Полный текст статьи
Печать

В текущих экономических условиях комплексная оценка деятельности организации очень важна, поскольку позволяет определить эффективность управления всеми активами предприятия.

Комплексная оценка – это инструмент учета, планирования и анализа, она является индикатором состояния хозяйствующего субъекта в изучаемой совокупности.

Системный характер комплексной оценки позволяет рассматривать производственно-хозяйственную деятельность организации как сложную систему экономических, правовых, социальных и других отношений, возникающих в следствии взаимодействия фирмы с внешней и внутренней средой. Из-за этого, при оценке деятельности хозяйствующего субъекта учитывается влияние различных факторов, воздействующих рыночное и социальное окружение компании.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности должен отражать особенности отраслей, к которым принадлежат объекты исследования.

Основными факторами, определяющими эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являются:

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь, зависит от таких факторов, как обеспеченность производственными мощностями, состояние производственно-технической базы, ее технический и организационный уровень, то, насколько организация производства и труда отвечает современным требованиям конъюнктуры и рынка.

Эффективное функционирование предприятий нуждается в экономически грамотном управлении их деятельности, которое во многом определяется умением ее анализировать и прогнозировать. При помощи комплексного анализа исследуются тенденции развития, выявляются факторы, влияющие на результаты деятельности, аргументируются управленческие решения, обосновываются бизнес-планы, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, разрабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия предполагает изучение технического уровня производства, качества, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учёте разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации, отражающей наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.

Комплексная оценка деятельности предприятия предполагает анализ его производственно-хозяйственной деятельности. Основополагающей частью комплексной оценки является экономический анализ.

Экономический анализ - это глубокое, научно обоснованное исследование деятельности коммерческой организации с целью повышения эффективности ее функционирования.

Результаты экономического анализа за истекшее время создают базу для разработки бизнес-планов на предстоящий период. Затем их данные используются в качестве источников информации для экономического анализа.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

- с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

- научным обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения;

- выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их воздействия на результативный показатель;

- раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития и определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

- обобщением опыта отраслевых лидеров и принятием оптимальных управленческих решений.

Успешное проведение аналитической работы зависит от уровня ее организации. Внутренняя аналитическая работа в фирме должна быть организована как цельная и продуманная система.

Экономический анализ может быть организован по-разному:

- в крупных фирмах - специализированные подразделения - группы при финансовом директоре (отделы или лаборатории);

- в средних фирмах - группа или хотя бы один специалист по финансовым вопросам (финансовый менеджер или заместитель директора по финансовым вопросам);

- в малых фирмах - главный бухгалтер.

Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным принципам. Эти принципы накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны обязательно выполняться при организации, проведении и практическом использовании результатов анализа.

Основные принципы экономического анализа.

1. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, основываться на передовых достижениях науки и техники, новейших методах экономических исследований.

2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех структурных подразделений и всех сторон деятельности организации, а также изучения причинно-следственных взаимозависимостей.

3. Анализ должен проводится на основе системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и с внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

5. Анализ должен быть действенным, активно влиять на процессы производства и продаж, а также их результаты, т.е. своевременно выявлять недостатки, просчеты, упущения в работе, что даст возможность руководству организации своевременно принять необходимые меры по их устранению.

6. Анализ должен проводиться систематически, а не от случая к случаю.

7. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ и на его основе принимать управленческие решения.

8. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Экономический анализ- обеспечивает количественную и качественную оценки происходящих изменений в управляемом объекте. Он позволяет вовремя увидеть тенденции развития как нежелательных, так и прогрессивных явлений. На основе результатов анализа разрабатываются варианты решений, которые позволяют затормозить развитие отрицательных тенденций и создать благоприятные условия для развития прогрессивных.

С помощью анализа выявляются неиспользованные внутренние резервы коммерческих организаций, а также резервы, которые дополнительно могут возникнуть при принятии новых управленческих решений. Реализация внутренних резервов позволяет либо ускорить развитие управляемого объекта, либо перевести его на более эффективный режим функционирования. Экономический анализ является основой для выработки оптимальных управленческих решений, варианты которых разрабатываются благодаря глубокому изучению изменений, происходящих в управляемом объекте.

Комплексная финансово-экономическая оценка деятельности предприятия заключается в одновременном и согласованном изучении совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты финансово-хозяйственной деятельности.

При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности выполняются следующие этапы.

На первом этапе уточняются объекты, цель и задача анализа, составляется план аналитической работы.

На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация.

На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

На пятом этапе выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяются их влияние на результат.

На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных фактов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики.

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Экономический анализ предприятия включает в себя большое количество различных видов оценок результатов его деятельности и, следовательно, требует и допускает применение разнообразных методов.

Единого определения метода экономического анализа до сих пор не выработано, на этот счет существует определенная общность воззрений различных ученых. Во-первых, в основе метода анализа лежит всеобщий подход к познанию - материалистическая диалектика, рассматривающая явления во взаимосвязи и взаимообусловленности, в их движении, изменении и развитии, в единстве и борьбе противоположностей, отражающей объективные законы действительности. Во-вторых, хозяйственную деятельность предприятий анализируют, используя систему факторов и показателей, связанных отношениями причины и следствия.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

В экономическом анализе используются общие методы. К ним относятся: индукция - логический метод, основанный на умозаключении от частных выводов к общему, то есть от отдельных факторов к обобщению; дедукция - логическое умозаключение от общего к частному; системный подход - рассмотрение объекта как целостного образования, состоящего из множества взаимосвязанных элементов; детализация - выделение отдельных, наиболее важных частей объекта; обобщение - завершающий этап анализа, оно включает: выводы, сводку резервов и рекомендации по их использованию.

Методы, разработанные в рамках экономической статистики или заимствованные ею из других разделов науки, посвященных количественной оценке некоторых явлений и процессов, и адаптированных ею к особенностям исследования социально-экономических систем, широко применяются во всех разделах микроэкономического анализа. Именно их широкая распространенность, простота и историчность в плане разработки дают основание условно называть их традиционными.

Метод сравнения - это наиболее ранний и распространенный способ анализа, в процессе которого неизвестное явление сопоставляется с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Данный метод позволяет рассматривать экономические показатели в сравнении с другими, давать оценку выполнения плановых заданий, определять достигнутый уровень и темпы экономического развития, выявлять размер и причины различий в использовании ресурсов, позволяет выявить внутренние резервы.

Применяются несколько видов сравнений:

- сравнение однородных фактических показателей деятельности предприятия с плановыми заданиями, с данными за предыдущий период, с показателями предприятия того же производственного профиля в других странах;

- сравнение изменений различных показателей финансово-хозяйственной деятельности между собой;

- динамическое сравнение показателей за ряд временных периодов в абсолютных и относительных величинах;

- отраслевые сравнения, т.е. сравнительный анализ деятельности ряда предприятий одной отрасли.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая: единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; единство периодов времени, за которые производится сравнение; сопоставимость условий производства; ценовой фактор; сопоставимость методики исчисления показателей и другие. Таким образом, условий сопоставимости достаточно много, а выбор их зависит от целей исследования и от самого показателя.

Для приведения показателей к сопоставимому виду существует база приведения. Целесообразно приводить к сопоставимому виду все показатели кроме тех, которые берутся за базу. Целесообразно за базу брать лучшие показатели.

В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно иметь дело с системой показателей. Экономические показатели — это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения — измерения и оценки сущности экономического явления. Поэтому аналитик должен всегда помнить о цели и задачах исследования и использовать показатели для описания и оценки конкретных аспектов деятельности организации.

Хозяйственно-финансовая деятельность организации измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:

а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей;

б) количественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется;

в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж, издержки обращения, прибыль. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций всех отраслей. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

В организациях товары учитывают и анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой). В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.

Под количественными показателями при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета.  Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.

Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений.

Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы организаций. К качественным показателям работы организаций можно отнести следующие:

- показатели, характеризующие ритмичность продаж;

- выполнение плана продаж по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);

- полное удовлетворение спроса потребителей (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);

- изучение спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);

- сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую продаже некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);

- соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами) и др.

Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д. Величины оптовой и розничной продаж, оборотных средств, издержек обращения, дохода - все это объемные показатели.

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях. Абсолютный показатель характеризует количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени. Относительный показатель получают делением одной величины на другую.

Относительные величины представляют собой частное от деления одного абсолютного числа на другое. Если разделить текущее значение показателя на базисное, мы получим простое отношение, называемое часто коэффициентом и показывающее, во сколько раз первое число больше второго. Умножив частное на 100, получим процентное отношение.

Примером относительных величин являются проценты (исчисляются для характеристики выполнения плана, изменения показателя от начала к концу периода), удельные веса (для изучения структуры показателей), коэффициенты (исчисляются для характеристики, например, оборачиваемости оборотных средств и т.д.), индексы (применяются для характеристики темпа роста продаж, изменения цен, производительности труда и др.).

Удельные показатели являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины. Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов.

Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей. Вполне обоснованно использование таких показателей, как средняя заработная плата, средний запас товаров и т.п. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности средними величинами оперировать нельзя, так как за ними могут скрываться существенные недостатки в работе организации. Поэтому наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.

Каждый из рассмотренных выше показателей имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность организация в той или иной области и тем более работу организации в целом.

В соответствии с целью комплексной оценки деятельности предприятия необходимо провести анализ производственно-хозяйственной деятельности, включающий в себя:

1.Анализ производства и реализации продукции;

2. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия и фонда заработной платы;

3. Анализ использования основных средств;

4. Анализ использования оборотных средств;

5. Анализ себестоимости;

6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

- оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

- выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличена выпуска и реализации продукции;

Анализ использования трудовых ресурсов предприятия как важная часть комплексной оценки является элементом механизма управления предприятием и направлен на повышение эффективности использования персонала и снижение на этой основе издержек производства, экономию затрат и ресурсов живого труда на единицу выпускаемой продукции.

Основная цель анализа трудовых ресурсов – определить уровень их использования, выявить факторы, негативно влияющие на эффективность использования труда.

Основными задачами анализа являются:

- Изучение обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

- Оценка использования трудовых ресурсов;

- Анализ производительности труда;

- Выявление резервов более эффективного использования рабочей силы;

- Анализ использования фонда заработной платы.

Основные средства являются важнейшим фактором роста объема производства и реализацией продукции, так как определяют технический уровень производства и труда, а, следовательно, играют существенную роль в повышении эффективности производства на предприятии. Эффективное использование основных средств позволяет предприятию получать дополнительное количество продукции при тех же затратах и в более короткие сроки.

Задачами анализа основных средств являются:

- Определение обеспеченности предприятия основными фондами;

- Изучение состава, динамики и структуры основных средств;

- Выявление уровня использования всей совокупности основных средств;

- Анализ использования производственной мощности предприятия;

- Выявление резервов увеличения выпуска продукции и повышения эффективности использования основных средств.

Для стабильного производства и реализации продукции наряду с обеспечением предприятия трудовыми ресурсами и основными фондами немало важную роль играет обеспечение материальными ресурсами, другими словами оборотные средства.

Оборотные фонды- это предметы труда, обладающие стоимостью и переносящие ее на готовую продукцию, одновременно меняя свою натуральную форму. Оборотные фонды, которые вкладываются в производство и реализацию, потребляются полностью и возмещаются сразу по окончанию операционного цикла через цену товара.

Задачи анализа использования оборотных средств:

- Изучение состава и структуры оборотных средств на предприятии;

- Оценка состояния норм расхода материальных ресурсов;

- Выявление степени обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

Себестоимость – это сумма всех затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции является одним из главных показателей экономической эффективности ее производства.

Анализ себестоимости продукции важнейший раздел комплексной оценки деятельности предприятия.

Себестоимость производства единицы продукции является основой для принятия наибольшего числа управленческих решений.

Именно анализ себестоимости дает обобщённую оценку эффективности использования ресурсов, позволяет выявить резервы ее снижения и увеличения прибыли.

Задачи анализа себестоимости продукции:

- Изучение динамики и структуры затрат на производство;

- Анализ себестоимости единицы продукции;

- Факторный анализ по статьям калькуляции;

- Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции.

Обобщающая оценка финансовых результатов деятельности предприятия выражается в таких результирующих показателях, как прибыль и рентабельность.

Через показатель прибыли определяется абсолютный экономический эффект деятельности фирмы, а показатель рентабельности выражает относительную величину. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое положение на рыке.

Основные задачи анализа финансовых результатов предприятия:

- Определение как объективных, так и субъективных факторов, влияющих на финансовые результаты предприятия;

- Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности;

Таким образом, видно, какую значимость имеет оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, и что данная проблема является еще более актуальной при переходе к развитой рыночной экономике.