Полный текст статьи
Печать

Аннотация: В статье раскрыты психолого-педагогические условия формирования свойств внимания у школьников младшего подросткового возраста, а также представлены анализ результатов по четырем методикам и графическая интерпретация результатов.
Ключевые слова: младший подростковый возраст, внимание, свойства внимания, успеваемость, концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания, устойчивость внимания, объем внимания.

Процесс исследования темы определяется тем, что сегодня с проблемой внимания и его свойств, в практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому педагогу.

Многие трудности в обучении связаны с неумением либо неспособностью ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием, которое еще плохо развито у учащихся.

Причин этому может быть несколько, и задача учителей, школьного психолога вовремя провести диагностику и адекватные нарушениям коррекционные мероприятия, т.к. уровень развития свойств внимания во многом определяет успех учебной деятельности у учащихся [1] .

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования свойств внимания у учащихся 11 лет.

В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить феномен «внимание» в психолого-педагогических исследованиях.

2. Выявить особенности свойств внимания у учащихся 11 лет.

3. Разработать и реализовать модель психолого-педагогических условий формирования свойств внимания у учащихся 11 лет.

4. Подобрать методы и методики для исследования свойств внимания у учащихся 11 лет.

5. Охарактеризовать выборку, проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы.

6. Разработать и реализовать программу психолого-педагогических условий формирования свойств внимания у учащихся 11 лет.

7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.

8. Разработать рекомендации родителям и педагогам по формированию свойств внимания у учащихся 11 лет.

В отечественной психологии существует мощная научная традиция исследования свойств внимания. В трудах Л.С. Выготского [2], Н. Ф. Добрынина [3], В.А. Крутецкого [4], И. В.Страхова [5] детально проанализирована природа свойств внимания, их взаимосвязь, специфика проявления в деятельности, связь с особенностями личности.

В психолого-педагогических исследованиях определены виды внимания непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; а также его свойства: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 14-15 лет. Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми .

Основное достижение в развитии внимания в том, что формируется новый его вид – произвольное внимания. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени.

На протяжении всего младшего подросткового возраста идет интенсивное развитие всех его свойств: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 11—12 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются важным фактором обучения в младшем подростковом возрасте [6, 7].

В исследовании свойств внимания младших подростков, были использованы следующие методы и методики [8, 9]:

  • · Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, моделирование.
  • · Эмпирические методы:
  • · эксперимент (констатирующий и формирующий),
  • · тестирование по методике: «Запомни и расставь точки» (по Немову Р.С.),
  • · тестирование по методике: «Определение продуктивности и устойчивости внимания» (по Немову Р.С.),
  • · тестирование по методике: «Оценка распределения внимания» (по Немову Р.С.),
  • · тестирование по методике: «Оценка переключения внимания» [8] (по Немову Р.С.),
  • · тестирование по методике Пьерона-Рузера.
  • · математико-статистические методы:  вычисление Т-критерия Вилкоксона.

В исследовании принимали участие ученики 5 в количестве 22 человек в возрасте 11-12 лет. Из них 12 девочек и 10 мальчиков.

Рис. 1. По результатам диагностики развития объема внимания, методика «Запомни и расставь точки» (по Немову Р.С.) 

По результатам диагностики развития объема внимания с использованием методики «Запомни и расставь точки» (по Немову Р.С.) (рис. 1) мы видим, что низкий уровень развития объёма внимания у испытуемых не выявлен; средний уровень – 15 детей (68%); высокий уровень – 7 детей (32%). 

 Рис. 2.Результаты диагностики по методике «Определение продуктивности и устойчивости внимания» (по Немову Р.С.)

На рисунке 2 показаны результаты диагностики по методике «Определение продуктивности и устойчивости внимания» (по Немову Р.С.). Видно, что низкий уровень развития устойчивости внимания имеет один ребенок (4,5%); средний уровень - 14 детей (63,5%); высокий уровень - 7 детей (32%).

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Оценка распределения внимания» (по Немову Р.С.) 

По рисунку 3 видно, что по результатам диагностики по методике «Оценка распределения внимания» (по Немову Р.С.) низкий уровень развития распределения внимания имеют 6 детей (27,5%); средний уровень - 16 детей (72,5%); высокий уровень развития распределения внимания у испытуемых не выявлен.

Рис. 4. Результат по методике «Оценка переключения внимания» (по Немову Р.С.) 

Результаты исследования по методике «Оценка переключения внимания» (по Немову Р.С.) (рис. 4.) мы видим, что низкий уровень развития переключения внимания у испытуемых не выявлен; средний уровень - 14 детей (63,5%); высокий уровень - 8 детей (36,5%) .

По обобщенным результатам исследования свойств внимания младших подростков видно, что низкий уровень развития внимания имеет 1 ребенок (4,5%), ниже среднего уровень - 8 детей (36%), средний уровень - 3 ребенка (14%), выше среднего уровень - 9 детей (41%), высокий уровень - 1 ребенок (4,5 %).  

Рис. 5. Результат диагностики по методике Пьерона-Рузера 

Результат диагностики по методике Пьерона-Рузера (рис. 5) показывает, что низкий уровень развития концентрации внимания имеют 9 детей (41%); средний уровень – 13 детей (59%); высокий уровень развития концентрации внимания у испытуемых не выявлен.

После проведения первичной диагностики и выявления уровней различных характеристик внимания из младших подростков была сформирована группа из 9 человек, которые имеют уровень развития внимания низкий и ниже среднего, и нуждаются в специальной работе по формированию свойств внимания. Для формирования свойств внимания младших подростков составлена модель психолого-педагогической коррекции свойств внимания младших подростков.

При построении модели мы исходим из следующих положений [10, 11]:

- формирование внимания происходит успешнее при создании условий для развития её индивидуальности, в единстве с другими сферами психики, а так же в единстве с личностными свойствами и качествами;

- формирование внимания в образовательной среде должно быть одной из задач школы, решение которой требует и специального времени, и происходит в процессе общения на основе ситуативного подхода;

- формирование внимания есть длительный процесс, осуществляемый по условно обозначенным этапам (уровням), при этом каждый этап подчиняется достижению своих целей

Проведенное моделирование позволило нам выявить следующие три компонента модели: интеллектуальный, психомоторный стабильность и коммуникативный, содержание которых изменяется в зависимости от уровня: низкого (стихийно-эмпирического), среднего (эмпирического), высокого (теоретического).

Вывод:

В результате анализа научной литературы мы выяснили, что в младшем подростковом возрасте внимание и его свойства активно продолжают развиваться. Формируется новый его вид - произвольное внимание. С его развитием школьники получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени.

Ссылки на источники 

  1. Абраменко В.И. Психология характера школьного подросткового возраста / ред. Л.В. Шевелева. Киев: Киев. пед. институт, 2006. - 155 с.
  2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 0310000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под. ред. В.Е. Клочко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 264 с.
  3. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания / Н.Ф. Добрынин. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 270 с.
  4. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Просвещение, 2010. – 316 с.
  5. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников / И.В. Страхов. – М.: «Учпедгиз», 2006. – 254 с.
  6. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
  7. Педагогическая психология: практикум: / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с.
  8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 631 с.
  9. Долгова В.И., Дробница И.П. Методы и методики применения новых психодиагностических подходов в школах-экстернатах / Психологическая подготовка в педагогическом вузе: проблемы и подходы к ее решению (по итогам работы учебно-методического совета по психологическому образованию за 2003-2004 гг.), Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2004. –  С. 132-139.
  10. Долгова В.И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // В сборнике: HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 67-70.
  11. Долгова В.И. Психологические закономерности формирования готовности к инновационной деятельности в условиях глобализации // В сборнике: Личностно-ориентированный подход в условиях реализации национального проекта "Образование" Материалы региональной научно-практической конференции. Редколлегия: Н.Н. Тулькибаева, Л.В. Трубайчук, В.И. Долгова. – Челябинск, 2007. – С. 57-67.