Полный текст статьи
Печать

Особые требования, предъявляемые потенциальными работодателями к выпускникам вузов, в последние годы неуклонно ведут к росту конкуренции на рынке труда, что во главу угла ставит вопрос качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности и формирования их профессиональных компетенций, особенно это касается системы непрерывного педагогического образования. Этому способствует государственная программа поддержки развития педагогического образования, направленная на создание условий свободного доступа различных категорий студентов непедагогических направлений в программы педагогической подготовки. Такой переход от «линейной» концепции подготовки педагогических кадров к «кустовой» (многоканальной) должен вывести подготовку педагогических кадров и всю систему педагогического образования на качественно новый уровень. Студенты непедагогических направлений, мотивированные к педагогической деятельности, расширяют таким образом область своей профессиональной самореализации, а система подготовки педагогических кадров приобретает масштабность.

В таких условиях, когда самоопределение студента в образовании и последующее расширение возможностей его профессиональной самореализации становится приорететной задачей вуза, система высшего образования призвана не только обеспечить условия реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, но и организовать целенаправленную помощь в поиске путей решения проблемы профессионального становления и совершенствования каждому студенту. Эта задача может быть решена организацией в вузе развитой системы академического консультирования – такого вида сопровождения, при котором осуществляется систематическое взаимодействие академического консультанта со студентами с целью проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, способствующей личностному и профессиональному развитию, исходя из разнообразия интересов, потребностей, возможностей и индивидуальных особенностей каждого студента.

Участие Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого в реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» позволило не только успешно реализовать основные цели проекта, но и способствовало развитию системы академического консультирования на факультетах, принимающих участие в реализации проекта.

К задачам академического консультирования можно отнести консультирование студентов по вопросам использования образовательного потенциала университета для профессионального образования и самообразования, ориентацию студентов на индивидуальное развитие в условиях разработки и апробации новых модулей и правил реализации основных образовательных программ профессионального образования, консультирование по нормативно-правовому обеспечению образовательного процесса.

Структура академического консультирования, способствующего профессиональному развитию студентов университета, отражает взаимосвязи между ее компонентами:

-целью академического консультирования (содействие студентам в разрешении академических проблем в процессе их профессионального развития),

-субъектами взаимодействия (студентами и академическим консультантом),

-принципами (приоритет гуманистических ценностей, добровольность, гибкость, кооперация, индивидуальность, актуализация субъектной позиции, равноправие инициатив),

-содержанием их деятельности,

-средствами (личный контакт, электронная почта, форум, телефон),

-формами (консультация, модерация, тренинг, коучинг),

-результатом академического консультирования,

-рефлексией процесса и результата академического консультирования.

Связь и взаимообусловленность между этими компонентами зависит от принятой субъектами академического консультирования цели, достигнутого результата, рефлексия которого позволяет определить новые цели академического консультирования. Содержание деятельности субъектов зависит от выявленных академических проблем студентов и реализуется с помощью таких средств, как личный контакт, электронная почта, форум, телефон, в формах тренинга, коучинга, модерации, консультации [1].

Потребность в академическом консультировании реализовалась в создании двойственной модели, где ответственность по оказанию содействия студентам в разрешении проблем, возникающих в процессе получения педагогического образования на основе новых модулей и правил реализации программ бакалавриата, предполагающих многоканальность получения педагогического образования, была разделена между учебно-методическим управлением вуза и факультетами. При этом сотрудники учебно-методического управления вуза оказывали консультации по общим вопросам, правилам и политике вуза, а факультетские – по вопросам выбора курсов и организации учебного процесса на всех этапах реализации проекта. Факультетскими академическими консультантами (сотрудниками деканатов факультетов из числа заместителей деканов по учебной и учебно-методической работе) в первую очередь решалась задача по ознакомлению студентов, обучающихся по непедагогическим направлениям подготовки, с проектом развития сетевых форм получения педагогического образования, а также с видами предполагаемой профессиональной деятельности.

К изучению дисциплин по выбору студенты приступили уже в «первом семестре» реализации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» в двух поддерживающих модулях «Образование в контексте социальной реальности» и «ИКТ в деятельности учителя». Презентации дисциплин на первом занятии, а также индивидуальные консультации академических консультантов, помогли студентам определиться с правильным выбором дисциплин, что в дальнейшем подтвердилось результатами анкетирования и мониторинга посещаемости, свидетельствующими о том, что студентам удалось из предложенного перечня дисциплин выбрать ту, которая наиболее удовлетворяла их индивидуальным предпочтениям.

Во «втором семестре» участники апробации совместно с методистами и академическими консультантами приступили к следующему этапу построения индивидуальной образовательной траектории – к формированию педагогических умений и навыков преподавания определенного предмета. В программу бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование) были зачислены студенты направлений подготовки «Химия» и «Биология» факультета естественных наук и направлений подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Фундаментальная информатика и информационные технологии» и «Прикладная информатика» факультета математики, физики и информатики. Это и определило выбор профильного предмета, теорию и методику преподавания которого предстояло изучить студентам. 28,9 % студентов факультета математики, физики и информатики выбрали математику, 71,1 % – информатику. Соответственно, 39,7% студентов факультета естественных наук выбрали биологию, 60,3% – химию.

Ядром любой образовательной программы являются различные виды практик. Выход студентов в школу сопровождается высокими психологическими нагрузками. Они пробуют себя в роли учителей, методистов, классных руководителей. Методисты, академические консультанты, преподаватели психолого-педагогических дисциплин, учителя-предметники оказали существенную помощь будущим педагогам в преодолении психологического барьера, а также других видов трудностей, в определении плана действий, осуществлении целей и задач педагогической практики.

Для организации самостоятельной работы студентов был задействован информационный образовательный портал LMS MOODLE, в котором были размещены электронные курсы дисциплин проекта. В связи с этим в поддерживающем модуле «ИКТ в деятельности учителя» обязательной дисциплиной стала «Технология электронного обучения», которая предполагала изучение и практическое применение электронного обучения на базе функциональных возможностей LMS MOODLE.

Академические консультанты на протяжении всех этапов реализации проекта обеспечивали равномерность распределения занятий, атмосферу сотрудничества между преподавателями и студентами, активно принимали участие в организации учебного процесса.

Успешное завершение первого этапа академического консультирования выразилось в том, что к участию в реализации проекта приступило более 200 студентов факультета естественных наук, факультета технологий и бизнеса и факультета математики, физики и информатики ТГПУ им. Л.Н.Толстого. При этом недостаточная мотивированность и информированность студентов в короткие сроки сменились сознательной ориентацией обучающихся на педагогическую деятельность как на средство расширения области их профессиональной самореализации, а сфера ответственности академических консультантов таким образом сосредоточилась на задачах успешности становления компетентностного выпускника. Отрадно, что в проект были вовлечены успешно обучающиеся студенты, участвующие в научно-исследовательской деятельности, получающие профессиональную подготовку по программам, требующим серьезного материально-технического оснащения учебного процесса. В ходе апробации стало очевидно, что студенты, осознавшие цели и предполагаемые результаты участия в реализации проекта, осознанно шли к достижению поставленных задач, были сосредоточены на использовании потенциала вуза. Самостоятельный выбор образовательной траектории студентами дал им возможность удовлетворения своего заказа на образование, т.е. вовлек их в процесс формирования их будущих компетенций. Академическое консультирование стало совместным процессом, в центре которого оказалась личность студента и его учебная деятельность.

Таким образом, академическое консультирование в ходе апробации способствовало адаптации, самоорганизации, выстраиванию студентами стратегии собственного образования в образовательном процессе университета, позволило разрешить ряд текущих академических проблем, препятствующих профессиональному росту обучающихся. При этом реализация проекта показала, что академическое консультирование как вид сопровождения студентов, необходим именно в условиях нелинейного образовательного процесса в университете как средство, способствующее профессиональному развитию студентов. Следует отметить, что условия участия вуза в проекте не позволили использовать такую технологию академического консультирования, как реализация индивидуального образовательного маршрута отдельным студентом, не в полной мере удалось реализовать все этапы традиционного академического консультирования, использовать весь диагностический инструментарий для выявления академических проблем, возникающих у студентов в процессе проектирования и затрудняющих их профессиональное развитие. Однако, полученный опыт академического консультирования в дальнейшем может быть использован в полной мере при разработке и реализации программ подготовки студентов бакалавриата, предполагающих их академическую мобильность.