Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников. Дано определение синдрому профессионального выгорания, проведен анализ структуры и симптомов выгорания. Представлена классификация факторов, вызывающих эмоциональное выгорание. Предложены меры профилактики профессионального выгорания с учетом влияния различных факторов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, симптомы, истощение, напряжение, стресс, факторы, диагностика, профилактика, эмоциональная устойчивость, организация труда, сотрудник.

Проблема профессионального выгорания является одной из наиболее актуальных проблем современной психологической науки и практики. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем,  что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде «упущенной прибыли» очень дорого обходятся организации.

Симптомами выгорания являются постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты, связанное с ней; раздражение, направленное на коллег или на субъектов делового общения; отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не как к тому, что может приносить удовлетворение.

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [1].

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе [2].

Можно выделить три аспекта профессионального выгорания.

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. [2].

Профессиональное выгорание проявляется на психофизиологическом, эмоциональном и поведенческом уровнях организации личности.

На психофизиологическом уровне выгорание проявляется как хроническая усталость, ощущение эмоционального и физического истощения, астения (слабость, снижение активности), снижение чувствительности и реактивности, снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений, расстройства различных систем организма (головные боли, нарушения желудочно-кишечного тракта, дыхания, бессонница, и т. д.).

На эмоциональном уровне синдром выгорания проявляется в депрессивных состояниях (пониженном эмоциональном тонусе, чувстве подавленности), частом переживании негативных эмоций без видимых внешних причин (вины, обиды, страха, стыда, гнева), чувстве неполноценности, неосознанном беспокойстве и повышенной тревожности, раздражительности и частых нервных срывах [3].

На поведенческом уровне проявлениями профессионального выгорания являются снижение энтузиазма в работе, безразличие к результатам деятельности, невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, выполнение автоматических и элементарных действий, постоянная нехватка времени, опоздания на работу, прогулы, частые больничные, переедание, злоупотребление кофе, алкоголем, курением, применение наркотических средств, потеря интереса к любимым занятиям и сосредоточение на какой-либо одной стороне жизни. В сфере межличностных отношений выгорание проявляется в чувстве неудовлетворения отношениями, дистанцировании от клиентов и коллег, циничности, повышении неадекватной критичности, нетерпимости, тенденции к обвинению, вспышках немотивированного гнева, уходе от контактов [3].

Анализ конкретных исследований синдрома "психического выгорания" показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов вызывающих выгорание [4].

Факторы, провоцирующие эмоциональное выгорание делят на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешние факторы в свою очередь делятся на ролевые и организационные.

К ролевым факторам риска выгорания относят ролевой конфликт, ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику; он определяется конфликтностью по вертикали, в системе руководитель-подчиненный, и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Основными организационными факторами считают следующие: время, затрачиваемое на работу; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения.

Рассматривая внутренние факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания, можно классифицировать их по двум следующим группам: личностные (особенности характера, темперамента) и профессиональные (связанные с характером профессиональной деятельности).

К личностным факторам относятся: интровертированность; эмоциональная ригидность (эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); авторитаризм; низкий уровень эмпатии (способность сочувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию); нравственные дефекты (неспособность включать во взаимодействие с сотрудниками такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности); дезориентацию личности (неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности); низкую коммуникабельность и эмоциональную неустойчивость.

Профессиональными факторами можно назвать: переживание несправедливости; низкое самоуважение; трудоголизм; особенности мотивации; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности; неудовлетворенность работой и размером заработной платы; социальную незащищенность [5].

Для диагностики, профилактики и коррекции выгорания сотрудников, а также факторов, влияющих на его возникновение и развитие предлагается использовать методический комплекс, включающий следующие методы и формы психологической работы. Методы диагностики выгорания, а также влияющие на его возникновение факторы могут включать:

– метод наблюдения – для диагностики состояния психологического благополучия работников, выявления индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания, присущих профессиональной деятельности;

– метод беседы – для диагностики эмоционального состояния сотрудников, их отношения к субъектам их деятельности и коллегам, к работе в целом, а также для определения индивидуальных факторов выгорания;

– метод экспертных оценок, метод анализа документации – для изучения объективного состояния социально-психологических и организационных характеристик профессиональной деятельности;

– психодиагностические методики, направленные на выявление уровня выгорания, диагностику индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, предложенная В.В. Бойко, позволяет диагностировать механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6].

На основании проведенной диагностики разрабатывается комплекс практических мероприятий по профилактике и коррекции выгорания сотрудников с учетом вклада тех или иных факторов.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

- сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам;

- важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;

- выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств;

- создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности.

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость:

- использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом;

- освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;

- стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);

- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);

- изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя;

- поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела) [7].

- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что сотрудник находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:

- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относиться к конфликтам на работе;

- не пытаться быть лучшим всегда и во всем [8].

В качестве одного из решений предотвращения эмоционального выгорания, также зависящего от самого сотрудника, является развитие собственной эмоциональной устойчивости.

По определению К.К. Платонова, эмоциональная устойчивость – это способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряжения, несмотря на эмоциональные воздействия [9].

Эмоциональной устойчивость – это, с одной стороны, результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой – системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вливается в условиях напряженной деятельности. Природа эмоциональной устойчивости состоит в том, что в эмоциогенной ситуации взаимодействия человека с объектом управления она служит регулятором тактики и стратегии выбора действий [10].

Одним из компонентов формирования эмоциональной устойчивости личности является плоскость отношений (коммуникативная стабильность): отношение к себе; отношение к компромиссам; отношение к сотрудничеству; отношение к успехам (неудачам); отношение к познавательной активности; отношение к принятию (избеганию) ответственности за происходящее; отношение к собственным эмоциональным переживаниям [11].

Средством формирования эмоциональной устойчивости является психологическая защита. Элементом механизма психологической защиты является составление «позитивного образа Я» как объекта защиты.

Составляющим позитивного образа «Я» считаются следующие осознанные или бессознательные установки:

Я - защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый, «бессмертный»;

Я - самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий всех остальных;

Я - умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию;

Я - красивый, принимаемый, любимый, «неотразимый».

Главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа «Я» при любых угрожающих ему изменениях во внешнем мире [12].

Психологическая защита представляет собой общее наименование всех тех механизмов, которые, будучи продуктами развития, ослабляют диалектически единый внутренне-внешний конфликт и реализуют индивидуальное поведение, она связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией [12].

Медицина со своей стороны дает следующие рекомендации по мерам, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания и повышающим стрессоустойчивость организма:

1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Необходимо выяснить, сколько необходимо спать, чтобы просыпаться отдохнувшим (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин.

4. Необходимость делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».

5. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Необходимость наличия интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).

6. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации [13].

Таким образом, своевременная диагностика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников, внедрение практических мероприятий по профилактике выгорания с учетом вклада тех или иных факторов позволит снизить уровень выгорания сотрудников и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности организации в целом. 

Ссылки на источники

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Электронный ресурс] – СПб.: Питер, 2008. – 336 с. - Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/160/1596898.pdf [дата обращения: 15.02.2015]
  2. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200601609 [дата обращения 22.02.2015]
  3. Борисова М.В., Ансимова Н.П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания [Электронный ресурс]// Ярославский педагогический вестник. – 2011- Т.2 № 2. – С. 212-215. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/50.pdf [дата обращения 22.02.2015]
  4. Орёл В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://5fan.info/rnayfsqasujgrnamer.html [дата обращения 16.02.2015]
  5. Жарикова А.С. Эмоциональное выгорание у социальных работников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/184332/ [дата обращения 22.02.2015]
  6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/032.pdf [дата обращения - 25.02.2015]
  7. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессиональноговыгорания у представителей помогающих профессий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/28/3228 [дата обращения 22.02.2015]
  8. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm [дата обращения 22.02.2015]
  9. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография [Электронный ресурс] – М.: Издательство «Перо», 2014. - 173 с. - Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/334 [дата обращения - 25.02.2015]
  10.  Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза. [Электронный ресурс]// Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал.– Декабрь 2013, ART 2113. – CПб., 2013 г. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2113.htm. [дата обращения - 01.03.2015]
  11.  Долгова В.И. Моделирование эмоциональной устойчивости личности» [Электронный ресурс] // Healh as a factor of qualiti and lifetime of biological species: сб.труд. Международной виртуальной Интернет-конференции (December 05-10, 2012).-Лондон, Великобритания, 2012. – С. 67 – 70. – Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/16597 [дата обращения - 01.03.2015]
  12. Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности: Монография [Электронный ресурс] - Санкт-Петербург. РГПУ им. А.И.Герцена. 2002. - 167с. - Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/350 [дата обращения - 25.02.2015]
  13.  Скугаревская М.М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://med.by/methods/pdf/160-1202.pdf [дата обращения 22.02.2015]