Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Рассматриваются допрофессиональная и профессиональная подготовка педагогов в современном вузе.  Представлен опыт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова по организации подготовки будущих учителей и выявлены проблемы данного вопроса.   
Ключевые слова: педагогическое образование, педагогический отряд, профориентированая работа.
 

В настоящее время педагогическое образование представлено в  отечественных отраслевых вузах, так в классических университетах.  Вузы  реализуют широкий спектр образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», тем самым формируется единое образовательное пространство, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования и вовлекающее в образовательный процесс широкую общественность, родителей, работодателей, будущих специалистов.  Однако, в последние годы актуализируются противоречия,которые непосредственно влияют на подготовку педагогов в федеральных университетах: между ростом требований к качеству подготовки будущих педагогов и невозможностью отбора сильных абитуриентов, низким уровнем качества их школьной подготовки;между необходимостью обеспечения воспроизводства педагогических кадров и нежеланием молодежи закрепиться в сфере образования, особенно в сельской местности; между повышением государственных образовательных стандартов и неразработанностью системы повышения квалификации педагогов, реализующих эти стандарты. между потребностью общества в высококвалифицированных компетентных педагогах, потенциальными возможностями федерального университета и непрестижностью педагогической профессии, немотивированностью абитуриентов с высокими баллами на педагогические специальности [1].

В этих условиях решение задачи повышения качества педагогического образования предполагает широкое внедрение инноваций в образовательный процесс, обеспечение его непрерывности, вовлечение в подготовку будущего педагога всех заинтересованных сторон.

Сегодня СВФУ – это научно-образовательный комплекс, объединяющий научную, образовательную и инновационную деятельность, где создана благоприятная образовательная среда и необходимые условия для качественной подготовки обучающихся. Непрерывное педагогическое образование включает довузовскую (профориентационную) подготовку, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. В структуре педагогического образования 12 подразделений, где ведется подготовка учителей и педагогов.

Одним из приоритетных направлений в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров в вузе является профориентацияонная работа. Так  функционирует факультет довузовского образования и профориентации, который предлагает слушателям различные курсы, как: полные курсы по программам общеобразовательных дисциплин основного и среднего (полного) общего образования; интенсив – курсы ориентированные  на учащихся 11-х классов средних школ, колледжей, лицеев, выпускников прошлых лет; экспресс – курсы; каникулярные курсы предназначены для учащихся школ улусов и районов республики; выездные курсы; модульные курсы; репетиторские группы; вебинары по решению сложных задач для школьников из отдаленных школ; краткосрочные консультации по подготовке к ЕГЭ в РС (Я) и т.д.

Среди крупномасштабных проектов, направленных на привлечение конкурентоспособных абитуриентов в университет и как инструмент работы с талантливыми детьми, особой строкой проходит Северо-Восточная олимпиада школьников (СВОШ), которая позволяет удовлетворить все профильные образовательные потребности старшеклассников и реализовать их личностный потенциал. Так, в 2014 г. в целях развития одаренности детей и способствования раннему профессиональному самоопределению школьников, изменен подход к организации олимпиад. СВОШ начала проводится не только по основным общеобразовательным предметам, но и по междисциплинарному принципу и по специальностям предположительной профессиональной деятельности.

         С целью выявления творчески и эффективно работающих во взаимодействии с СВФУ педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, а также привлечения в университет наиболее подготовленных по школьным дисциплинам абитуриентов, увеличения численности учителей, мотивированных в своей образовательной деятельности на достижение высоких результатов ежегодно проводятся конкурсы на Грант ректора «Школа года СВФУ», «Учитель года СВФУ», «Учитель доверия СВФУ».

Одним из эффективных факторов формирования будущего учителя,  является участие в студенческих педагогических отрядах. Так, в СВФУ функционируют семь педагогических отрядов. Например, интересен опыт по формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов-дефектологов в процессе деятельности волонтерского отряда «Солнечный зайчик» [2]. Данный отряд организован для оказания благотворительной, социально-значимой помощи детям, имеющим проблемы в развитии, а также помощи педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями. Основные направления: помощь детям с особыми образовательными потребностями, обучающимся на дому, в овладении профессиональными навыками (изготовление конвертов и других видов изделий); пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкогольной и наркотической зависимости у воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений; коррекция познавательных процессов и поведения детей с нарушениями в развитии; организация интересного, социально-значимого досуга, праздников, концертов для воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений; индивидуальная работа с детьми, имеющими сложные нарушения в физическом и интеллектуальном развитии. Участвуя в жизни педагогического отряда, будущие учителя приобретают навыки общения друг с другом в различных ситуациях, также создание ими атмосферы доброжелательности, творчества, признания неповторимости и ценности внутреннего мира каждого, позволяет организовывать для детей  процесс адаптации в новых социальных условиях.

В СВФУ по педагогическим наукам работают 6 научных школ: «Организационно-педагогическое обеспечение региональной системы образования» (рук. Д.А. Данилов, д.п.н., профессор, член-корр.РАО); «Модернизация деятельности малокомплектных и кочевых школ на основе современных образовательных технологий» (рук. Н.Д. Неустроев, д.п.н., профессор); «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера" (рук. А.А. Григорьева, д.п.н., профессор); «Саморазвитие личности в многоязычной среде» (рук. М.М. Фомин, д.п.н., профессор); «Формирование физической культуры в современном образовательном процессе» (рук. И.И. Портнягин, д.п.н., профессор), «Управление модернизационными процессами в системе образования» (рук. Е.И. Михайлова, д.п.н., профессор, чл.-корр. РАО). 

В университете функционирует Межфакультетский совет по педагогическому образованию, объединяющий и координирующий деятельность десяти подразделений педагогических специальностей в целях совершенствования педагогических традиций и повышения качества подготовки будущих педагогов.

Отметим позитивные аспекты педагогического образования СВФУ как  стабильный научно-педагогический коллектив университета с преобладанием кадров высшей квалификации (73% ППС имеют ученые степени); обеспечение фундаментальности образования и разнообразие образовательных программ; развивающаяся система дополнительного профессионального образования и повышения квалификации; наличие признанных научных школ и проведение актуальных научных исследований; сложившаяся система взаимодействия с образовательными учреждениями и органами управления образования региона (проект  с Управлением образования г. Якутска - «100 магистров»); информационная открытость университета и активное взаимодействие со СМИ.

Вместе с тем в вузе еще остаются проблемы, сдерживающие развитие непрерывного педагогического образования как: недостаточная ориентированность образовательных программ профессиональной подготовки на социальные запросы; недостаточно высокие баллы ЕГЭ при поступлении на педагогический профиль; недостаточная интенсивность и продуктивность сотрудничества с субъектами образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности на региональном, российском и международном уровнях; недостаточная привлекательность педагогического образования университета для обучения иностранных студентов. 

Литература

  1. Концепция и технологии непрерывного педагогического образования в современном вузе: монография //под науч.ред. Е.И. Михайловой. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015.-226 с.
  2. Панина С.В. Корнилова Е.Н. Формирование  профессиональной компетентности будущих педагогов-дефектологов в процессе организации волонтерской деятельности //Problems of modern education. Materials of the V international scientific conference on September 10-11 2014, Prague, Vedecko vydavetelske centrum “Sociosfera –CZ”,2014 –С.161-165.