Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Внедрение федерального государственного стандарта нового поколения потребовало инновационного подхода к подготовке педагогических кадров, способных реализовать его принципиально новые задачи. Деятельность тьютора в условиях Северо-Востока России не может осуществляться без учета региональных особенностей системы образования. Малокомплектность сельских школ в условиях Севера – социально-экономическая закономерность, обусловленная специфическими природно-климатическими и национально-региональными особенностями исторического развития коренных народов. Отсюда, содержание многопрофильной подготовки учителей-бакалавров для малокомплектной основной и кочевой школы Севера предполагает формирование специфических профессиональных и этнокультурныхкомпетенций.
Ключевые слова: тьютор, ФГОС, школа, Север, малокомплектность, село, коренные народы, специфика, педагогическое, кадры, бакалавр, компетенция, национально-региональное, этнокультурное, профессиональное. 

В условиях модернизации российского образования внедрение федерального государственного стандарта нового поколения потребовало инновационного подхода к подготовке педагогических кадров, способных реализовать его принципиально новые задачи. Эти задачи исходят из следующих инновационных требований ФГОС ВО: проведение междисциплинарных исследований, разработка и внедрение новых педагогических технологий, достижение различных видов компетентностей учащегося, учет национальных особенностей отечественной системы образования, формирование компетентной личности учителя, приоритетность воспитательной функции образовательного процесса, социализация учащихся на основе самобытного традиционного уклада жизни и деятельности, духовно-нравственного развития, здорового образа жизни и экологической культуры.

Сельская школа в Российской Федерации является основным типом учебных заведений. Около 80% всех школ расположено в сельской местности, из них свыше 60% - малокомплектные. Так, например, в настоящее время в Республике Саха (Якутия) сельские школы составляют 72,4% общеобразовательных школ, из них 200 малокомплектных и 14 кочевых школ [1]. Проблема развития сельской малокомплектной школы является ключевой в модернизации системы образования Российской Федерации. Характерной особенностью функционирования данных школ на Севере является закономерность, обусловленная суровыми природно-климатическими условиями, своеобразием традиционного уклада жизни и деятельности коренных народов, перспективами глобального экономического и социокультурного развития Севера, Сибири и Дальнего Востока. Именно эта специфика, определяющая деятельность сельских малокомплектных школ, требует адекватного приоритетного решения, достоверного научно-методологического подхода к проблеме, репрезентативности опытно-экспериментальных исследований, их теоретического и практического обоснования.

Профессия тьютор является новой для российского педагогического сообщества, хотя в практике работы школ эти функции выполнял классный руководитель, вожатый, социальный педагог, школьный психолог. Но само понятие «тьютор» появилось недавно, и до сих пор педагогическим сообществом недостаточно четко понимается содержание его деятельности.

Деятельность тьютора в условиях Северо-Востока России не может осуществляться без учета региональных особенностей системы образования. Малокомплектность сельских школ в условиях Севера – социально-экономическая закономерность, обусловленная специфическими природно-климатическими и национально-региональными особенностями исторического развития коренных народов [2]. Поэтому особое значение приобретает профессия тьютора в малокомплектной или кочевой отдаленной северной школе, где нет реальной возможности иметь полный штат учителей  по всем предметам. В связи с этим зачастую в таких школах: в частности, в кочевой школе работает 1-2 специалиста, а в основной – 8-11  учителей, которые совмещают функции руководителя, учителей-предметников и воспитателя (социального педагога). Тем не менее, именно эти школы остаются гарантом сохранения самого села или поселка, традиционного сельского образа жизни коренных народов Севера в целом. В данных условиях чрезвычайно актуальна подготовка  учителей широкого профиля, владеющих тьюторскими технологиями для руководства школой, качественной организацией образовательного процесса с учащимися; разработки учебных планов, ведения ее нормативно-правовой документации и бухгалтерской отчетности. Анализ работы учителей, работающих в малокомплектных и кочевых школах, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время они недостаточно владеют данными компетенциями. 

Квалификационные требования тьютора, обозначенные в ныне действующих документах, в основном представлены должностными обязанностями в области психолого-педагогического сопровождения ребенка, оказания ему поддержки в развитии его способностей посредством разработки индивидуальных образовательных программ. Понимая актуальность подготовки тьютора для малокомплектных и кочевых школ Северо-Востока России, следует подчеркнуть наличие специфики деятельности тьютора в таких школах, а следовательно, и его профессиональной подготовки.

Если в традиционном понимании  тьютор работает с большим коллективом детей и его основной задачей является помощь учителю в обеспечении индивидуализации процесса обучения, то тьютора, работающего в условиях отдаленных сельских малокомплектных и кочевых школ, реалии школьной практики заставляют выполнять более широкие обязанности.

Выпускник, подготовленный по образовательной программе совмещенного профиля «Начальное образование» и «Тьюторство в малокомплектной (кочевой) школе Севера», реализуемой в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, имеет значительное преимущество в указанных условиях. Он подготовлен для работы с разновозрастным коллективом учащихся, где индивидуализация является обязательным условием организации образовательного процесса, владеет тьюторскими технологиями, связанными с созданием условий для получения качественных знаний учащимися с использованием дистанционных технологий в случае отсутствия какого-либо учителя-предметника. В то же время тьютор может совмещать при необходимости обязанности руководителя и бухгалтера школы, поскольку имеет специальную подготовку для осуществления управленческой деятельности. Владение информационными технологиями для тьютора в условиях Северо-востока России, характеризующегося огромной незаселенной территорией и соответственно отдаленностью школ является  обязательным требованием.

Кроме этого, специфика подготовки тьютора для арктических школ заключается в обязательном языковом и этнокультурном компоненте содержания образования в вузе. Трудные условия работы учителя в отдаленных сельских школах мало привлекают современных выпускников вузов. И только студенты, которые знакомы с социокультурной ситуацией, в которой работает  школа, владеют языком и этнической культурой проживающих на этой территории народов, смогут не только выполнять свои обязанности, но способствовать дальнейшему сохранению и развитию языков и культур народов Северо-Востока России.

Отсюда, содержание многопрофильной подготовки учителей-бакалавров в малокомплектной основной и кочевой школе Севера предполагает формирование следующих специфических профессиональных и этнокультурных компетенций:

- готовность к сохранению и транслированию системы знаний о культуре, истории, языке, религии, обычаях, биофизических особенностях и традициях народов Севера в контексте этнокультурного образования и поликультурного общения в мировом сообществе;

- способность демонстрировать общие интеллектуальные и практические умения и навыки по передаче основ национальной культуры;

- готовность будущего учителя к исследовательской, творческой деятельности по использованию народных традиций  в учебно-воспитательной работе;

- способность и опыт эмоционально-волевого отношения к действительности,  сформированность сознательной профессиональной позиции как представителя северного этноса;

- способность проявлять наличие специальной междисциплинарной, психолого-педагогической,  общедидактической и узкопредметной методической подготовленности учителя; 

- готовность к применению арсенала инновационных технологий, форм и методов, адекватных особенностям учебно-воспитательной работы сельских малокомплектных школ: малочисленный контингент учащихся, малая наполняемость класса, разновозрастные группы, многопредметность преподавания;

-  готовность к осуществлению административного управления малокомплектной или кочевой школой, включая организацию учебного процесса с учетом ее специфики, ведение финансовой отчетности организации.

Данные компетенции реализуются сегодня в опыте работы Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, что обозначило новое направление в подготовке профессии  педагога-тьютора и обусловливает необходимость включения содержания его подготовки в разрабатываемый профессиональный стандарт на федеральном уровне.

Литература:

  1. Неустроев, Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития.  Якутск: СВФУ, 2013. – 241 с.
  2. Неустроев, Н.Д., Егоров, В.Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. М.: Academia, 2003. – 224 с.