Полный текст статьи
Печать

 Востребованность профессии дизайнера на современном рынке профессий достаточно высока. В этой связи уровень и качество обучения графическому дизайну приобретают особенное значение. Академическое художественное образование дает базовую составляющую, некий фундаментальный стержень и основу для профессиональной деятельности. Дополнительное образование, в свою очередь, ставит своей задачей предоставить возможность посмотреть на профессию шире: раскрыть дополнительные аспекты многогранной профессии, расширить представление о современном мире дизайна и архитектуры, осветить те нюансы профессии, которые не были затронуты или были затронуты не в достаточной степени академическим образованием и тем самым мотивировать студентов и выпускников к дизайнерской деятельности.

Проект «Перезагрузка» выделяется как инновационный проект в сфере дополнительного образования по искусству и культуре.

Мобильная школа дизайна «Перезагрузка» - это цикл лекций по дизайну, архитектуре и современному визуальному искусству. Лекции ориентированы на будущих абитуриентов, студентов и недавних выпускников вузов.

 

Цель проекта: Повышения уровня профессиональной компетенции студентов и молодых специалистов в области дизайна, архитектуры и современной визуальной среды посредством дополнительного образования.

 

Задачи проекта:

-               организация лекционных занятий с практикующими дизайнерами, архитекторами, художниками, фотографами;

-               проведение творческих воркшопов и мастер-классов;

-               сбор тематического материала для публикации в интернете;

-               ведение группы в социальной сети на тему дизайна и архитектуры.

 «Перезагрузка» является уникальным проектом, аналогов которого в Нижнем Новгороде нет. В рамках проекта проходят регулярные встречи с одними из лучших молодых специалистов в области искусства в нашем городе (графические и средовые дизайнеры, арт-директора, архитекторы, фотографы, художники, деятели современной культуры, профессиональные студии).  

Каждая лекция имеет свою тематику, раскрывающую одни из самых важных вопросов современного дизайна, архитектуры и визуального искусства, которые стоят перед студентом или молодым специалистом. Профессиональные дизайнеры делятся своим опытом и мастерством, демонстрируя кейсы-портфолио. Наглядно разбирая свои работы, они расширяют профессиональную компетенцию студентов. Темы лекций сформированы так, чтобы максимально полно дать представление о дизайнерской и архитектурной детальности. Регулярность встреч и возможность прослушать все лекции дают бесценный багаж знаний.

Поскольку дизайн образование невозможно без постоянной практики, в рамках проекта проводятся воркшопы и мастер-классы. Это новый подход в системе образования, который не практикуется во время учебы в университете.

Данный проект позволяет не только расширить область знаний целевой аудитории, но и способствует творческому вдохновению [1]. Особенностью лекционного процесса является свободная и непосредственная обстановка, которая позволяет наладить контакт между слушателем и лектором.

Каждый лектор излучает свою энергетику, творческий порыв, заинтересованность и любовь к своей профессии, которые передаются слушателю. После лекции любой желающий может пообщаться с мастером, задать ему интересующий вопросы и получить личную консультацию.

 

Основные этапы реализации проекта:

1. Организационный этап

- организация команды проекта,

- постановка проблемы и поиск её решения,

- работа над содержанием проекта.

2. Методический этап

- поиск лекторов и выбор тем выступлений;

- создание группы в социальной сети для информирования о мероприятии;

- согласование дат и времени выступлений, поиск аудитории;

- рекламирование группы социальных сетях и в университетах;

- создание рекламной продукции, баннеров.

3. Деятельный этап

- проведение лекционных встреч;

- создание фотоотчета о встречах.

4. Рефлексивный этап

- анкетирования участников мастер-классов;

- размещение информации о ходе и результатах проекта на сайте вуза и соц.сетях;

- подведение итогов проекта. 

Мобильная школа дизайна «Перезагрузка» - образовательный проект. Название проекта выбрано не случайно. Система дополнительного образования в формате лекций и воркшопов помогает увеличить знания – «ЗАГРУЗИТЬ голову» и расширить представление о современном мире дизайна, архитектуры и визуального искусства - «ПЕРЕзагрузить сознание».

В рамках проекта разрабатывается программа авторских лекций и воркшопов. Все лекции проводят знаменитые в нашем городе мастера в области искусства. Каждый из них уже получил признание широкой аудитории, имеют множество реальных заказов и реализованных проектов, являются победителями всероссийских и международных конкурсов искусств. Многие имеют свои собственные студии дизайна и архитектуры. Люди подобного склада не часто проводят творческие встречи, но с любезностью согласились выступить для абитуриентов, студентов и молодых специалистов. Темы, затрагиваемые авторами, дополняют темы, обсуждаемые во время учебного процесса в университете [2].

Впервые проект был реализован осенью 2015 года при поддержке Мининского университета. В рамках проекта было организовано 7 лекционных встреч с одними из лучших дизайнеров, архитекторов, художников и фотографов Нижнего Новгорода. Они проходили каждый четверг в корпусе факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий. Также в рамках встреч студия графического дизайна «LOCO» был проведен конкурс на лучшее портфолио. Победителю были подарены два билета на «Рождественский базар».

 По окончании первого сезона, было получено большое количество положительных отзывов от слушателей и пожелания продолжить цикл, поэтому было решено организовать «Перезагрузку 2».  

В весенний сезон лекции проводятся более интенсивно. Было решено разбить занятия на три дня. В первый день были прочитаны лекция по средовому дизайну и архитектуре. Так же лектор разыграл пригласительный билет на архитектурную вечеринку за лучший вопрос слушателя.

Вторая лекция по графическому дизайну была проведена в формате воршкопа, где лектор рассказал о формировании дизайнерского портфолио и провел консультацию для студентов и молодых специалистов. На третьем этапе было запланировано проведение крупного интенсива: две лекции по графическому дизайну, одна по архитектуре и воркшоп по каллиграфии.

Уникальной особенностью проекта является то, что для его реализации практически не требуется материальное ресурсное обеспечение. Лекции проходят без денежных вложений на добровольной основе. Материалы нужны только для проведения творческих мастер-классов, например, таких как леттеринг.

Таблица 1 

Ожидаемые результаты проекта «Дизайн – это просто, дизайн – это сложно!» 

Количественные показатели

Качественные показатели

1

Проведено 11 теоретических лекций и 2 воркшопа.

 

Лекции помогли развитию профессиональных качеств дизайнера.

2

Лекции прослушало более 300 студентов и молодых специалистов в области дизайна, архитектуры и современного визуального искусства.

В воршкшопах приняло участие около 60 человек.

Способствуют расширению кругозора.

Являются источником вдохновения, стимулируют и   служат толчком для развития в области дизайна.

3

Проведены конкурсы на лучшее дизайнерское портфолио и лучший вопрос лектору, в рамках которых были разыграны билеты на творческие события города.

Формируют представления о профессии, рынке дизайна, работе с заказчиками, профессиональных студиях.

 

Таблица 2 

Методы оценки проекта «Дизайн – это просто, дизайн – это сложно!» 

Сильные стороны

Возможности

1

Решает сразу несколько важных социальных проблем, не имеет аналогов среди социальных проектов г. Нижнего Новгорода

Расширение статуса мероприятия с городского до областного

2

Рассчитан на широкую аудиторию, при это практически не требует материальных затрат

Проведение лекций в разных форматах, поиск новых технических возможностей

 

Слабые стороны

Угрозы

3

Достаточно узкий профиль направления проекта, трудно заранее определить точное количество слушателей

Отказ лекторов выступить

4

Сложно найти лекторов, которые согласиться выступить на безвозмездной основе

Незаинтересованность слушателей в предложенной тематике

 

После проведения первой лекции был проведен опрос о впечатлениях от лекции. Более 45 человек признались, что узнали что-то новое, 2 человека сказали, что лекция понравилась, но для себя они ничего нового не узнали, 1 человеку лекция не понравилась. На протяжении всего проекта в группе постоянно наблюдалась активность и увеличение числа подписчиков. У слушателей было положительное мнение об осенней части проекта, что дало основание для организации второго цикла лекций «Перезагрузка». 

Таблица 3

Возможные риски проекта и их нейтрализация 

Описание риска

Приоритет риска

Мера/Меры реагирования на риски проекта

1

Лектор не сможет прийти в назначенное время или заболел

высокий

Своевременное оповещение слушателей через деканат и социальные сети о переносе лекции

2

Ограничения по времени проведения лекции и воркшопа

средний

Тайминг лекций и воркшопа оговаривается с лекторами заранее

3

Отсутствие свободной аудитории или необходимой аппаратуры

средний

Заранее пишется служебная записка на проведение лекций

4

Возможна незаинтересованность слушателей в предложенной тематике

средний

Для слушателей подбираются наиболее актуальные темы лекций, которые не затрагиваются во время учебного процесса

5

Неподготовленность лектора, отсутствие интереса

низкий

Постоянный контакт, взаимодействие с лекторами через социальные сети, электронную почту

 

Перспективы реализации проекта «Дизайн – это просто, дизайн – это сложно!»

 

Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что проект будет продолжаться осенью, будет организована «Перезагрузка-3». Постепенно мобильная школа дизайна получает все большую известность и популярность среди творческой молодежи города. На данный момент уже поступило предложение от одного из знаменитых дизайнеров Нижнего Новгорода о проведении лекции в рамках мероприятия. Также планируются периодические встречи с дизайнерами и руководителями студий.

В планах продолжение сотрудничества с предыдущими лекторами, приглашение их на последующие события. Возможно, будет рассматриваться вопрос о прохождение практики студентами университета в студиях и агентствах лекторов.

Дополнительное образование имеет важное значение для жизни человека в обществе, для формирования его личности. Дополнительное образование - это прежде всего система обучения и воспитания, отвечающая интересам и склонностям человека, берущая за основу дополнительные образовательные программы всех уровней, цели и содержание которых не входят в обязательные программы и служат дополнением, всесторонне расширяющим и удовлетворяющим потребности обучающихся, стимулирующим процесс обучения и творческую деятельность.

Мобильная школа дизайна «Перезагрузка» - это проект применяющий инновационные подходы в дополнительном образовании. Проект ставит своей задачей раскрытие потенциала будущего дизайнера, стимулирование дизайнерской деятельности, развитие креативности, формирования творческой личности, способной ставить перед собой и решать неординарные, сложные задачи.