном образовании и регионе может быть обеспечен за счет интенсивного использования внутренних и внешних источников.Положительная роль развития предприятий малого бизнеса несомненна, но, тем не менее, наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание, так как их развитие необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики.Малое предпринимательство, как правило, более экономично. У малых предприятий, по сравнению с крупными короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в двадва с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административноуправленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого насущно заинтересован крупный бизнес.Несомненным преимуществом малого предпринимательства является меньшая стоимость создания рабочих мест, что практическая подтверждается при реализации государственных социальных программ, направленных на снижение уровня безработицы.Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей малости в значительКосенко С. Г.Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75352. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75352.htm. –ISSN 2304120X. 2

ной мере определяют социальноэкономический и отчасти политический уровень развития страны.Актуальность данной темы, ее значимость для практики состоит в необходимости обобщения подходов и совершенствования направлений развития малого бизнеса в региональных условиях, а также в выработке механизмов обеспечения их устойчивого развития в рамках муниципального образования.Муниципальная система инфраструктурного обеспечения включает совокупность взаимосвязанных специализированных институтов, обеспечивающих процессы реализации государственной и региональной политики в сфере малого бизнеса, которые формируются и действуют при непосредственном участии государства, региона, муниципалитета или по инициативе самих предпринимателей (фонды, кредитные, страховые, гарантийные учреждения, технопарки, бизнесинкубаторы и т.д.). Цель системы инфраструктурного обеспечения муниципального предпринимательства состоит в создании благоприятных условий развития предприятий малогобизнеса. Под инфраструктурным обеспечением в контексте данного исследования предлагается рассматривать комплекс информационноаналитических, обучающих, материальных, финансовых, имущественных и иных средств, участвующих в воспроизводственных процессах малого предпринимательства в муниципальном образовании.В настоящее время в муниципальную схему инфраструктурной поддержки входят: административная подсистема (регистрационная палата и соответствующий департамент администрации), финансовый институт (муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства), общественная структура (ТПП и объединения предприятий). От того, насколько согласованно будут действовать указанные элементы, зависит эффективность малого предпринимательства в муниципальном образовании. Очевидно, что интенсификация процесса развития малого бизнеса в определяющей степени зависит, прежде всего, от того насколько эффективно реализуется процесс финансового обеспечения малых предприятий. Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. К внешним источникам относятся и иностранные инвестиции. Известно, что в настоящее время они являются неэффективным инструментарием запуска слаборазвитой экономики с разбалансированным механизмом воспроизводства. Основными объектами иностранного инвестирования в современных условиях являются сырьевые и энергетические отрасли. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы, внутрихозяйственные резервы предпринимателяинвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страховой деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т. п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше четверти предпринимателей муниципального образования.Таким образом, основную роль в экономическом росте муниципального образования, в обеспечении его устойчивого социальноэкономического прогресса на основе интенсификации процессов развития малого предпринимательства будут играть Косенко С. Г.Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75352. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75352.htm. –ISSN 2304120X. 3

внутренние источники развития как по отношению к региональной экономики, так и к системе малого предпринимательства. В этой связи представляется целесообразным представить их в систематизированном виде, учитывая их реальную значимость и возможность реализации. Эффективность мобилизации внутренних ресурсов МО в значительной мере зависит от соответствия муниципальной правовой базы федеральной, что, с одной стороны, способствует привлечению внешних источников развития, а с другой, побуждает местные предпринимательские структуры и население активно использовать возможности рыночной экономики для повышения качества жизни населения и увеличения предпринимательских доходов. Предпринимательская деятельность направлена на максимизацию собственной прибыли, а эффективное предпринимательство в масштабе страны позитивно влияет на увеличение доходов муниципального образования и государства в целом [1].Актуальная проблема развития малого бизнеса в России, в регионе и в муниципальном образовании сегодня это финансовое обеспечение. Несмотря на то, что многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, практически покаэтого не происходит.Коммерческие банки боятся кредитовать малый бизнес. Причин этому множество. Одна из них состоит в том, что очень многие малые предприятия в своем стремлении уйти от налогов скрывают реальные масштабы бизнеса, в балансах практически неотражается прибыль, занижается фонд заработной платы, не показываются имеющиеся активы. Кредитная заявка у такого предприятия не может быть обоснованной, и любой уважающий себя банк просто вынужден отказывать ему в выдаче ссуды. В результате предприниматели начинают искать альтернативные пути привлечения финансовых ресурсов, в том числе прибегают к даче взяток, использованию «черных касс», получению «ссуд» от криминальных структур. Если банки соглашаются работать с малым бизнесом, то предпочитают иметь дело со «своими» предприятиями, реальную кредитную историю которых они знают. Второй причиной опасений банков в процессах кредитования малого бизнеса, является то, что малые предприятия очень часто стремятся получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулось финансовое положение. Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово–промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства с мощью и влиянием крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определитьосновные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материальнотехнические и финансовые ресурсы для их предоставления за счет муниципальных источников.По данным Росстата по статистике в настоящее время в малом предпринимательстве занято более 12 млнчеловек (с учетом работников, выполняющих работы по договорам, и совместителей, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица). На доходы от этого вида деятельности живет примерноКосенко С. Г.Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75352. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75352.htm. –ISSN 2304120X. 4

27 млнроссиян. Малые предприятия создают около 12% внутреннего валового продукта России. Включение российской молодёжи в экономические отношения, использование всех форм и механизмов её активизации обусловлено современной социальноэкономической и политической ситуацией в России [2]. По данным Росстата, численность безработных в 2012 г. составила по методологии МОТ 4,13 млнчел. (в среднегодовом выражении), при этом доля безработной молодёжи в общей численности безработных увеличилась до 43,1%. Частично решить проблему занятости молодёжи могут молодежные предприятия, главной целью создания которых является воспитание духа предпринимательства у молодых людей, развитие их предпринимательских способностей. Программы занятости должны предусматривать практическую помощь молодым людям в открытии и ведению собственного дела, искусству предпринимательства [3].По объемам прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов малые предприятия имеют более высокий потенциал по сравнению с крупным производством. При снижении инновационной восприимчивости крупных предприятий к высоким технологиям возрастает роль малых и средних предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию.Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, основным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства изза высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какойлибо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в МО могли бы сыграть общество взаимного кредита и торговопромышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита –объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, а также учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны предоставлять коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит реально может выдаваться без залога, под бизнесплан.Не менее важной проблемой являются налоговые неплатежи, связанные с неперечислением банками платежей в бюджет по поручениям клиентов.Непроведениебанком налоговых платежей клиентов приводит к возникновению претензий со стороны налоговых органов, которые считают непоступление средств в бюджет виной конкретного предприятия независимо от того, способен ли банк осуществить платеж. Такая ситуация «пропажи» средств в банке, усугубленная требованиями налоговых инспекций о фактически вторичной уплате налогов с начислением штрафов, может подкосить даже стабильно работающий бизнес, не говоря о большинстве малых предприятий.Другим препятствием для реализации инвестиционного потенциала малого бизнеса является высокий уровень кредитных ставок. Если обратиться к российскому опыту, то ряд банков, участвующих в различных программах поддержки малого предпринимательства международных, отраслевых, региональных и т. п.) применяет пониженную ставку в рамках этих программ. Однако, следует заметить, что льготное кредитование предоставляется в единичных случаях.Косенко С. Г.Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75352. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75352.htm. –ISSN 2304120X. 5

В целомпрофиль кредитования предприятий малого бизнеса такой же, как и по экономике в целом. Кредиты предоставляются в основном на пополнение оборотных средств, на инвестиционные цели направляется не более 10% кредитных вложений.Основное внимание при разработке системы конкретных мер по государственной поддержке малого предпринимательства необходимо уделить следующим положениям:1.Подготовка законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации предпринимательской деятельности, преодоление других административных барьеров (в том числе в форме различного рода согласований, дополнительных лицензий, патентов, свидетельств и др.) при создании и функционировании малых предприятий. При этом имеется в виду не только подготовка и принятие самих нормативных актов, но и выработка реального механизма их исполнения.2.Выработка универсального порядка допуска малых предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг.3.Предоставление малым предприятиям жилых и нежилых помещений в результате реструктуризации крупных предприятий.Подводя итоги в части взаимодействия между банками и малыми предприятиями, можно сделать следующие выводы:основным показателем привлекательности клиента для банков является величина оборотов по счету независимо от статуса предприятия;предприятия малого бизнеса в настоящее время ассоциируются у банков с незначительными по объему операциями и низкой платежеспособностью;по мере усиления дефицита ресурсов и необходимости диверсификации операций банки все же начинают пересматривать свое отношение к малым предприятиям, рассматривая их в качестве перспективной клиентской базы;в условиях нехватки собственных средств, главным источником финансирования малого бизнеса остаются заемные средства. Банки в целом положительно относятся к кредитованию малых предприятий, однако возможность предоставления кредитов жестко увязывается, прежде всего, с залоговым обеспечением, а не с перспективами бизнеса;для малых предприятий получение кредитов затруднено высокими процентными ставками, длительностью процедуры рассмотрения заявки, короткими сроками кредитования, недостаточными для финансирования производственного цикла. Эти же факторы способствуют поиску других источников заимствования, в том числе и теневых.Таким образом, развитию коммерческих источников финансирования малого предпринимательства препятствуют следующие обстоятельства: высокая доля денежных суррогатов в обращении, высокие ставки налога на кредитные операции, затрудняющие нормальное получение кредитов и приводящие к высокой норме процента на коммерческий кредит; неспособность банковской системы регионов и МО обеспечить адекватный объем финансирования инвестиционных проектов.Вместе с темв малом предпринимательстве существуют определенные проблемы, связанные с тенденциейухода в «теневой» сектор под давлением фискальной политики, уменьшается количество постоянно занятых на малых предприятиях и средняя численность работников этих предприятий. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. В Косенко С. Г.Интенсификация процессов развития в системе управления малым предпринимательством в муниципальном образовании// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75352. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75352.htm. –ISSN 2304120X. 6

этих условиях возрастает роль управления муниципальным образованием по выработке эффективной политики поотношению к малому предпринимательству.

Ссылки на источники1.Косенко С. Г. Развитие предпринимательства на рынке парфюмернокосметической продукции: анализ закономерностей и прогнозирование рыночных тенденций диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. –Ставрополь, 2009.2.Корниенко Т. А.,Косенко С. Г., Кочурина Р. А. Актуальные вопросы государственного и муниципального управления: учеб. пособие. –Армавир: ИП Чайка, 2014. –C. 124.3.Корниенко Т. А., Косенко С. Г. Современная российская молодёжь: проблемы реализации экономического и социальнополитического потенциала // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 6. –URL: www.scienceeducation.ru/12016134.

Svetlana Kosenko,PhD, Head of the Department of Economics and Management, branch of the Kuban State University in Armavir, Armavirsveta20021976@mail.ruIntensification of development processes in the management system of entrepreneurin municipal formationAbstract.The features of business support in the municipality are discusses in the article. The author pays special attention to the development of specific measures for state support ofentrepreneur, in particular the financing of entrepreneurin the municipality, considering the aspects of interaction between banks and small businesses, identifies key issues.Key words:entrepreneurship, economic growth, income, credit, financing.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished01.09.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Косенко С. Г., 2015

www.ekoncept.ru