Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николаева С. Ю. Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S28. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75372.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ проблемы активности и направленности личности в ходе профессиональной подготовки, ее готовности к самореализации в аспекте повышения качества профессиональной деятельности. Рассматривается мотивационная составляющая направленности на профессиональную подготовку у студентов, а также проанализирована специфика мотивации выбора профессии у студентов гуманитарных специальностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Николаева С. Ю.Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75372. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75372.htm. –ISSN2304120X. 1

ART75372УДК159.9.07

Николаева Светлана Юрьевна,

старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологииФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольяттиsvniko@mail.ru

Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке

Аннотация.В статье представлен анализ проблемы активности и направленности личности в ходе профессиональной подготовки, ее готовности к самореализации в аспекте повышения качества профессиональной деятельности. Рассматривается мотивационная составляющая направленности на профессиональную подготовку у студентов, а также проанализирована специфика мотивации выбора профессии у студентов гуманитарных специальностей.Ключевые слова: активность,направленность личности, профессиональная самореализация, мотивация выбора профессии.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В современном обществе в последнее время активно обсуждается проблема качества, причем качества в самом широком смысле этого слова. Проблема качества, по общему мнению, является острой и особо актуальной. «Качество жизни», «Качество деятельности», «Качество продукта деятельности» и пр.‬это практически становится одним из глобальных вопросов, который определяет необходимость в детальном анализе и рассмотрении этого аспекта социума. Причем рассматривать ее необходимо не только специалистам самых разных направлений, но и фокусировать внимание на анализе специфики активности личности, реализующей те или иные виды деятельности, как главного фактора, определяющего и обеспечивающего это качество.Реализация проблемы качества возможна только через компетентность личности, ведь именно человек посредством личной активности в повседневной жизнедеятельности решает разного рода задачи. В этом аспекте особое внимание сегодня уделяется проблемам образования, причем на самых разных своих уровнях. Наше внимание направлено на проблемы повышения качества профессионального образования человека в высшей школе, основной целью которого является «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства…» [1].Проблема качества образования сегодня решается через самые разные направления и стороны образовательного процесса. Это и определение критериев качества образования, и уровневые подходы к формированию компетентности, и организационные изменения, и разработка принципов и подходов оценки качества (как организационных систем, так и обучающихся) и пр. [2, 3]Но при этой многоплановости подхода, таким же важным остается вопрос понимания проблем и механизмов личностного фактора эффективности деятельности будущего специалиста, т.е.в контексте высшего образования ‬студента и становления его профессиональной компетентности. Здесь важным становится вопрос, какова Николаева С. Ю.Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75372. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75372.htm. –ISSN2304120X. 2

должна быть деятельность самого будущего специалиста в ходе своей учебной деятельности в вузе, какова должна быть его активность, направленность, какие мотивы должны обеспечить его будущую качественную включенность в реализацию профессиональнопроизводственных задач. Другими словами, какие личностные особенности в своей совокупности должны обеспечить студенту будущую профессиональную самореализацию. Проблема самореализации сегодня анализируется в науке достаточно широко. Она понимается и как реализация личностью своего потенциала, и как осознание личностью своих задатков и способностей, и как потребность, актуализирующаяся при удовлетворенности всех других личностных сфер (А. Маслоу). Но, общим здесь является то, что реализация совершается личностью во всей своей индивидности и уникальности. На сегодняшний день существует единодушное понимание необходимости изучения самореализации в единстве ценностносмысловых, мотивационнопотребностных, эмоциональноволевых ирефлексивнооценочных характеристик личности, приобретенных ею в ходе своей социализации,проходящей в определенных условиях развития и становления и актуализирующей свое Я как индивида в совокупности базовых особенностей нервнопсихической деятельности, задатков, способностей и возможностей реализации. Другими словами, личностная реализация ‬это направленная активность человека, обусловленная многими факторами и условиями формирования его личности. Но, действительно ли самореализация является потребностью или вопрос заключается в качестве жизнедеятельности личности и целях и направленности личности?В этом аспекте не менее интересным в науке является и проблема готовности к самореализации. Исторически она понималась как развертывание личностью врожденных индивидных качеств и свойств (натурфилософские концепции личности), позже, в примитивносоциологизаторских теориях личности, была высказана идея прямой зависимости реализации личности от специфики внешних факторов и жизненных обстоятельств ее развития. Дальнейшее развитие науки опирается на теории достраивания личности на своем «биологическом фундаменте» системой общественных отношений, в которых она развивается, то есть она не «созревает», а «формируется» (культурноисторическая концепция Л. С. Выготского). То есть в процессе социализации проявляется относительная независимость от врожденных задатков и высшие структуры личности приобретают новые качества и, в конечном счете, индивидуальность, как «надличностное образование» (Б. Г. Ананьев). Изучение готовности опирается в своих исследованиях на идеи о том, что личность в ходе жизни самодетерминируется, саморазвивается и самореализуется во всех сферах своей жизнедеятельности, где готовность является источником и развития, и реализации личности. Говоря о готовности как об источнике самореализации, выделяют необходимость для этого наличия потребности, внутреннего или внешнего противоречия, создающего напряжение, творческая активность личности, как необходимость при удовлетворении потребностей, что в своей совокупности и является, по сути, процессом самореализации личности своего Я и его выражении. Другими словами, необходимым и достаточным условием для такой активности должна выступить потребность, актуализированная в ситуации конфликта, обусловленного ощущением неудовлетворенности.В профессиональной подготовке активность личности играет абсолютно значимую роль. Здесь происходит становление специфических компетенций, которые по своей сути являются деятельностными характеристиками личности в рамках решения Николаева С. Ю.Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75372. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75372.htm. –ISSN2304120X. 3

специфических задач. И для того чтобы это произошло, необходимо полное целенаправленное включение в деятельность, направленность на достижение определенных целей, которые являются социально значимыми в большей степени. Проблема готовности личности к профессиональной самореализации имеет свои особенности в зависимости от этапа и способа реализации (профессиональное образование, профессиональная деятельность в процессе труда, профессиональное развитие в ходе деятельности и пр.), но каждый раз на передний план выступает необходимость высокой целенаправленной активности личности для реализации самого себя в определенной сфере жизнедеятельности [7]. Проблема целенаправленной активности, обеспечивающей готовность к профессиональной самореализации, особенно актуальна для этапа профессионального образования личности. Активно изучается содержание и процесс профессиональной подготовки в вузе (В.С. Леднев, И.А. Зимняяи др.) [4]. В.А. Сластенин, Н.Ф. Маслова и др. изучали проблему моделирования личности специалиста, где личность выступает целостным образованием, определяющим эффективную профессиональную самореализацию субъекта [6]. Ноширота современных исследований все еще не позволяет однозначно ответить на вопрос, что именно стимулирует внутреннюю и внешнюю активности личности и формирование устойчивого субъктивноличностного регулятора ее направленности, как необходимого условия и определяющего фактора становления профессиональной компетентности будущего специалиста.Как известно, направленность рассматривается в психологии с разных сторон ‬как динамическая составляющая активности личности (С.Я.Рубинштейн), как преобладающее отношение к чемулибо (В.Н.Мясищев), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев) и пр., но в каждом случае авторами указывается, что деятельность личности ориентирована комплексом мотивов, которые довольнотаки слабо зависят от реально существующей ситуации. Действительно, мотивация играет решающую роль в качественных показателях деятельности. Причем, она влияет и на выбор профессии, и на специфику направленности личности при профессиональной подготовке.Большую роль мотивация выбора профессии играет в подготовке в рамках так называемых «помогающих» профессий, к которым относится и профессия «психолог». Для психолога профессиональная компетентностьпредставлена сложно организованным комплексом компетенций, где важная роль отводится личности специалиста, ее зрелости и готовности к реализации профессиональных задач [4]. Профессия психолога относится к категории специальностей, для которых проблема профессионального становления личности усложняется и дополняется необходимостью иметь сформированные личностные профессионально значимые качества, которые являются залогом эффективности любого специалиста в системе профессий «человек‬человек». Специфика деятельности психолога, и ситуация, определяющая его деятельность по оказанию психологической помощи (а именно, состояние человека, которому оказывается помощь), определяет базовые специфические качества и свойства личности, которые у практического психолога являются определяющими его профессиональную пригодность и эффективность. А это в свою очередь требует сформированности разносторонних специальных навыков, позволяющих оценивать психологические, социальнопсихологические, психофизиологические механизмы возникновения и разрешения психологических проблем (умение проводить психологическую диагностику, коррекцию и психотерапию, планировать предупреждающее профилактическое воздействие). Все это приобретается студентом в ходе получения высшего образования по специальности.Николаева С. Ю.Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75372. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75372.htm. –ISSN2304120X. 4

Личность и личностная включенность в деятельности психолога играет огромную роль в профессиональной самореализации и явно влияет на качество деятельности специалиста. При этом, именно этот фактор может явиться существенным препятствием и вызвать субъективные трудности будущего специалиста. Анализ структурных компонентов мотивационного конструкта, куда входят как осознаваемые, так и неосознаваемые мотивы, позволяет, на наш взгляд, объяснить не только побудительные причины выбора профессии практического психолога, но и предположить возможные трудности при профессиональном и личностном становлении. При изучении этого вопроса нами для выявления специфики мотивации были изучены студенты первых курсов факультета филологии, психологии и социальнопедагогического факультета с целью прояснения значимых мотивов выбора профессии. Всего в исследовании приняли участие 150 человек. Выбор специфики факультетов был обусловлен следующим: все три профессии связаны с работой с человеком, так или иначе направлены на взаимодействие с ними и оказание помощи в том или ином виде (психолог, учительфилолог, социальный педагог). На первом этапе изучения студентам было предложено письменно в свободной форме ответить на вопрос «Почему, или в силу каких причин Вы пришли обучаться на данный факультет по выбранной специальности?». Анализ предложенных ответов показал следующие результаты.У студентов факультета филологии приоритетное место занял мотив любви к литературе (43,7%), затем наличие бюджетных мест на факультете (36%), любовь к русскому языку (14,7%) и прочие мотивы («невозможность поступить на другой факультет», навязанный выбор, «вместе с друзьями»)‬5,6%. У студентов социальнопедагогического факультета на первом месте выступил мотив любви к детям (20,3%), затем наличие бюджетных мест (20%), совет родителей (20%), желание быть воспитателем (18,2%), невозможность поступить на другой факультет (11%), желание разобраться и помочь себе (7%) и прочие мотивы (3,5%).У студентов факультета психологии значимые мотивы, выделенные студентами, явно отличались от мотивов студентов других направлений подготовки. Приоритетное место у будущих психологов заняло желание научиться разбираться в своих проблемах и помочь себе (65%). Мотивы помощи другим людям и интереса к психологии как науке занимают менее значимые места в исследуемой выборке студентов, хотя и являются профессионально значимыми и профессионально ориентированными, по своей сути. Так, мотив помощи другим людям выявлен у 20,7% испытуемых, а мотив интереса к психологии как науке обнаруживает себя у 12% студентовпсихологов. Прочие мотивы составляют 2,3%. Сопоставляя и анализируя полученные результаты, на первый план выступают различия мотивации выбора профессии у студентов, выбранных для нашего исследования специальностей. У студентов, выбравших направление подготовки «Филология», приоритетными являются профессионально ориентированные, их выбирают 58,4% испытуемых. Прагматические мотивы и незрелые мотивы выбора распределяются у остальных испытуемых, где преобладает прагматическая мотивация (36% против 5,6 % инфантильного выбора). У студентов педагогического направления подготовки профессиональная направленность в выборе уже проявлена у меньшего количества студентов ‬таких уже 38,5%. Значительное место занимают прагматический выбор и мотивы, отражающие несформированную самостоятельность личности (40%). Характерной особенностью мотивации студентовпедагогов явились мотивы «безысходности», отражающие вынужденность сделанного выбора. Так 11% студентов говорят о наличии у них других склонностей и интересов, но отсутствии возможНиколаева С. Ю.Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75372. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75372.htm. –ISSN2304120X. 5

ности самореализации (11%). Также следует отметить, что у педагогов уже появляются мотив помощи себе, и таких студентов чуть меньше, чем студентов с вынужденным выбором. Анализ выборов студентовпсихологов действительно показывает совершенно другие приоритеты в профессиональной мотивации. Лишь треть студентов говорят о направленности на другого человека и эмпатийность по отношению к нему, что является, собственно, одним из важных оснований для профессионализации будущего специалиста. Также отличительной особенностью является отсутствие у них прагматической мотивации и незрелых мотивов («за компанию с друзьями»), а также у них отсутствуют мотивы вынужденного выбора. Особое внимание привлекает мотива самопомощи, причем помощи явно психологической, значимо проявленный в этой группе испытуемых. В беседах со студентамипсихологами от них были получены разъяснения, что им требуется не помощь, а умение помогать самим себе. Причем они обосновывали это тем,что «если они научаться помогать себе, то и смогут помочь другим…». То есть, интерпретация бесед позволила выявить устойчивую тенденцию такого обоснования мотива научиться разбираться в себе и оказывать себе психологическую помощь с точки зрения необходимости этого в оказании психологической помощи в будущей профессиональной деятельности. Как показывает анализ динамики профессионального развития студентов, эта мотивация с одной стороны способствует вовлеченности их в обучение (обычно в начале обучения), ис другой стороны, она же на определенном этапе вызывает внутриличностное напряжение и повышение уровня тревожности за счет невозможности спонтанно удовлетворить значимую потребность личности в условиях профессионального образования. В системе подготовки специалиста, на наш взгляд, действительно существуют возможности, которые позволили бы перевести потребность студентовпсихологов в разрешении собственных личностных проблем в ходе получения психологических знаний, мало осознаваемый «психотерапевтический» мотив, в осознанную потребность в психологических знаниях в целях личностного и профессионального роста. Дисциплины предметной подготовки (психодиагностика, психологическое консультирование и др.) имеют для решения таких задач огромный ресурс, который может реализовываться в рамках практических занятий при отработке умений и навыков практической деятельности психолога. Это будет способствовать своевременному снятию напряженности, внесению корректив в процесс профессионализации будущего специалиста, а также в процесс личностного роста.

Ссылки на источники1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».‬Гл.VIII.‬Ст. 69.1.2.Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалийкак важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / под науч. ред.Н.А. Селезневаой и А.И. Субетто. Кн. 6. ‬М.,‬2002.3.Зеер Э.Ф. Психологодидактические конструкты качества профессионального образования //Образование и наука. ‬2002.‬№2(14).4.Зимняя И.А.Ключевые компетенции ‬новая парадигма результата современного образования// Интернетжурнал «Эйдос».‬2006.‬5 мая. ‬URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm5.Исаева Н.А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании// Психология образования в XXI веке: теория и практика:материалы Междунар. науч.практ. конф. ‬Волгоград: Издво ВГСПУ «Перемена», 2011. ‬С. 369‬371.6.Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста// Высшее образование в России. ‬2000. ‬№ 5.‬С. 1‬27.Николаева С. Ю.Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №28.–ART75372. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75372.htm. –ISSN2304120X. 6

7.Николаева С.Ю. Становление профессионально значимых качеств личности и самоактуализация студентапсихолога в процессе вузовской подготовки// Известия Самарского научногоцентра РАН. Специальный выпуск«Актуальные проблемы психологии».‬Самара: Издво Самарского научного центра РАН, 2006.‬№ 4. ‬С. 188‬193.

Svetlana Nikolaeva,

Senior Lecturer of the Department of Theoretical and applied psychology, Togliatti State University, Togliattisvniko@mail.ruProblem of orientation of the identity of the student and his motivational orientation in vocational trainingAbstract.The article analyzes the problems of activity and orientation of the person in the course of training, her readiness for selfrealization in the aspect of improving the quality of professional work. We consider the motivational component of the focus on training students as well as analyzed the specifics of motivation career choices of students of humanities.Keywords:Activity, personality orientation, professional selfactualization, motivation, career choices.

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived09.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review18.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication18.11.15ОпубликованаPublished01.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Николаева С. Ю.,2015www.ekoncept.ru