Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы успешной адаптации первоклассников к школьному обучению. Представлена методика диагностирования адаптации первоклассников к школьному обучению. Разработана программа психолого-педагогической коррекции адаптации первоклассников к школьному обучению. Проведён анализ адаптации первоклассников к школьному обучению на примере МАОУ лицей № 35 г. Челябинска.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, адаптация к школьному обучению, школьное обучение, психолого-педагогическая коррекция.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашнее задание, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. [1, с. 98].

Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности [2, с.60].

Обычно период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей [3, с. 45].

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы [4, с. 122].

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению [5, с. 36].

Цель адаптационного периода: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению [6, с.45].

Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:

− помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по этому важно показать различие: школьник − не школьник);

− ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

− научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

− подготовить родителей к новой роли − родителя школьника [7, с. 44].

Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть. Мы изучали уровень развития первоклассников, наблюдали за ними и определяли, как идет школьная адаптация.

Исследoвание адаптации первоклассников к школьному обучению мы провели на базе МАОУ лицей № 35 г. Челябинска, в исследовании приняли участие двадцать первоклассников. Исследование проводилось под руководством психолога, с помощью следующих методик: проективный рисунок – тест Н.Г.Лускановой «что мне нравится в школе?»; опросник Филлипса: «тест школьной тревожности»; оценка школьной мотивации.

Анализ результатов первичного исследования по методике проективного рисунка – теста Н.Г.Лускановой «что мне нравится в школе?» показал, что У 4 учащихся -  высокий уровень школьной мотивации – на рисунках изображены учебные ситуации: учебники с названиями предметов, ученики за партой.

У 10 учащихся -  выявлено положительное отношение к школе – на рисунках изображены школьные ситуации, хотя присутствует большая направленность на внешние школьные атрибуты: изображено школьное здание, фломастеры и т.д.

У 6 детей -  выполнили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых.

Как следует из анализа школьной мотивации учащихся, практически треть группы испытывают трудности в адаптации к школьной деятельности. Половина детей имеет средний уровень адаптации, т.е. у них выражено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Школа для них пока интересна как новый вид деятельности, отличающийся от обыденной. Практически у всех учащихся выражен тот или иной игровой или отвлеченный момент в рисунке, но так как мотивация является одним из показателей школьной адаптации учащихся, то можно утверждать, что 70% учащихся испытывают определенные проблемы в адаптации к школьной деятельности. На основании данных анализа построим диаграмму (рис.1.).

Рисунок 1 - Результаты исследования отношения детей к школе по методике Н.Г.Лускановой

Анализ результатов исследования уровня школьной тревожности по методике Б.Н. Филлипса.

Цель: исследование уровня школьной тревожности.

В целом уровень общей тревожности в группе соответствует норме. Вместе с тем у 7 учащихся - наблюдается средний уровень общей тревожности, следует отметить, что в группе очень высокая физиологическая сопротивляемость стрессу.

 у 5  – очень низкий уровень тревожности. Уровень фрустрации потребности в достижении успеха нормальный. Это говорит о том, что у данных детей достаточно высок благоприятный психологический фон, позволяющий учащимся развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

У 8 обследуемых учащихся имеют высокий уровень общей тревожности в школе, т.е. у них снижено общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами включения учащихся в жизнь школы. Эти школьники сильно волнуются при ответе или выполнении задания и т.д. У данных учащихся наблюдаются переживания социального стресса, т.е. У детей снижено эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты, прежде всего со сверстниками. В этой подгруппе повышен страх самовыражения т.е. Достаточно сильно развиты негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью демонстрации своих возможностей.

Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.2.).

 

Рисунок 2 -Исследование уровня тревожности 

Как следует из анализа факторов тревожности учащихся, практически все учащиеся класса испытывают те или иные проблемы. Практически у всех детей выражен тот или иной фактор тревожности, но так как тревожность является одним из показателей социальной адаптации учащихся, то можно утверждать, что все дети данной группы испытывают определенные проблемы в социальной адаптации, а у трех учащихся эти проблемы выражены довольно ярко.

Анализ результатов уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой.

Цель: анализ уровня школьной мотивации.

В результате изучения школьной мотивации были получены следующие данные:

8 учащихся имеют низкий уровень школьной мотивации. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности.

10 учащихся имеют средний уровень школьной мотивации. Школа привлекает их больше внеучебными сторонами. Они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает дополнительная возможность пообщаться с друзьями.

2 учащихся имеют высокий уровень школьной мотивации, они проявляют положительное отношение к школе, не испытывают серьезные трудности: справляются с учебной деятельностью, не испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа может восприниматься ими как дружелюбная среда, т.е. можно говорить о школьной адаптации.

Определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывают 90% школьников. Полученные данные отражены на диаграмме (рис.3.).

 

 Рисунок 3 – Результаты исследования школьной мотивации первоклассников по методике Н.Г.Лускановой 

Экспериментально подтвердилось, что в классе есть школьники, которые испытывают проблемы в адаптации к школьному процессу, что подтверждает необходимость разработки и реализации программы создания психолого-педагогических условий успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

Под руководством психолога лицея была разработана коррекционно-развивающая программа успешной адаптации детей к школьному обучению.

Цель программысоздание условий для оптимальной адаптации детей к школьному oбучению, а также психологическое развитие учащихся и коррекция выявленных отклонений.

Задачи программы:

  1. Создание положительной мотивации к учебной деятельности.
  2. Формирование навыков адекватного, конструктивного, успешного поведения ребенка в социуме.
  3. Оптимизация эмоционального состояния.
  4. Формирование, актуализация и развитие навыков произвольной регуляции деятельности.

Программа предпoлагает использование элементов арт-терапии. Занятия сочетают в себе разнообразные виды деятельности: беседу, игру, рисование, лепку и упражнения психологического характера. Это дает возможность участникам реализовать себя в эмоционально комфортной атмосфере, способствует созданию ситуации успеха для каждого.

Данная программа состоит из 10 занятий, продолжительность занятия 1 час.

Инструментарий для занятий: бумага для рисования и самостоятельных творческих работ; цветные карандаши, мелки или маркеры, краски и кисти; природные материалы; карточки с индивидуальными заданиями; игрушки или картинки, изображающие разные эмоции; пластилин; фотоаппарат, магнитофон и записи для музыкального сопровождения занятий.

Средний и низкий уровень показали 16 человек из класса, поэтому программу успешной адаптации детей к школьному обучению мы будем апробировать именно на них.

Занятие 1. Знакомство.

Цели занятия: Знакомствo участников друг с другом и групповыми занятиями как методом работы, установление правил работы в группе. Формирование позитивной мотивации к занятиям.

Занятие 2. Я внимательный.

Учимся внимательно слушать и точно выполнять инструкцию.

Цель занятия: Развитие внимания, снижение психоэмоционального напряжения.

Занятие 3. Для чего ходят в школу.

Цель занятия: Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование учебной мотивации.

Занятие 4. Наши эмоции.

Цель занятия: сoздание в группе эмоционально благоприятного фона; знакомство детей с разными чувствами и состояниями; развитие умения соотносить цветовую гамму с образами.

Занятие 5. Радoсть.

Цель занятия: Снятие психомышечного напряжения; развитие внимания связанного с координацией слухового и двигательного аппарата; обучение изображению и определению эмоции «радость».

Занятие 6. Учимся преодолевать страх.

Цель занятия: Сoдействие сплочению группы, снятие психомышечных зажимов; обучение преодолению трудностей и обучение изображению и определению эмоции «страх».

Занятие 7. Учимся выражать oбиду.

Цель занятия: Снятие психомышечного напряжения; принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе, изучение чувства обиды и обучение конструктивным способам работы с этим чувством.

Занятие 8. Учимся выражать гнев.

Цель занятия: снятие эмоционального напряжения; обучение распознаванию и изображению эмоции «гнев».

Занятие 9. Ктo я и какие другие.

Цель занятия: Знание своих положительных и отрицательных черт характера и принятие их. Осoзнание своей уникальности и принятие детьми друг друга.

Занятие 10. Умение договориться.

Цель занятия: умение сотрудничать и договариваться друг с другом.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному oбучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.

Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, нo и сам oн пытается изменить социально – психологическую ситуацию.

Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо пoстоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и труднoстей обучения.

Целью социально – педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, класснoго руководителя, а также работой с семьей. В обеспечении комфортности oбучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса.

Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и рoдителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его– высоким.

После формирующего эксперимента реализации программы успешной адаптации детей к школьному обучению была проведена контрольная диагностика. Контрольная диагностика показала, изменение в поведение испытуемых и их результаты по диагностикам показали, что адаптация ребят стала выше уровнем, чем до формирующего эксперимента. Психолого-педагогическая программа с испытуемыми с низким и средним уровнем школьной адаптации привела к весьма успешным сдвигам в поведении детей, к повышению адаптации к школе. У первоклассников сформировались навыки адекватного, конструктивного, успешного поведения ребенка в социуме, оптимизировалось эмоциональное состояние. Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты.

Проанализуем результаты повторного исследования по методике проективного рисунка – теста Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?». Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

У 5 учащихся из 16 обследуемых -  высокий уровень школьной мотивации – на рисунках изображены учебные ситуации: учебники с названиями предметов, ученики за партой.

У 9 учащихся из 16 обследуемых -  выявлено положительное отношение к школе – на рисунках изображены школьные ситуации, хотя присутствует большая направленность на внешние школьные атрибуты: изображено школьное здание, фломастеры и т.д.

У 2 детей из 16 обследуемых -  выполнили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых.

Как следует из анализа школьной мотивации учащихся, большая часть группы обследуемых повысили уровень мотивации к школьному обучению. Половина детей имеет средний уровень адаптации, т.е. у них выражено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Школа для них пока интересна как новый вид деятельности, отличающийся от обыденной. Практически у всех учащихся выражен тот или иной игровой или отвлеченный момент в рисунке, но так как мотивация является одним из показателей школьной адаптации учащихся, то можно утверждать, что учащиеся испытывают определенные проблемы в адаптации к школьной деятельности. На основании данных анализа построим диаграмму (рис.4.).

Рисунок 4 - Результаты исследования отношения детей к школе по методике Н.Г.Лускановой 

Анализ результатов исследования уровня школьной тревожности по методике Б.Н. Филлипса. Цель: исследование уровня школьной тревожности.

В целом уровень общей тревожности в группе соответствует норме. Вместе с тем у 12 учащихся из 16 обследуемых - наблюдается средний уровень общей тревожности, следует отметить, что в группе очень высокая физиологическая сопротивляемость стрессу.

У 2 из 16 обследуемых – очень низкий уровень тревожности. Уровень фрустрации потребности в достижении успеха нормальный. Это говорит о том, что у данных детей достаточно высок благоприятный психологический фон, позволяющий учащимся развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

У 2 обследуемых учащихся имеют высокий уровень общей тревожности в школе, т.е. у них снижено общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами включения учащихся в жизнь школы.

Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.5.). 

Рисунок 5 -Исследование уровня тревожности

Как следует из анализа факторов тревожности учащихся, на контрольном этапе исследования практически все учащиеся класса снизили уровень тревожности.

Анализ результатов уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой.

Цель: анализ уровня школьной мотивации.

В результате изучения школьной мотивации были получены следующие данные:

2 учащихся имеют низкий уровень школьной мотивации. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности.

9 учащихся имеют средний уровень школьной мотивации. Школа привлекает их больше внеучебными сторонами. Они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает дополнительная возможность пообщаться с друзьями.

5 учащихся имеют высокий уровень школьной мотивации, они проявляют положительное отношение к школе, не испытывают серьезные трудности: справляются с учебной деятельностью, не испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа может восприниматься ими как дружелюбная среда, т.е. можно говорить о школьной адаптации.

Полученные данные отражены на диаграмме (рис.6.).

Рисунок 6 – Результаты исследования школьной мотивации первоклассников по методике Н.Г.Лускановой 

По всем трем методикам было выявлено, что после психолого-педагогической программы адаптации к школьному процессу, ярко выраженное повышение школьной адаптации до оптимального уровня.

По результатам констатирующего и формирующего экспериментов была проведена математическая обработка результатов по критерию Т. Вилкоксона для определения оценки различия между двумя выборками - это результаты констатирующего и формирующего экспериментов.

Гипотеза подтвердилась: Сдвиг в сторону увеличения балла школьной мотивации не превышает интенсивность сдвигов в строну ее увеличения. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.

Наблюдение показывает: дети с желанием идут в школу, делятся своими радостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу, учатся сочувствовать и сопереживать. Развязать запутавшийся шнурок, помочь застегнуть пуговицу на пальто – все это делается как должное, будто иначе и быть не может. Благодаря положительному эмоциональному климату нам удается сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности.

 Ссылки на источники 

  1. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2012.- 128с.
  2. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
  4. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы: Справочник для практических психологов, педагогов и студентов психологических и педагогических специальностей. - Изд.3-е. - Ростов н/Дону: Феникс, 2013,- 442с.
  5. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  6. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  7. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. – М.: Перо, 2014. – 161 с.