Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрывается понятие самооценки, ее структура и функции; рассматриваются особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; показаны результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана коррекционно-развивающая программа.
Ключевые слова: самооценка, старший дошкольный возраст, задержка психического развития, формирование.

В настоящее время рост числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении, растет. Все чаще в детских садах встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). У таких детей происходит неполноценное развитие личности.

Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступаетсамооценка,которая в свою очередьвлияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми.

Известно, что самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. При этом она включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.

Гипотеза исследования: проведение коррекционно-развивающей программы способствует формированию адекватной самооценки у старших дошкольников с ЗПР.

База исследования: МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска.

Понятие «самооценка» в психологии многогранно. Ученые и исследователи постепенно расширяют и углубляют это понятие.

Основателем разработки проблемы самооценки является Уильям Джеймс (1890). Он считает, что самооценка является эмоциональным образованием и видит в ней неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс под самооценкой понимает самоотношение [цит по 1]. Л. С. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутри личностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [1].

Чеснокова И. И. определяет, что «самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики». Автор указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанным с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно-ориентировочной составляющей результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов их моральной оценки обществом. «Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире [2].

Н. И. Сарджвеладзе выделяет шесть основных функций самооценки [3]:

1) Функция «зеркала» (отображения себя) - заключается в том, что человек отражает сознание окружающих, переносит свое «отражение» вовнутрь. (Можно предположить - с целью самоотображения и самокоррекции).

2) Функция самовыражения и самореализации.

3) Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способно регулировать и контролировать свою деятельность.

4) Функция сохранения внутренней стабильности «Я» (внутренняя согласованность).

5) Функция интракоммуникации. Для себя собой личность выступает в виде социума, взаимодействуя с самой собой и вступая в «диалог».

6) Функция психологической защиты.

Исследования М. И. Лисиной и др. показывают, что в дошкольном возрасте развитие самооценки идет по пути изменения глобально-позитивного отношения ребенка к себе. Таким образом, по мнению М. И. Лисиной, к концу дошкольного возраста начинается процесс интеллектуализации самооценки ребенка [4].

И. С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания - это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт [5].

У старших дошкольников с ЗПР отмечается неадекватный уровень самооценки.

В работах Р. Д. Триггера и др. отмечается, что самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Р. Д. Триггер пишет, что ребенок с ЗПР не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает. Это приводит к тому, что уже в начале школьного обучения ребенок обижается на учителей и на одноклассников. Если же коррекционная работа с такими детьми не ведется, то к середине младших классов у детей с ЗПР завышенная самооценка изменяется на заниженную. У них появляется стремление уйти от ситуации школьного обучения, увеличивается нежелание общаться со сверстниками [6].

Таким образом, важнейшей проблемой, связанной с неадекватной самооценкой старших дошкольников с ЗПР, является ее коррекция (коррекция – процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов [7, 8]; психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [9], а также формирование адекватной самооценки (формирование – процесс, в ходе которого под целенаправленными воздействиями возникают отвечающие требованиям действия и качества человека [10]).

Материалы и методы

Исследование уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР проходило в естественных условиях учебно-воспитательного процесса МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска.

Методы, используемые в исследовании:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, моделирование.

- эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование, обработка результатов исследования.

- методы математической статистики.

Результаты

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска в старшей дошкольной группе. В исследовании принимали участие 10 воспитанников, среди них 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте 6 лет. Особенность детей в том, что они все с задержкой психического развития.

Для проведения эксперимента были использованы три методики. Все методики проводились индивидуально.

Первой была проведена методика «Лесенка» (В. Г. Щур).

Описание теста

Цель: выявить систему представлений ребенка о том, как он оценивает сам себя, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

 Методика дает возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Каждому ребенку дается бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые плохие ребята, тут (показать вторую и третью) – плохие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – хорошие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые хорошие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».

По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 1).

Рисунок 1 - Результаты исследования уровня общей самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Лесенка»

По результатам изучения общей самооценки по методики «Лесенка» оказалось, что средний уровень у 30%, т.е. у 3 детей., низкий уровень самооценки выявлен у 10%, т.е. у 1 ребенка, высокий уровень самооценки выявлен у 60%, т.е. у 6 детей.

Следующая методика - «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан).

Цель: выявить уровень самооценки ребенка, отношение к себе.

Ребенку дается стандартный лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша - черный, коричневый, красный и синий. Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка - соответственно: "Плохой мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший мальчик/девочка", "Я сам(а)".

Инструкция:  «Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем мы его рисовать двумя карандашами - коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места, но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека".
После того как дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: "А теперь мы нарисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать мы их будем красным и синим карандашом. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок". Перед третьим рисунком дается такая инструкция: "На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете нарисовать всеми четырьмя карандашами.»

По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 2).

Рисунок 2 - Результаты исследования уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Нарисуй себя» 

Анализ результатов по данной методике показал, что у 30%, т.е. 3 человек, адекватный уровень самооценки. У 50%, т.е. 5 детей, уровень самооценки завышенный. У 20%, т.е. у 2 детей уровень самооценки заниженный.

Заключительная методика – «Какой я?» (Р. С. Немов)

Цель: определение самооценки ребёнка-дошкольника

Инструкция: Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом, спрашивает у ребёнка: «Как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам?»

Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

По результатам данной методики были выявлены следующие результаты (рис. 3).

Рисунок 3 – Результаты исследования уровня самооценки старших дошкольников с ЗПР по методике «Какой я?» 

Анализ результатов по данной методике показал, что у 60%, т.е. у 6 детей высокий уровень самооценки. Средний уровень самооценки выявлен у 30%, т.е. у 3 детей. Низкий уровень самооценки выявлен у 10%, т.е. у 1 ребенка.

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что у 60 %, т.е. у 6 человек самооценка неадекватная и чаще завышенная. Дети, имеющие неадекватно завышенную самооценку, переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. При этом уровень притязаний у этих детей либо находится на одном уровне с самооценкой, либо превышает ее. Завышенная самооценка является отрицательным показателем при формировании "Я - концепции". На основе полученных результатов будет разработана программа и модель формирования адекватной самооценки у старших дошкольников с ЗПР.

Вывод. По результатам проведенных методик для исследования уровня самооценки у старших дошкольников с ЗПР было выявлено, что у 60% детей (больше половины группы) уровень самооценки завышен. Это является основой для разработки программы коррекции.

Ссылки на источники

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, - 713 с.
  2. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977, 143 с.
  3. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989. - 288 с
  4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
  5. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание - М., Политиздат 1984. - 210 с.
  6. Триггер С. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
  7. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.
  8. Долгова В. И., Журбенко С. С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников// Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. №4 (24). С. 60-62.
  9. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  10. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.