Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья представляет собой теоретическое исследование проблемы эмпатии: раскрыты ее актуальность, роль эмпатии в общении и профессиональной деятельности. Определено понятие эмпатии с точки зрения разных авторов, данное понятие соотнесено с близкими по значению (эмпатийность, сопереживание, сочувствие, поддержка). Кратко описана история становления и развития проблемы в отечественной психологии и за рубежом. Представлены альтернативные точки зрения на психологическую структуру эмпатии, а также механизмы ее возникновения и уровни.
Ключевые слова: эмпатия, психологическая структура эмпатии, сочувствие, поддержка. 

Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50-х годов этот термин получил широкое распространение.

Обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии. К настоящему времени эти проблемы разрабатываются в основном для решения практических задач: облегчения взаимодействия людей в группе, адаптации ребенка к миру взрослых, управления социальными группами, усовершенствования техники психотерапии.

Большинство отечественных психологов не противопоставляют эмпатию как эмоцию интеллектуальному познанию. Эмпатия рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Р.Г. Селиванова, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова). Специалисты, изучающие эмпатию, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия (Л.Н. Дкрназян, Н.М. Саржвеладзе).

Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения (В.А. Петровский, В.В. Шпалинский, П.В. Симонов, П.М. Ершов). В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе (Н.Н. Обозов, С.А. Тарновский).

Н.Н. Обозов определяет эмпатию как отклик одной личности на переживания другой и считает, что без сопереживания, без оказания взаимной поддержки невозможно не только коллективное, но и индивидуальное бытие [1]. Автор обозначает три формы эмпатии: когнитивную,  эмоциональную и действенную. Эти формы эмпатии явились составляющими компонентами иерархической структурно-динамической модели эмпатии, которая включает объект (источник) и субъект эмпатии. Далее, автор описывает три компонента, соответствующих формам эмпатии.

1) Когнитивный компонент – простейшая форма эмпатии в виде понимания состояний  другого без изменения своего состояния.

2) Эмоциональный компонент в виде не только понимания состояний другого, но  сопереживания и сочувствия, причем в основе сопереживания лежит потребность в собственном благополучии, а в основе сочувствия – потребность в благополучии другого.

3) Действенный компонент  является высшей формой и заключительной фазой эмпатического акта. Он выражается в действии, активной поддержке личностью партнера по общению.  Этот компонент является сложнейшим феноменом психофизиологической и социально-психологической деятельности человека [1].

Форма эмпатии зависит от типа межличностных отношений: при наличии привлекательности другого человека можно ожидать и большую величину эмпатии во всех ее формах.  Эмпатия, таким образом, может иметь избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого другого человека, а только значимого (например, друга, супруга).

А.А. Бодалев рассматривает эмпатию наряду с другими социально-психологическими механизмами (децентрацией, рефлексией, идентификацией) и считает, что эмпатия, аккумулируя в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, является выражением психологического принятия последней этим человеком [2]. Возможность возникновения эмпатии при контакте между людьми зависит от того, какой оценочно-познавательный итог будет для каждого в этом взаимодействии. Децентрация и рефлексия влияют на ход и результаты познания человеком других его участников и себя самого, а также на его поведение во время межличностного взаимодействия. Они определяют также, будет ли у общающихся лиц возникать чувство эмпатии по отношению друг к другу, а оно в случае проявления, в свою очередь, влияет на дальнейшее течение процесса общения, порождая у его участников идентификацию [там же]. А.А. Бодалев обнаружил, что у лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми, эмпатия может проявляться недостаточно и не у всех, при этом может возникнуть неадекватная оценка и понимание переживания тех, с кем они взаимодействуют [2].

В зарубежной психологии понятие «эмпатия» отмечено К. Роджерсом в контексте психолого-терапевтической работы консультанта с клиентом. Основоположник гуманистического направления писал: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто» [3]. В своих дальнейших исследованиях автор стал  опираться на понятие переживания Е. Гендлина [Gendlin Е., 1962] и пришел к выводу, что эмпатия – это не состояние, а процесс, одно из базовых условий личностного роста, особые взаимоотношения.

По мнению К. Роджерса, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней: вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, сообщение своих впечатлений о внутреннем мире другого, обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. На таком понимании базируется клиент-центрированный подход в психотерапии, впоследствии pacпрoстраненный на другие сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель. Эмпатия в представлении К. Роджерса означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения, улавливание того, что другой сам едва осознает. Быть эмпатичным трудно, заключает автор. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким [3].

По мнению В.М. Вартанян, эмпатия – перцептивно-рефлекторная способность, определяющая возможность проникновения субъекта общения в индивидуальное своеобразие личности объекта общения и понимание при этом самого себя [4]. В.М. Вартанян считает, что процесс формирования и становления способности к эмпатии не хаотичен. Существует ряд факторов, способствующих или препятствующих правильному восприятию и оценке людей. Одним из них является влияние индивидуально-типологических свойств личности: высокому уровню эмпатии соответствует высокий социометрический, эмоциональный и деловой статус личности в группе.

В.М. Вартанян обозначает ряд функций эмпатии: она способствует сбалансированности межличностных отношений, морально-нравственному росту личности, приобретению ею коммуникативной компетентности, а также эффективному взаимопониманию при оказании психотерапевтической помощи. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления [4].

А.В. Козина, изучая эмпатию в процессе педагогического общения, называет ее психическим процессом, который имеет сложную структуру. Он включает в себя три компонента: аффективный (элемент сопереживания); когнитивный (понимание позиции другого и оправдывание ее) и поведенческий (выражение реальной действенной помощи партнеру, мимические и вербальные формы сочувствия) [5].

А.В. Козина полагает, что при таком подходе к эмпатии в функциональном отношении можно наблюдать «наложение» структуры общения на структуру эмпатического процесса. При этом получается функциональное единообразие обоих процессов, что позволяет сделать гипотетическое предположение о том, что через развитие и совершенствование одного только эмпатического процесса педагога можно улучшать его общение с другими людьми; вместе с тем характер развитости или неразвитости эмпатии будет свидетельствовать о качестве организации учителем своих взаимоотношений с учениками.

Учитывая, что эмпатический процесс может выступать как своеобразный эмоциональный фон педагогического общения, как коммуникативное средство установления связи между учителем и учеником, как фактор воспитательного воздействия на ребенка, в качестве центральной специфической черты эмпатии педагога можно выделить воспитательную направленность всех функциональных проявлений этого процесса. Из этого следует, что педагог должен быть в состоянии не просто сопереживать с ребенком какие-то его чувства и эмоции, а характером своего сопереживания затушевывать негативные эмоциональные проявления растущей личности и побуждать ее к подлинно гуманным переживаниям [5].

 А.Э. Ахметзянова (2011) определила психологическую структуру эмпатии  (как процесса) следующим образом: на основе ориентации на другого понимание человеком его эмоционального состояния; сопереживание, сочувствие ему, т. е. испытывание сходного с ним чувства; оказание ему поддержки с использованием вербальных или невербальных средств коммуникации.

Эмпатийность (как качественная характеристика личности) состоит из готовности и способности человека к реализации им процесса эмпатии в межличностном общении.

Основными психологическими механизмами эмпатийного реагирования в межличностном взаимодействии, по мнению А.Э. Ахметзяновой,  являются: интерпретация, идентификация, децентрация и эмоциональное заражение. Эти механизмы реализуются на разных уровнях эмпатийного реагирования [6].

  • На первом уровне (когнитивная эмпатия) предполагается механизм познания, в процессе которого происходит интерпретация субъектом эмоционального состояния объекта эмпатии без изменения своего состояния.
  • На втором уровне (эмоциональная эмпатия) эмпатия реализуется посредством механизмов проекции и интроекции, которые обеспечивают идентификацию субъекта с эмпатируемым объектом. Обязательным условием не простейшего сочувствия, а полноценной эмпатии является децентрация как ориентация на эмпатируемый объект, благодаря которой субъект оказывается способен стать в позицию другого и осознанно отождествить себя с объектом, сопереживать ему.
  • На третьем уровне (когнитивная, эмоциональная и действенная эмпатия) включается механизм эмоционального заражения, который выражает межличностную идентификацию («воспринимаемую», «понимаемую», «сопереживаемую» и «действенную»). Субъект оказывает помощь и поддержку объекту эмпатии.

Было также доказано, что слабая выраженность эмпатийности личности сопровождается ее агрессивным отношением к социальному окружению, стремлением к доминированию, выраженной импульсивностью поведения; достаточно высокая эмпатийность личности предполагает ее потребность в общении и стремление к социальной активности, склонность к эмоциональному реагированию на потребности и действия другого [6].

В диссерации Буравцовой Н.В. "Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии" (2011)  показаны уровни и структура эмпатии.

На когнитивном уровне она проявляется в виде понимания психического состояния другого.

Второй уровень представляет собой эмоциональную эмпатию, в виде понимания состояния другого и в виде эмоционального отреагирования этого состояния.

Третий уровень включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. На данном уровне проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержке партнера по общению.

В структуре эмпатии автором называются когнитивный, эмотивный и предикативный компоненты [7].

Проведенное Н.В. Буравцовой исследование показало, что феномен эмпатии имеет множественность форм и проявлений, как в осознанной, так и неосознанной сферах психического отражения. В функциональном плане эмпатия может выступать как мотив альтруистического поведения, как познавательный акт с прогнозированием переживаний значимых лиц, как адаптирующий фактор в процессах социальной перцепции и решении творческих задач, как регулятор интерперсонального взаимодействия. При этом различают эмпатию как процесс, актуально осуществляющийся в ситуации взаимодействия, и как свойство личности [7].

Проведенный анализ и наши собственные результаты [8, 9, 10, 11] позволяют сделать вывод о психологической структуре эмпатии. По мнению большинства исследователей, составляющими эмпатии являются: 1) когнитивный компонент в виде понимания состояний  другого человека без изменения своего состояния; 2) эмоциональный (аффективный) компонент в виде сопереживания и сочувствия; 3) поведенческий (действенный) компонент в виде активной поддержки другого и оказания помощи. 

Ссылки на  источники 

  1. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев : Лыбидь, 1990. - 191 с.
  2. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. – М. – Воронеж, 1996. – 255 с.
  3. RogersС. Empatic: an unappreciated way of being
    // Houghton Mifflin Harcourt, 1995. - 395 р.
  4. Вартанян В.М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности: дисс. … канд. психол. наук. — Ставрополь, 2007. — 172 с.
  5. Козина А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. – 187 с.
  6. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (на примере студентов гуманитарного профиля): дисс. … канд. психол. наук. — Казань, 2011. — 195 с. 
  7. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дисс. … канд. психол. наук. —  Новосибирск, 2011. – 180с.
  8. Долгова В.И. Обобщение сопоставляемых критериев успешности групповой тренинговой рефлексии магистрантов психолого-педагогического направления // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2015. – №5. – С. 63-68.
  9. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– 2015. – №5. – С. 69-73.
  10. Долгова В.И., Мельник Е.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов // Объединенный научный журнал. - 2009. - №15. – С.42-47.
  11. Dolgova V., Melnik E. Modeling of formation of professional communicative competence // XXXVII international research and practice conference “Forms of social communication in the dynamics of human societ, november 20 - 26, London,  Great Britain, 2012. – gisap.eu