Полный текст статьи
Печать

Перестройка всей нашей жизни требует и научно обоснованной модификации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, дальнейшего его совершенствования, осуществления таких мер, которые способствовали бы трансформации студента из лица, пассивно воспринимающего информацию, в творчески активную личность, саморазвивающуюся, принимающую деятельное участие в самоуправлении. Отсюда возникает необходимость в новых формах обучения и воспитания, современной системе контроля, цель которых – обеспечить активную вовлеченность студентов в познавательный процесс. Развитие у них умений думать и действовать самостоятельно, расширение непосредственной связи обучения с практикой, включение будущих специалистов в общественно полезную практическую и научно-исследовательскую работу – все это обеспечит всестороннюю профессиональную подготовку.

Решение данных проблем возможно только при создании комфортной среды в высшем учебном заведении, чёткой реализации учебного процесса и, наконец, проведении соответствующей воспитательной работы.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вузе.

Методы исследования:

-          анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

-          педагогическое наблюдение;

-          беседа.

В современных условиях уделяется большое внимание такому феномену, как комфортная гуманитарная среда. Если рассматривать гуманитарную среду в качестве социального, общественно-исторического явления, её можно трактовать как профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и ориентированное на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности на определенной стадии развития общества [1].

Комфортность гуманитарной среды высшего учебного заведения определяется следующими компонентами:

-          структурой учебного процесса, приближенного к потребностям будущей профессиональной деятельности обучающихся, развитию общекультурной подготовки, обязательному соединению интеллектуальных возможностей с желанием и интересом личности к формированию профессионального мышления, самостоятельности, ответственности и гуманизма;

-          приобщением студентов к исследовательской деятельности;

-          процессом демократизации в вузе, предполагающим возможность выбора учебных курсов, форм обучения, преподавателей;

-          благоприятным социально-психологическим климатом в студенческом и педагогическом коллективах; отказом от бюрократической модели высшего образования;

-          социальной защищенностью обучающихся через определенную систему воспитательных мероприятий, деятельность студенческих организаций, материальную поддержку обучающихся и т. д.;

-          наличием соответствующей материально-технической базы, достаточным количеством новой учебной литературы (учебников, пособий, методических материалов, компьютерных классов, аудиовизуальной техники и др.).

Немаловажными элементами социокультурной сферы являются:

-          комфортная обстановка в аудиториях (наличие в достаточном количестве столов, стульев и др.);

-          деловой имидж преподавателей и студентов, располагающий к конструктивному общению.

Важнейшее место в социально-гуманитарной среде принадлежит учебно-познавательному процессу во всех его направлениях, формах и методах работы со студентами; научно-методической деятельности преподавателей, вспомогательных структур, обеспечивающих реализацию как содержательной, так и методической сторон реального учебного процесса.

Содержание образования является воспитывающим фактором учебно-познавательной деятельности. При этом необходимо отметить, что разные учебные дисциплины имеют неравноценные воспитательные возможности. Для оказания формирующего воздействия на учащихся преподаватель должен: анализировать и подбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного ресурса, целенаправленно выстраивать процессы обучения и коммуникации для стимулирования личностного понимания учебной информации студентами, инспирировать их активную позицию, развивать интересы, потребности, гуманистическую направленность.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от содержания преподаваемых дисциплин, но и, главным образом, от личности самого педагога: если он хороший профессионал и к тому же творческая личность, то сможет решить многие проблемы. Кафедры же могут стать центром культуры не только учебного заведения, но и за его пределами. Поэтому решение задачи усиления воспитательного воздействия вузовской среды предполагает реальное повышение общественного статуса, морального авторитета и качественное изменение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений [2].

Уровни общей культуры в вузе и культуры личности студента тесно взаимосвязаны. Чем выше культура, тем больше гарантий создания психологического комфорта, атмосферы гуманности, условий преодоления аморальности и агрессивности в межличностных отношениях. Базой для формирования благоприятного психологического климата может послужить знание профессорско-преподавательским составом основных положений педагогики, возрастной и социальной психологии, психологии управления. Более сложная сторона – это человеческие качества преподавателей, их доброжелательность, уважение и чуткость к окружающим, стремление помочь, социально защитить.

Авторитарный стиль педагогического общения, восприятие студента только как объекта, а не равноправного субъекта учебно-познавательного процесса могут привести к противодействию участников социального взаимодействия. Нередко конфликтные ситуации между педагогами и учащимися возникают в результате неустойчивой эмоционально-психологической реакции преподавателя на отсутствие интереса студентов к изучаемому материалу, на критические замечания по поводу содержания и методического уровня лекций и практических занятий. По мнению Н. А. Зиминой, такие отношения «изначально четко опосредованы учебной ситуацией, где преподаватель и студент относятся к разным социальным категориям с далекой психологической дистанцией между ними» [3]. Поэтому формирование доверительного взаимодействия между педагогом и учащимися должно стать необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе.

Студенческий возраст является самым ответственным как с точки зрения социальной адаптации, так и с точки зрения социально-психологической зрелости личности. Именно в эти годы в значительной степени завершается формирование нравственных, человеческих качеств индивида, его ценностных ориентиров и установок [4, 5]. Все это еще раз подтверждает необходимость выстраивания благоприятной гуманитарной среды в учебном заведении.

Создание комфортной среды предполагает не только использование возможностей учебно-познавательного процесса, но и проведение целенаправленной воспитательной работы со студентами во внеучебное время. Основная образовательная программа (ООП) предусматривает изучение нескольких циклов (гуманитарный, социальный и экономический; естественнонаучный; профильный) и разделов (физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация). Кроме того, программа содержит дисциплины по выбору. Названные особенности требуют дифференцированного подхода к планированию и осуществлению воспитательной работы.

Содержание предметов базовой (обязательной) и вариативной частей ООП имеет широкие возможности воспитательного характера, так как позволяет вырабатывать научное мировоззрение, социальную позицию и нравственные установки личности. Вместе с тем ограничиваться рамками учебного процесса нецелесообразно. Неформальное общение, как правило, помогает лучшему взаимопониманию, сотрудничеству, формированию мотивации и т. д.

Преподаватели учебных дисциплин (курсов, модулей) могут:

-          организовать читательскую конференцию;

-          подготовить и провести научную конференцию, охватывая студентов всех специальностей;

-          организовать круглый стол по проблемам изучаемой науки (например, «Загадки психологии»);

-          провести конкурс «Эрудиты» (на лучшее знание предмета), викторину;

-          участвовать в организации и проведении КВН;

-          посетить соревнования студентов;

-          ознакомиться с условиями жизни учащихся в общежитии;

-          провести индивидуальные этические беседы, диспуты и др.

Эта деятельность должна осуществляться на основе глубокого изучения личности студента и реализации индивидуального подхода.

Специфика кафедр, имеющих непосредственное отношение к дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы, имеет иное качество: они осуществляют набор студентов, курируют их в течение всего периода обучения и осуществляют выпуск специалистов. Поэтому работа со студентами носит более углубленный и разнообразный характер.

Выпускающим кафедрам (и не только им) целесообразно проводить различные мероприятия по следующим разделам:

  1. Организационная работа:

-          планирование воспитательной работы кафедры;

-          организация дня открытых дверей;

-          утверждение планов работы кураторов;

-          работа с активами групп;

-          разъяснение студентам этических норм поведения, их прав и обязанностей;

-          расселение студентов;

-          контроль проживания в общежитии;

-          участие в субботниках;

-          организация мероприятий по ремонту материальной базы, оборудования кафедры и др.

  1. Учебно-воспитательная работа:

-          контроль посещаемости и успеваемости студентов на учебных занятиях;

-          организация Дня знаний;

-          обсуждение результатов сессии;

-          участие в организации и проведении слета отличников;

-          контроль прохождения производственной практики;

-          организация работы студенческого научного кружка;

-          конкурс на лучшую студенческую работу;

-          оказание помощи в подготовке выпускной квалификационной работы;

-          оказание помощи в подготовке к государственной аттестации;

-          проведение «Весёлых стартов»;

-          участие студентов в организации и судействе соревнований;

-          традиционные встречи со студентами других образовательных учреждений;

-          волонтерское движение.

  1. Изучение личностных особенностей обучающихся:

-          изучение личности студента, условий его быта;

-          изучение межличностных отношений в группе;

-          работа по формированию коллектива;

-          индивидуальная работа со студентами;

-          установление контактов с родителями учащихся (телефонные звонки, письма, беседы и др.).

  1. Формирование коллективистических устремлений:

-          проведение этических бесед, диспутов, читательских конференций, круглого стола, конкурсов, викторин и др.;

-          чествование в группе (празднование дня рождения, побед в профессиональных конкурсах, научных конференциях и т. д.);

-          организация и проведение мероприятий, приуроченных к праздничным датам («Посвящение в студенты», Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, «Последний звонок», церемония вручения дипломов и др.);

-          поощрение лучших студентов в учебе и спорте;

-          творческие встречи с интересными людьми и ведущими специалистами в профильной области);

-          посещение культурно-просветительных учреждений;

-          оказание шефской помощи сельским школам, детским домам и др.

Предложенный список не охватывает в полном объеме перечень возможных мероприятий, а предполагает творческий подход при организации воспитательной работы со студентами.

Сложность и высокая динамичность процесса воспитания требует от педагога овладения умениями организовывать взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям.

Эффективность педагогического воздействия во многом зависит от знания преподавателем средств и методов воспитания и умения вдумчиво применять их на практике. Поэтому в коллективе каждой кафедры должны быть обязательно организованы методические занятия, семинары по методике воспитательной работы.