Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье автор раскрывает понятие общей культуры личности, роль культурологического образования для формирования общекультурной компетентности младших школьников, место ценностных ориентаций и духовности в культурологическом воспитании, выделяет базовые компоненты общекультурной компетентности.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, базовые компоненты общекультурной компетентности, культурологическое воспитание, ценностные ориентации. 

В современных условиях становится необходимым усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал «человека культуры», который владеет общекультурной компетентностью, что определяет его активную жизнедеятельность, способность ориентироваться в разных областях социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Поэтому важнейшая задача воспитания младших школьников – формирование общекультурной компетентности, предполагающей ориентацию в первоисточниках культуры – произведениях художественной литературы, народного творчества, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хоть бы научно-популярной литературы. В реальной образовательной практике подавляющее большинство учеников ограничиваются знакомством с немногими первоисточниками, в основном с некоторыми произведениями художественной литературы. В связи с этим можно сказать, что культурологический аспект – важнейший подход современного образования в воспитании младшего школьника.

В исследованиях Т. Адуло, В. Библера, Л. Буевой, Е. Быстрицкого, М. Кагана, В. Семенова и др. представлены разнообразные подходы к определению общей культуры личности, сущности культуры как социокультурного явления. Вопросы культуры личности, ее базовых основ подробно раскрывается в научных трудах С. Боронина, Н. Крыловой, В. Чеснокова и др. В то же время, роль культурологического образования для формирования общекультурной компетентности младших школьников раскрыта недостаточно.

Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых компетенций, то есть готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Набор ключевых компетенций, принятый в образовательной практике, включает:

– компетенцию в сфере познавательной деятельности, основанную на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний с различных источников информации;

– компетенцию в сфере общественной деятельности;

– компетенцию в сфере трудовой деятельности;

– компетенцию в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранности и укрепления здоровья и др.);

– компетенцию в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, которые культурно и духовно обогащают личность).

Две последние и составляют общекультурную компетентность, под которой следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, которые позволяют индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Человек владеет общекультурной компетентностью, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, которые выходят за пределы его профессиональной сферы. Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую роль играет проблемно практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

В общекультурной компетентности находят свое отражение особенности и общности, присущие всем культурам. Выявление и развитие культуры, которая осознается только при взаимодействии, диалоге разных культур, является, как отмечает В. Библер, формой бытия и общения людей [1]. Процесс усвоения культуры личностью продолжается в течение всей жизни. Если учитывать, что каждая личность – индивидуальная и неповторимая в собственном культурном развитии, то общекультурная компетентность является той основой, которая объединяет все проявления человеческого в человеке независимо от национального и социального положения.

Теоретически необходимость изучения культуры обосновал выдающийся советский психолог Л. Выготский. Он ввел понятие „культурного развития” [2], под которым понимал последовательность стадий становления личности. Так, например, согласно теории культурного развития Л. Выготского, ребенок до трех лет не выделяет себя из окружающей среды, его сознание, равно как и сознание первого человека, характеризуется синкретичностью. На основании этого процесс обучения и воспитания должен осуществляться соответствующим образом с применением специальных методик, которые отвечают уровню не только физиологического, но и интеллектуального развития ребенка. Процесс такого образования можно назвать фактором культурного развития. Л. Выготский подтвердил свою гипотезу множеством исследований, а также разработкой методики развивающего обучения, которая пользуется успехом и до сегодняшнего дня и считается одной из самых эффективных в школьном образовании.

Развивая мнение ученого об общекультурном развитии ребенка, можно говорить об аналогичной последовательности изучения культуры в школе. В общем виде этот процесс можно представить поэтапно. На первом этапе, который соответствует начальной школе, ребенок усваивает «ближайшие» явления культуры, то есть свою этническую культуру: язык, фольклор, обычаи, нормы, ценности, и др. На следующем этапе – то есть уже в основной школе – содержание образования выходит на уровень культуры национальной, расширяя границы понимания явлений культуры. Последний этап – это старшая школа, в которой ученики готовы к высшему уровню обобщения, выходят на изучение мировой культуры и включение предыдущих уровней в общекультурный контекст.

Важной задачей современного учителя является формирование общекультурной компетентности школьников, поскольку именно в школьном возрасте происходит наиболее интенсивный процесс усвоения культурных ценностей, их социокультурного самоопределения, создающего благоприятную подпочву для формирования у учеников общекультурной компетентности. В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, оно предъявляет новый социальный заказ на качественно другую личность. И перед школой, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию общекультурной компетентности учеников, необходимых для решения сложных накопившихся проблем, и потому целью школьного образования в этой области является: достижение уровня общекультурной компетентности, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности, самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Модернизация общеобразовательной школы предусматривает ориентацию образования не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и творческих способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, дать ученикам необходимые знания в области культуры, продемонстрировать ее образцы в различных сферах, а именно: социально-экономической, политико-правовой, в сфере науки и религии, экологической, эстетической, коммуникативной, бытовой, досуговой и др.,а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учеников, то есть ключевые компетентности, которые определяют современное качество образования. Важнейшими задачами воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

На основе современных научных исследований и опыта педагогической деятельности мы выделяем такие составные компоненты содержания общекультурной компетентности младшего школьника, каждый из которых отличается не только наполнением, но и функциями, реализующими формирование и развитие личности. Усвоение содержания направлено на интеллектуальное развитие, формирование у учеников общей культуры картины мира, выстраивание эмоционально ценностного отношения к нему.

Информационный компонент обеспечивает знание основ истории и теории культуры. «Эти сведения – базовый фонд, необходимый для проникновения в культуру», – отмечает В.  Доманский [3, с.35].

Совокупность знаний и их видов способствует построению общего представления об окружающем мире культуры, ориентации в культурной деятельности. Усвоение культурологического знания обеспечивает формирование целостной картины культурного мира. Культурологические знания служат инструментом познавательной и практической деятельности в области культуры и должны включать:

– основные понятия и термины, без которых нельзя полноценно воспринимать культурологические тексты, тексты культуры, элементы культурологического знания;

– факты культурной действительности и культурологической науки, без знания которых невозможно формировать убеждения, невозможно также доказывать и отстаивать свои идеи;

– методологические основы культурологии, которые раскрывают связи и отношения между разными объектами и явлениями культуры;

– знание о методах познания, истории культурологического знания и истории культурологии;

– теории, которые содержат систему научных (культурологических) знаний об определенной совокупности объектов, о связях между законами и о методах объяснения, понимания и прогнозирования явлений культуры;

– знания о способах культуротворческой и человекотворческой деятельности, о механизмах сохранения, наследования и воссоздания культуры;

– оценочные знания, знания о нормах отношений, к различным явлениям культуры, принятым в разных исторических и региональных типах культуры.

Операционно-деятельностный компонент предполагает наличие у учеников пропедевтических общеметодологических умений и навыков, среди которых ученые выделяют организационные, информационные, коммуникативные и интеллектуальные. Последние включают способы выполнения умственной деятельности, постановки и решения проблем, а также приемы мышления. Особое значение для формирования общекультурной компетентности имеет ассоциативное мышление.

В процессе обучения общекультурным ценностям формируются умения и навыки восприятия, анализа, осмысления и интерпретации явлений культуры, опыт общения на различных уровнях культурологического образования.

Креативный компонент призван обеспечить готовность к решению новых познавательных проблем в пространстве культурологического знания, к творческому преобразованию культуры. Именно творчество свидетельствует о настоящем вхождении личности в культуру, поскольку является результатом усвоения имеющихся знаний и опыта, допускает способность к эстетическому восприятию, эмоциональному переживанию, владению художественным вкусом, развитым воображением, образным мышлением, потребность в самовыражении. «Чем более разнообразная и производительно значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и отечественной культурой. Деятельность личности и является как раз тем механизмом, который позволяет превращать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, у новообразования личности как результата развития», – отмечают В.  Сластенин и Г. Чижакова [4, с. 91].

На наш взгляд, творчество учащихся на уроках русского языка и литературного чтения – это не столько создание собственных литературных произведений, сколько процесс сотворчества с автором текста, который изучается. «Это объясняется тем, что произведения искусства – осознает это художник или не осознает – ориентированы на продолжение творческого акта зрителем – читателем – слушателем... Поэтому контакт с творением искусства является одновременно его созерцанием, переживанием, пониманием, творческим воспроизведением в воображении, личной интерпретацией и наслаждением, радостью от успешного осуществления всех этих действий” [5, с. 298-299]. Бесспорно, творческий характер имеет деятельность, связанная с актуализацией читательских впечатлений школьников (выразительное чтение, творческие переводы, инсценировки текста и др.), а также процесс осмысления содержания произведения, его образной структуры, поэтики, авторской концепции мира и человека.

Цель аксиологического компонента – ввести младших школьников в мир, помочь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. О. Сухомлинская отмечает, что ценностный подход выступает как наиболее приоритетная воспитательная проблема. Его значимость усиливается тем, что ценности выходят на первый план и как социальная проблема, которая приобрела сегодня острое, иногда даже трагическое звучание.Анализируя состояние разработки проблемы ценностей в воспитании молодежи, О. Сухомлинская отмечает, что «в своей общности ценности рассматриваются прежде всего как категория морали в самом широком ее понимании» [6, с. 108].

Культурологическое воспитание предполагает обязательное выстраивание у учеников оценочно-ценностных отношений к культурологическому знанию, к этическим, эстетическим, художественным, религиозным, этническим, национальным, общечеловеческим ценностям и идеалам. И пока такие отношения не сформированы, не усвоены, нет и воспитанности, хотя человек и владеет определенными знаниями.

Формирование системы ценностных ориентаций у младших школьников – одна из главных педагогических проблем, которая в настоящее время усложнена кризисным состоянием общества. Помочь школе в ее решении может культура, которая аккумулирует в себе общечеловеческие этические ценности. Для этого необходимо:

– сформировать первичные понятия, которые отображают знания о культуре как смысловом мире человека, о человеке как творце и творении культуры, об основных модальностях, формах культуры и их ценностях;

– ознакомить детей с разными видами искусства, с многообразием «языков» художественной культуры;

– научить общаться, формулируя на основе усвоенных понятий высказывания, которые отображают их собственные отношения, ощущения;

– охватить предметным содержанием дисциплин «Русский язык» и «Литературное чтение» мир культуры, приучить детей учиться с удовольствием, с радостью.

Объектами осмысления в начальной школе должны стать легенды и сказки, пословицы и поговорки как явление культуры; традиционные формы материальной культуры региона (жилищная местность и ее топонимия, двор, жилье, домашняя утварь, одежда и т. п.); мифология народов Крыма; православная культура России (Библия как явление культуры, храм, религиозное искусство и т. п.).

Таким образом, на основании выделенных базовых компонентов общекультурную компетентность младшего школьника можно определить как совокупность знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и систему духовных ценностей, которые позволяют быть полноценным субъектом культуры соответствующего социума.

 Ссылки на источники

  1. Библер, В. С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в ХХI век / В. С. Библер. – М. : Политиздат, 1991. – 413 с.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
  3. Доманский, В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе : [учебное пособие] / В. А. Доманский. – М. : Флинта: Наука, 2002. – 368 с.
  4. Сластенин, В. А., Чижакова, Г. И. Введение в педагогическую аксіологію : [учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений] / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
  5. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб : Петрополис, 1996. – 416 с.
  6. Сухомлинська, О. В. Цінності у вихованні дітей та молоді: стан розроблення проблеми / О. В. Сухомлинська // Педагогіка і психологія. – 1997. – № 1 (4). – С. 105–111. 

Shpitalevskaya Galina,
Ph.D., Associate Professor of methods of primary and pre-school education Yevpatorian Institute of Social Sciences, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatorija
The formation of common cultural competence of junior schoolchildren
Abstract. The author reveals the notion of a shared cultural of identity, the role of cultural education for the formation of common cultural competence of junior schoolchildren in the article. The author also describes the place of value orientations and spirituality in a cultural education, highlights the basic components of cultural competence.
Keywords: cultural competence, the basic components of cultural competence, cultural upbringing, values.

References

  1. Bibler, V. S. Ot naukouchenija – k logike kul'tury. Dva filosofskih vvedenija v XXI vek / V. S. Bibler. – M. : Politizdat, 1991. – 413 p.
  2. Vygotskij, L. S. Pedagogicheskaja psihologija / pod red. V. V. Davydova. – M.: Pedagogika-Press, 1999. – 536 p.
  3. Domanskij, V. A. Literatura i kul'tura: Kul'turologicheskij podhod k izucheniju slovesnosti v shkole : [uchebnoe posobie] / V. A. Domanskij. – M. : Flinta: Nauka, 2002. – 368 p.
  4. Slastenin, V. A., Chizhakova, G. I. Vvedenie v pedagogicheskuju aksіologіju : [uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij] / V. A. Slastenin, G. I. Chizhakova. – M. : Akademija, 2003. – 192 p.
  5. Kagan, M. S. Filosofija kul'tury / M. S. Kagan. – SPb : Petropolis, 1996. – 416 p.
  6. Suhomlins'ka, O. V. (1997) Cіnnostі u vihovannі dіtej ta molodі: stan rozroblennja problemi / O. V. Suhomlins'ka // Pedagogіka і psihologіja. – 1997. – № 1 (4). – pp. 105–111.