Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В работе рассматривается актуальный вопрос самоопределения учащейся молодежи посредством формирования предпринимательских компетенций.
Ключевые слова: предпринимательские компетенции, профориентационная работа. 

На современном этапе происходит обновление профориентационных технологий с учетом таких тенденции как приток трудовых мигрантов предопределяет конкуренцию за рабочие места; появление феноменов «постпрофессионализма», «портфельной карьеры» и др. В связи с этим результаты школьной профориентационной работы должны формулироваться не только на языке знаний, умений и навыкови компетенций будущих выпускников, но и в рамках регионального развития. На региональном уровне необходимо сформировать гибкую систему профессиональной ориентации с учетом профессионально-производственного и образовательного потенциала региона, направленную на координацию профориентационной деятельности различных социальных партнеров, субъектов профориентации по уровням образования и жизненным циклам человека [1, С.209].

Большинство выпускников школы не достаточно обладают самостоятельностью и осознанностью своего социально-профессионального самоопределения, не  достаточно владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути, не могут четко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения, имеют слабые представления о том, что страна нуждается в молодежи, обладающей  деловой активностью, предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, для того чтобы развить и поддержать отечественный малый и средний бизнес.

В настоящее время вопрос подготовки предпринимательски грамотного и активного молодого поколения – это не просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегический вопрос развития государства, отвечающий задачам, установленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

В атласе новых профессий РФ определены надпрофессиональные навыки будущих профессий как: системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление персоналом, клиенториентированость, мультиязычность и мультикультурность[2].

Формирование деловых качеств у подрастающего поколения указывает, что педагогические действия должны быть направлены на комплексный характер достижения целей и задач, единые подходы к подготовке молодого интеллектуального и кадрового потенциала страны, которое могло бы позаботиться о достойном экономическом состоянии населения и государства и улучшении качества жизни в целом. Исследователи определяют, что предпринимательская компетенция включает в себя информационную, коммуникативную и проектную компетенции и выражается в следующих характеристиках личности: 1)  готовность к эффективной коммуникации – владение основными коммуникативными способностями и навыками представления своей точки зрения в диалоге, публичном выступлении, использование ресурсов коммуникации для решения поставленных задач; 2) готовность к использованию информационных ресурсов – способности структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планиро­вании и реализации своей деятельности; готовность и способность применения методов проектирования в практической жизни –  умение самостоятельно выявлять проблему, нахо­дить пути и средства ее решения, формулиро­вать цели, задачи и  способность публично представлять результаты и  оценивать характер достигнутого продвижения; 3) готовность к самоорганизации своей деятельности - способность осознавать объективную необходимость получения того или иного вида информации для решения бизнес-задач, самостоятельно генерировать альтернативы решения, формировать наборы критериев выбора наилучшего решения текущей бизнес-задачи;  4) жизнестойкость - способность осуществлять контроль над собой в неординарной, экстремальной ситуации и эффективно управлять этой ситуацией.

Так, 2015-й год объявлен в Республике Саха (Якутия) Годом предпринимательства. В связи с этим педагогический коллектив Табагинской СОШ Мегино-Кангаласского улуса разработал программу «Формирование предпринимательских компетенций у сельских школьников». Целью данного  проекта является формирование  у учащихся  знаний  об основных понятиях рыночной экономики, предпринимательстве как важнейшей сфере человеческой деятельности, развивать экономическую, технологическую, правовую культуру, воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, деловитость, трудолюбие.

В рамках проекта проведена деловая игра среди школьников  «Презентация инвестиционного бизнес-проекта», включающая в себя защиту таких проектов, как зимняя пришкольная теплица, кондитерский цех в селе Табага, сублимационная печать на чехлах мобильных устройств и других изделий, мини-пекарня при школе, кафе «Мечта», автозаправочная станция, банкетный зал, мастерская по ремонту китайских тракторов, витаминный напиток «Быырпах», субботний детский сад.

В настоящее время разрабатывается в школе рассматривается деятельность летнего лагеря  “Төрүт дорҕоон түөлбэтэ”, в котором предусматривается исследовательская работа учащихся по предпринимательству.

Литература

  1. Панина С.В. Перспективы и развитие профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) //Теория и практика общественного развития, № 1, 2014. С.-209-211.
  2.  Атлас новых профессий. М.: Агентство стратегических инициатив,2014. – 165 с.