Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена применение координированного управления на наиболее загруженной магистрали Ленинского района г. Саратова. Предложены мероприятия для минимизации задержек 1 и 2го рода
Ключевые слова:дорожное движение, регулирование, технические средства

Координированное управление дорожным движением давно уже не новость. Оно с успехом применяется как в нашей стране, так и за рубежом. Существуют как предпочтительные методики расчётов, так и программные продукты, упрощающие их. Но кроме плюсов, подобные меры имеют так же и некоторые минусы, которые, в прочем, имеют место и на обычных регулируемых перекрёстках, не входящих в сеть координированного управления ДД.

Для примера рассмотрим участок дороги по ул. Пр. 50 лет Октября, на участке от ул. Бережная до пр. Сычева в городе Саратове (Рис.1).

 

 

Рисунок 1- Схема рассматриваемого перекрестка

 

Рассматриваемый участок дороги имеет протяженность 1800 метров. На нём располагается 4 Т-образных перекрёстка. Основная улица – проспект 50 лет Октября имеет 4 полосы движения (по 2 в каждую сторону)

Применение графоаналитический метода к данному участку дороги показывает отсутствие зелёного коридора в настоящий момент, но возможность его применения на данном участке, посредством введения координированного управления. Это наглядно показывают рисунки 2 и 3.

Так же ниже представлены расчёты, применявшиеся в рамках применения графоаналитического метода.

  
  

 

Задержки движения в реальных условиях можно разделить на две основные груп­пы: на перегонах дорог и на пересечениях. Задержки на перегонах могут быть вызваны маневрирующими или медленно движущимися транспор­тными средствами, пешеходным движением, помехами от стоящих ав­томобилей, в том числе при погрузочно-разгрузочных операциях, а так­же заторами, связанными с перенасыщением дороги транспортными средствами. Задержки на пересечениях обусловлены необходимостью пропуска транспортных средств и пешеходов по пересекающим направлениям на нерегулируемых перекрестках, простоями при запрещающих сигна­лах светофоров.

Координированное управление дорожным движением необходимо для снижения транспортных задержек на загруженных участках дороги и в часы пик. И как видно из рис.3, в теории успешно с ней справляется. Но как видно из того же рмс.3, поток автомобилей занимает почти весь такт горения зелёного сигнала светофора. И не стоит забывать об автомобилях с примыкающих дорог, заполняющих оставшееся время такта. Таким образом, возникает затруднение левого поворота с основной дороги (в данном случае прю 50 лет Октября) на примыкающие. В левой полосе нарастает очередь автомобилей, но встречный поток не предоставляет шанса совершить манёвр (в среднем могут проехать 2-3 автомобиля за 1 светофорный цикл, воспользовавшись правом завершения манёвра, после выезда на перекрёсток), что приводит к возможному движения прямо лишь по одной полосе, при этом, естественно, значительно увеличивается время задержки и уменьшается пропускная способность дороги.

Решая эту проблему на данном участке дороги, обратимся к загруженности примыкающих дорог. Примыкающая улица 2-я Прокатная довольно загружена, и решить возникшую проблему можно установлением многофазного светофорного регулирования, или реконструкцией данного перекрёстка в нерегулируемый с круговым движением. Но обратим внимание на 3 других перекрёстка.

Примыкающие улицы: Бережная, Молодёжный    пр-д., пр-д. Сычёва имеют куда меньшую загруженность, а большая часть выезжающих с них автомобилей поворачивает направо (в сторону центральной части города). Принимая это во внимание, мы имеем возможность установки на каждом из перечисленный перекрёстков дополнительной секции светофора, разрешающей левый поворот на протяжении всего цикла. Данная мера позволит уменьшить время ожидания ТС для совершения манёвра, и, следовательно, значительно снизит вероятность возникновения очереди, и как следствие увеличит пропускную способность дороги.

Стоит отметить, что установка дополнительной левой секции светофора актуальна и на участках не имеющих координированного управления ДД. А так же возможна и на Х-образных перекрёстках с малой интенсивностью движения по примыкающей дороге. В таком случае автомобили при повороте будут разъезжаться правой стороной. В случае же невозможности такого разъезда, можно применить попеременное разрешение левого поворота для встречных потоков в рамках одного или двух циклов светофорного регулирования.

Таким образом, введение на перекрёстках с малой интенсивностью движения по примыкающей дороге дополнительной левой секции светофора позволит уменьшить транспортные задержки и увеличить пропускную способность дорог в часы пик.

Ссылки на источники

  1. Применение графоаналитического метода при организации дорожного движения. Д. В. Кузнецов; науч. рук. Е. Ю. Горшенина / Прогрессивные технологии организации перевозок и безопасности движения : сб. науч. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / СГТУ.
  2. Макаров И. Е. Организация безопасности движения в г. Саратове / Макаров И. Е., Шатов М. А., Ползовский Д. В., Горшенина Е. Ю . // Проблемы и перспективы развития региональной инфраструктуры : сб. по результатам междунар. науч.-практ. конф., г. Саратов, 15 апр. 2014 г. С. 35-39.
  3. Технические средства организации дорожного движения: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 240400 и 190700 / В.Н. Басков, Е.Ю. Горшенина, Н.А. Муравьёва. – Саратов : СГТУ, 2014. – 24 с.
  4. Муравьева Н.А. Исследование параметров участка улично-дорожной сети   г.  Саратова с использованием имитационного моделирования / Н.А. Муравьева, Г.Р. Казакова, А.В. Филатова // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования: - 2015. - Т. 1. Вып. 2. - С. 186-192.