Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрыта проблема психолого-педагогической коррекции поведения младших школьников; проведен анализ агрессивного поведения учащихся первого класса; предложена программа психолого-педагогической коррекции поведения младших школьников.
Ключевые слова: агрессивное поведение младших школьников, психолого-педагогическая коррекция.

 

Проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста - одна из серьезных проблем современного общества. Причины нарушения поведения возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Растет число детей с нарушением в поведении, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных, т.е. отклоняющихся тенденциях с уходом от реальности к неудовлетворенным потребностям [1].
Рассогласованность действий родителей и учителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, является нарушение поведения детей и нарушения познавательной сферы.

Общим в происхождении нарушений поведения детей главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений лежат психологические и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым - негармоничное семейное воспитание, к третьим - устоявшаяся адаптация к агрессивной среде обитания.

В современном обществе проблема управлением агрессивным поведением и осуществлением контроля проявлением агрессивности ребенка, на любом возрастном этапе, всё большей степени привлекает внимание самых разных специалистов – психологов, психиатров, социологов, педагогов. Агрессивность в структуре личности человека служит предпосылкой формирования различных форм поведения – конструктивных, социально позитивных, просоциальных, либо напротив – разрушительных, деструктивных, придающих поступкам асоциальный и антисоциалный характер [2].

Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском возрасте, и именно этот период развития наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности детей и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения детей.

Таким образом, агрессия рассматривается как отдельные действия с целью нанесение физического или психологического ущерба другому человеку. В то время агрессивность рассматривается как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии и может иметь различную степень выраженности. Агрессивное поведение – это враждебные действия, целью которого является нанесения страдания, причинения ущерба другим людям и живым существам. Но гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению, соревновательности и активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.

Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio).

Психологическая коррекция – это определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [3].

Организация психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников начинается с построения дерева цели предстоящей деятельности.

Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней .

Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения младших школьников.

1. Теоретически обосновать психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения младших школьников.

1.1.          Изучить состояние проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе.

1.1.1.      Анализ литературы по теме психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

1.1.2.      Охарактеризовать этапы, методы и методики исследования.

1.2.          Определить особенности агрессивного поведения младших школьников.

1.2.1.      Выявить возрастные особенности агрессивного поведения младших школьников.

1.2.2.      Выявить психологические особенности агрессивного поведения младших школьников.

1.3.          Обосновать теоретически психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

1.3.1.      Разработать модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

1.3.2.      Разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

2. Экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения младших школьников.

2.1.          Провести констатирующий этап исследования агрессивного поведения младших школьников

2.1.1.      Охарактеризовать выборку исследования агрессивного поведения младших школьников

2.1.2.      Провести первичную диагностику агрессивного поведения младших школьников.

2.1.3. Проанализировать полученные результаты исследования агрессивного поведения младших школьников.

2.2. Провести формирующий этап психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

2.2.1. Реализовать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

2.3. Провести контрольный этап психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

3.1. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

3.2. Разработать рекомендации по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

На основе дерева целей я составила модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

Модель – это, как правило, искусственно созданный объект в виде схемы, математических формул, физической конструкции, наборов данных и алгоритмов их обработки и т.п. [4]. Под «моделью» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов [5].

Моделирование в психологии – построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности [6].

В.И. Долгова предлагает в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости исходить из свойств системности исследуемого явления [7]. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Коррекционный.

3. Аналитический.

4. Прогностический [8].

 I. Диагностический блок – выявить, на каком уровне агрессия проявляет себя у младших школьников.

II. Коррекционный блок – проведение коррекционной работы по следующим направлениям:

а) групповая работа с учащимися.

б) Работа с родителями.

в) Работа с педагогами.

III. Аналитический блок – для оценки эффективности проведённой коррекционной работы мы проводим повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, а так же применяем математическую обработку данных для подтверждения наших результатов.

IV. Прогностический блок – разработка рекомендаций учителям, родителям и учащимся по снижению и профилактики уровня агрессивного поведения младших школьников [9].

В итоге по проведённым мероприятиям можно будет проследить реализацию цели по снижению и профилактики уровня агрессивного поведения младших школьников.

Исследование проводилось в 1 «Г» классе МОУ СОШ № 137 г. Челябинска. Общий объём выборки составил 20 человек, из них 8 девочек (40%) и 12 мальчиков (60%). Возраст испытуемых составил 6-7 лет. 40% детей воспитываются в неполных семьях, 60% детей воспитываются в полных семьях. Внутрисемейные отношения у 55% ровные, эмоциональная обстановка устойчивая. При наблюдении за отношениями в группе детей, меньшая часть (45%) уравновешенные, спокойные, не конфликтные дети, стремящиеся к учебе, получению знаний. 55% детей в классе при наблюдении за ними показали себя со стороны конфликтных детей, проявляли агрессию при малейших контактах.

Наше психолого-педагогическое исследование проходило в три этапа:

1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для исследования. На этом этапе выполнено изучение психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения младших школьников. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, проведения психолого-педагогической программы и формирующий эксперимент, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трем методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.

3. Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.

В исследовании коррекции агрессивного поведения младших школьников были использованы следующие методы и методики:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки, тестирование по методикам: «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой; «Несуществующее животное» автор Друкаревич М.З.; опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – Дарки.

Полученные общие результаты представим наглядно в диаграмме (Рис. 1). 

Рисунок 1 - Результаты исследования агрессивности по трем методикам, в процентах 

Согласно результатам исследования агрессивности учащихся в группе преобладают лица с высоким уровнем подозрительности, вербальной агрессии и повышенным чувством вины.

Это говорит о том, что испытуемые выражают в большей степени негативные чувства в форме крика, визга, угроз;

- очень осторожны по отношению к людям, не доверчивы, порой считают, что другие люди планируют и приносят вред;

- повышенное чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущает угрызения совести.

Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.

Степень восприятия враждебности различна, но её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть мир другого человека.

Таким образом, на основании результатов констатирующего эксперимента, было выявлено, что дети 1 «Г» класса в большинстве своем с высоким уровнем агрессии. С данным классом будет проводиться коррекционная работа и будут даны практические рекомендации по коррекции снижения агрессивного поведения проявляющейся у детей младшего школьного возраста.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в поведенческом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Программа коррекционной работы рассчитана на детей 6-7 лет. Цикл включает в себя 10 занятий 2-3 раза в неделю по 2-2, 5 чaсa.

Каждое занятие включает в себя игры и упражнения, направленные на снятие агрессии и страхов, развитие воображения; снятие психоэмоционального напряжения, формирование у ребенка уверенности в себе.

Краткий план программы:

Занятие 1. Знакомство

Цель: 1. Знакомство с группой.

2. Выявление причины агрессии.

3. Переключение внимания и агрессии.

Занятие 2. Я вежливый

Цель: 1. Формирования у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии.

Занятие 3. Контролируй себя

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Занятие 4. Подними самооценку

Цель: 1. Развитие положительной самооценки

2. Формирование у ребенка уверенности в себе

Занятие 5. Мы любимы и любим

Цель: 1. Развитие положительного отношения к близким и окружающим.

2. Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Занятие 6. Убежим от злости

Цель: 1. Релаксация

2. Обучение техники снятия физического напряжения

Занятие 7. Помоги другу

Цель: 1. Развитие чувства эмпатии

2. Социализация ребенка

Занятие 8. Знаток чувств

Цель: 1. Развитие чувства эмпатии

Занятие 9. Словарик хороших слов

Цель: 1. Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения

Занятие 10. Итоговое

Цель: 1. Закрепление полученных навыков

Полученные общие результаты представим наглядно в диаграмме (Рис. 2).  

Рисунок 2 - Результаты исследования агрессивности по трем методикам, в процентах 

На данной диаграмме распределение показателей значений носит преимущественно выраженный низкий уровень. Он составляет в процентном соотношении почти половину от всех показателей. Это может говорить о том, что эмоциональные состояния детей, на фоне которых развиваются социальные контакты друг с другом, носят положительный характер. У некоторых учеников имеются определенные трудности в межличностном взаимодействии между одноклассниками. Возможно, это связано с повышенной агрессивностью детей.

Показатели учеников, набравшие средние значения по шкале переживания социального стресса имеют скорее ситуативный характер на момент проведения тестирования, когда для них не представлялось особой сложностью или легкостью взаимодействовать со своими сверстниками.

Таблица 1

Сводные данные по трем методикам 

Уровень агрессивности

 

Методика «Кактус»

Методика «Несуществующее животное»

Методика Басса-Дарки

До

После

До

После

До

После

Высокий уровень

75%

0%

35%

%

50%

%

Средний уровень

20%

55%

45%

45%

30%

45%

Низкий уровень

5%

45%

20%

55%

20%

55%

После формирующего эксперимента психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников была проведена контрольная диагностика.

Контрольная диагностика показала, изменение в поведении испытуемых – агрессивное поведение ребят стало ниже уровнем, чем до формирующего эксперимента.

Психолого-педагогическая коррекция с испытуемыми с высоким уровнем агрессивного поведения привела к весьма успешным сдвигам в поведении детей.

Коррекционно-развивающая работа обеспечила своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в поведенческом развитии детей, способствовала формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Активизированы силы самого ребенка, сформирован настрой его на преодоление жизненных трудностей. Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты.

Выводы:

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту.

Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторую структуру, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека; агрессивное поведение проявляется нанесением страдания, причинение ущерба другим. Самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. 

Ссылки на источники 

  1. Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учеб. пособие. 4-е изд. - СПб. Питер, 2010. – 592 с.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2012. – 336 с
  3. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 98 с.
  4. Долгова В. И., Латюшин Я. В. Страх как причина развития аддиктивного поведения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – Серия 3. – 2002 – С. 70-77.
  5. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс,2010. - 480 с.
  7. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. –М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  8. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 173 с.
  9. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности. - М.: Норма, 2011. - С. 97–104.