Полный текст статьи
Печать

В концепции модернизации российского образования написано, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании,   должно  стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».[1]

На протяжении многих веков народные мастера изготавливали для себя и домашнюю мебель, и предметы обихода, и кухонную утварь, и орудия труда, и игрушки, и украшения.  «Тесно связанные с народным крестьянским бытом сами предметы, их формы. Техника изготовления, орнаменты базировались на народных обычаях и преданиях, опыте поколений, передаваемом из поколения в поколение, из века в век почти без изменений» [4, с.3].

Нашему городу Междуреченску нет еще и 60 лет. Казалось бы, откуда взяться в таком молодом городе народным промыслам и ремеслам. Но тяга простых людей творить прекрасное присутствовала всегда. В городе и в наше время появляются самоучки-таланты, работы которых постоянно демонстрируются в Выставочном зале и в Городском краеведческом музее. Особенно масштабно ведет эту работу Городской краеведческий музей, который вот уже восемь лет возглавляет Ананьина Татьяна Григорьевна.

Для нашего музея образовательная деятельность – одна из основных. «Сегодня одним из актуальных является вопрос об организации различных форм деятельности, а также об объединении усилий науки, культуры образования и воспитания в целях сохранения и использования историко-культурного  наследия» [6, c.3].  

Музей объединил около 64 самобытных художников по 27 направлениям декоративно-прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, ручное кружево, художественная керамика, ручное ткачество, обработка камня, соломка, лаковая роспись, финифть, бисероплетение,  лозоплетение, корнепластика, пропильная резьба, флористика, вышивание и др.

При городском краеведческом музее в мае 2010 года было сформировано творческое объединение мастеров ДПИ «Мастер и подмастерье». Учителя технологии общеобразовательных школ, имеющие профессиональные навыки по отдельным видам ДПИ, принимают активное участие во всех мероприятиях центра. Кроме того, многие пожилые люди, выйдя на пенсию, передают молодому поколению основы своего мастерства. Примером этого является бывший шахтер пенсионер В.Д.Селиванов, который удивляет горожан своими изделиями  из бересты. Кроме традиционных туесов, шкатулок и прочего, он делает головные уборы, обувь из бересты и сам же это все носит, доказывая молодежи, что модным и полезным может быть то, что сделано своими руками.

Мастер-классы и занятия «Школы мастеров» пользуются популярностью у горожан. Очень интересно было наблюдать за одним второкурсником технического колледжа. На выставку «Святая Русь» и мастер-класс по изготовлению оберегов он пришел с ребятами из его группы. Сначала студент, как говорят, «ржал» над тем, что ему придется сделать, но потом работа его так увлекла, что он захотел сделать оберег не только для своего дома, но и для своей девушки.

В рамках выставочной  деятельности  за год проведено 8 городских тематических выставок, 2 из них - выездные в город Новокузнецк. Выставки посетили 3500 человек.

Уже третий год общеобразовательные школы участвуют в городском  проекте «Возрождение народных ремесел». В рамках этого проекта учащиеся школ, осваивающие какие-либо ремесла,  принимали участие в таких тематических выставках, как «Рождество – время ангелов», «Святая Русь», «Параскева Пятница – покровительница рукоделий», «Творческие работы учащихся школ города», «Праздник праздников».

Учащиеся школ участвуют в программе «Основы православной культуры», цель которой - гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие основополагающих принципов нравственности, духовности на основе православных, патриотических, культурно- исторических традиций России.

На занятиях по технологии в нашей Гимназии №6 им. С.Ф. Вензелева г.Междуреченска уже с 5 класса ученики при изучении темы «Деревообработка» знакомятся с видами росписи и резьбы по дереву. В 8 классе региональный компонент включает в себя знакомство с видами художественной отделки древесины, знакомство с мастерами ДПИ, экскурсии в выставочный зал. Знакомство с ремеслами происходит и во внеурочное время на занятиях кружка «Послушная глина», где ученики могут освоить основы гончарного дела. Основная цель данной программы – развитие творческих способностей ребенка, возможность реализовать себя в творчестве. Решаются  задачи:

- знакомство с природным  материалом таким, как глина, особенностями её происхождения и технологией изготовления керамических изделий,

- изучение творческого наследия в сфере декоративно–прикладного творчества,

- развитие мелкой моторики, развитие творческой фантазии и анализа.

Ученики приобретают навыки работы с глиной: готовят «глиняное тесто», переминают и лепят изделия. Мотивы для изделий они берут из книг, сказок, мифов. Вот где полет фантазии и мастерства: надо придумать образ, придать игрушке выражение, характер, придумать роспись, костюм. Разработать сувенир «Дядюшка «Эхо» помог одноименный мультфильм. При лепке какого-либо животного, будь то волк, заяц, еж, лиса, обезьяна, ребенок знакомится с характерными особенностями строения тела, учится выделять сходства и различия и фиксировать при лепке.

На третий год обучения учащиеся начинают работать на гончарном круге. Вот уж где дети начинают понимать всю красоту и трудность профессии гончара. Лучшие работы мы отбираем на тематические выставки, которые проходят в городском Выставочном зале или в Краеведческом музее, а также попадают на выездные  выставки декоративно-прикладного искусства (ДПИ).

Как видим, внеурочное время дает массу возможностей для всестороннего развития личности, позволяет закреплять знания, приобретенные на уроках, заставляет искать новую информацию, более полно развивает ребенка духовно и нравственно.

В Приложении представлены фотографии, иллюстрирующие процесс занятий педагогов с ребятами в рамках кружковой работы.