Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В Республике Саха (Якутия)  уделяется   большое  внимание работе с одарёнными детьми, воспитанию интеллектуально развитой личности. В  данной статье рассматривается проблема организации научно-исследовательской деятельности школьников и участие научного сообщества республики в подготовке будущих научных кадров.
Ключевые слова: малая академия наук, научно-исследовательская деятельность, личность, способность, творчество, образовательное учреждение,знание, навык,педагог, сотрудничество. 

          Указом Главы Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова за № 470 от 29 апреля 2015 года создана    Малая академия наук Республики Саха (Якутия), которая  должна содействовать реализации системы выявления и развития молодых талантов, поддержки научного и технического творчества школьников, стимулирования массового участия молодёжи в научно-исследовательской и инновационной деятельности. Данный указ является актуальной и своевременной в условиях внедрения нового поколения ФГОСТ.В республике успешно развивается всероссийская научно-социальная программа “Шаг в будущее”, ежегодно расширяется география школ-участников,расширяется тематика исследования. После отбора на зональном уровне на республиканский этап конференции ежегодно поступает более 1300 докладов. По данным Министерства образования РС (Я) в целом по республике за 2014 год в 17 научных обществах  занимались 57,4 % от  общего числа  обучающихся.     Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих трудах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег. По мнению Ж.-Ж. Руссо, цель воспитания состоит в том, чтобы развивать познавательные способности учащихся, прививать им любовь к науке, поиску, воспитывать у них умение самостоятельно работать, приобретать знания путём организации наблюдений, сбора и исследования материалов. «Сделайте вашего рябёнка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять её. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её. Если когда-нибудь вы заметите в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения”[1, С.25].

  Первоначально организацией научно-исследовательской деятельности школьников занимается учитель, именно он выявляет способных к исследовательской деятельности детей. “...Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования...”[2,С.10]. Целостная система универсальных знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания,умения и навыки.В настоящее время  организация проектной, а затем и научно-исследовательской  деятельности школьников  в  связи с введением новых ФГОСТ  стали одним из основных направлений работы школьного педагога. Перед современной  системой образования стоит задача воспитания   интеллектуально и нравственно развитой личности с целью формирования творческого, критического мышления, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике.  Необходимо отметить, что во время  занятий  исследовательской работой  дети не только выявляют свои творческие способности, но и воспитывают такие важные  качества, как усидчивость, стремление к достижению цели,  так как исследовательская работа - это прежде всего кропотливый труд, иногда даже нудный, требующий от человека определённого терпения, умения отстаивать свой взгляд, свою позицию  по конкретным вопросам. Нам интересен  опыт учителей Ровеньской сош Белгородской области, которые научно-исследовательскую деятельность делят на следующие виды:

  • Проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов её решения;
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • диагностико- прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
  • изобретательско-рационализаторский:усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

        Образовательные учреждения республики имеют опыт по организации исследовательской работы детей. В своей статье “Научно-исследовательская  деятельность   школьников как проблема” заместитель директора по научно-методической работе МБОУ “Кутанинская СОШ им. А.А.Иванова - Кюндэ” Сунтарского улуса И. Н. Третьякова    цели   исследовательского общества ставит так: а)выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью; б)развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; в)поддержка научно-исследовательской работы в школе [6, С.104].

         Мы согласны с мнением И.Н.Третьяковой, что  под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на получение качественно нового знания, интеллектуального продукта, и в этом случае речь идёт о собственно научном исследовании. В вопросе организации данной работы одной из главных и сложных проблем считается выбор темы исследования, постановка цели и задачи, планирование этапов исследования. При выборе темы исследования  предлагаем  отталкиваться от местных краеведческих материалов, экологобиологических, производственных   проблем местных товаропроизводителей, чтобы эти темы были близки самим учащимся и их родителям. С этого момента должно начинаться  сотрудничество образовательного учреждения с  научными институтами  для выявления научного  направления исследования, его этапов и конечный выход исследования.

        Академия наук Республики Саха (Якутия) придает большое значение повышению  интересов учащихся к научно-исследовательской, творческой деятельности, подготовке будущей научной элиты республики.По вышеназванному  указу    Академия наук РС (Я) должна обеспечить научно-методическое руководство Малой академией наук Значит как ключевые партнёры должны: оказать содействие укреплению научных связей  образовательных организаций с научными учреждениями, способствовать  созданию  условий для развития интеллектуальных, творческих способностей личности школьника, приобретения знаний, умений и навыков научно-исследовательской деятельности путём организации экспедиций, летних научных школ, содействовать дальнейшему   развитию интеграции школьного и высшего образования.

        Научные учреждения республики имеют опыт работы со школьниками.   Действительные члены Академики наук РС (Я) Н.Г. Соломонов, Д.Д.Саввинов, Ю.М.Григорьев, А.И.Матвеев  являются постоянными научными руководителями     летних  школьных научных экспедиций, летних научных школ организуемых в улусах  республики.  Под руководством чл.корр. РАН,доктора биологических наук, академика АН РС(Я) Н.Г.Соломонова при Синской СОШ  Хангаласского улуса уже много лет работает  летняя научная  школа.В течение года сотрудники Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН читают лекции и проводят занятия для учащихся по выбранной научной теме. Совместно с  педагогами школы с целью изучения уникального ландшафта Ленских и Синских столбов, наскальных рисунков, исследования стоянок древних людей, сохранение культуры и традиций приленских ямщиков, изучение истории родного края разработали программу комплексной экспедиции школьников “Сиинэ”.которая включает кафедры естественных наук, экологии, исторических наук, дополнительного образования. При данной летней школе работают и другие экспедиции по изучению флоры и фауны данной местности.Такая работа не только способствует развитию научно-исследовательских навыков и повышению интеллектуального уровня школьника, но и воспитывает чувство патриотизма, гражданской ответственности за свое село, за своих земляков,за красоту окружающей среды.

        По отчёту  2014 года  сотрудники НИИ здоровья СВФУ  ( директор д.м.н., профессор Ф.А.Платонов) прочитали  35 лекций, провели 3 консультации для участников НПК “Шаг в будущее”, провели  2 круглых  стола, 2 семинара по вопросам организации здорового питания детей, составили  3 бизнес –плана по развитию подсобного хозяйства школ, разработали программу курса социального направления растениеводство “Природа в нашей жизни” для учащихся 2-4 классов.   В связи с созданием Малой академии наук научно-образовательный центр АН РС(Я) изучил отношение  научных институтов к данному вопросу, который показало, что научные учреждения республики не только поддерживают, но и вносят свои предложения по организации её научной деятельности :

  • Институт проблем  нефти и газа СО РАН  предлагает организовать

лабораторию арктического материаловедения в Малой академии наук РС (Я).В настоящее время разработаны научные направления лаборатории, подготовлена заявка на оборудование для проведения испытаний материалов;

  • Институт геологии алмаза и благородных металлов предлагает

возможность проведения индивидуальных и групповых занятий со школьниками по основам геологических знаний и овладении элементарными навыками  в работе геолога,  углубление интереса к геологии,предлагает разработать конкурсные программы для проведения геологических конкурсов и олимпиад в области наук о Земле.

  • Институт физико-технических проблем Севера им.В.П.Ларионова предлагает открыть заочные научные школы и т.д.

       На основании вышеизложенного нужно отметить, что научно-исследовательская деятельность школьников - это процесс совместной работы самого  учащегося, родителей, педагогов и научных работников, целью которой является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, направленное на  воспитание патриота, гражданина своей Родины. Воспитание интеллектуально развитой личности –это проблема не одного дня, одного образовательного учреждения, а  всей системы образования и общества в целом.

Список литературы:

  1. Коменский Я.А.,Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г.Педагогическое наследие/ Сост.В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М., 1987.с.254
  2. Концепция модернизации российского образования.-М., 202.-с.10).
  3. Народное образование Якутии. / – 2009. – № 1
  4. Одаренный ребенок/ Под ред.О.М.Дьяченко.М,1997.) 
  5. От малых академий до Академии наук. Газета “Якутия”/23.12.2010.№ 237
  6. Сборник статей учителей общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия),Якутск,2013. – 104 с.)
  7. Указ  Главы Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2015 года за № 470