Полный текст статьи
Печать

Аннотация.  В связи с тем, что в последнее время наблюдается тенденция к потере женственности как личностного качества у женщин, авторы предлагают проект, направленный на развитие этого качества у девочек-подростков. В статье дано описание образовательного проекта «Основы женственности».
Ключевые слова: проект, девочка-подросток, женственность, воспитание. 

      В настоящее время психологи все больше говорят о потере у девушек женственности. Причин называется много, среди которых: перекосы семейного воспитания, желание взять на себя мужские обязанности, эмансипация, несоответствие групповых ролей и др. Н.А. Шинкарёва в своем исследовании доказывает, что женственность не является врожденным качеством, а полностью приобретается с помощью социальных и культурных институтов воспитания. Она также считает, что конструктом женственности становятся среда, СМИ, разного рода установки, общественное мнение [4].

         Понимания себя как представителя того или иного пола у ребенка происходит к трем годам. Поэтому, уже в этот период развития личности необходимым становится  формировать гендерные интересы и свойственные для будущей женщины качества характера. На это обратила внимание М.И. Федосеева, которая разработала проект для дошкольников по формированию у них гендерных представлений [3].

         По мнению Ф.Д. Товарищевой, Т.А. Макаренко, целью воспитания должно быть построение личностью своей жизни на основе развитого самосознания, конструирование жизни в виде индивидуального проекта [2]. В этой связи разработка и внедрение образовательного проекта, направленного на формирование женственности у девочек-подростков хорошо вписывается в эту концепцию.

         Нами разработан проект «Основы женственности» рассчитанный на девочек-подростков седьмых-восьмых классов. Данный проект планируется проводить в рамках дополнительного образования в течение учебного года.

             Целью нашего проекта является повышение этического, эстетического, нравственного уровней у девочек-подростков. Новизну проекта мы видим в том, что нами учитываются национальные и культурные особенности народов, населяющих Республику Саха (Якутия). Занятия проводятся один раз в неделю по субботам 4 часа. К проведению занятий привлекаются следующие специалисты: парикмахер, стилист, дизайнер, имиджмейкер, музыкальный работник, хореограф и др.

         Работа с девочками начинается с входной анкеты, где они, отвечая на вопросы, определяют свое отношение к женственности. Обязательным, по нашему мнению, в план работы необходимо внести практические занятия «Что такое красота?», «Женская красота в образах», «Этика в поведении женщины», «Нравственность и эстетика» и др.

План работы мы видим следующим:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Хореография

Хореография

Хореография

Хореография

Сценическое мастерство

Сценическое мастерство

Сценическое мастерство

Сценическое мастерство

Встреча с профессионалом

(женская красота)

Встреча с профессионалом

(женское здоровье)

Встреча с профессионалом

(кулинария)

Встреча с профессионалом

(ораторское искусство)

Работа проекта имеет свои срезы, которые предполагают отчет девочек в виде концерта, выставок и других отчетных мероприятий на которые приглашаются родители, подруги девочек и все желающие их поддержать. В конце учебного года дается итоговый концерт, предполагающий показ всех умений, полученных ученицами во время их участия в этом проекте.

         Внедряя данный проект в практику, мы надеемся, что он принесет реальную помощь в личностном развитии девочек-подростков и направит их на развитие женского начала, которое так воспевается в художественной литературе.

Литература:

  1. Макаренко Т.А. Применение проектов в воспитательной работе со школьниками с целью формирования нравственных качеств / Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества.  Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ "Education, forward! - II". 2014. С. 514-518.
  2. Товарищева Ф.Д., Макаренко Т.А. Философско-антропологический подход к теории нравственного воспитания старшеклассников / Наука и школа. 2012. № 6. С. 133-135.
  3. Федосеева М.И. Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста /Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 710-713.
  4. Шинкарёва Н.А. Научно-теоретический подход к проблеме формирования качеств женственности / Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11). с. 333-335