Полный текст статьи
Печать

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения в детском возрасте стало едва ли не самым популярным направлением психолого-педагогических исследований. Это реакция психологов и педагогов на беспрецедентный рост агрессивного поведения и  насилия в детской и подростковой среде.

В нашей стране и за рубежом различные аспекты агрессивного поведения и пути его преодоления в детском возрасте освещены в исследованиях таких авторов, как Р. Бэрон, Н. А. Волкова, А.И. Захаров, О.В. Калинина, Л.Н.Кряжева, Л.Н. Кузнецова, А.А. Люблинская, А.А. Назаретян, Е. Ольшанская, Д. Ричардсон, С.Ю. Чижова, М.П. Якобсон и др. Общим в исследованиях указанных авторов является утверждение о том, что становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс,  в основе которого лежит единый психологический механизм формирования отклоняющегося поведения. Под влиянием комплекса внешних и внутренних факторов риска (их изучению посвящены исследования И.А.Матвеева, П.В. Коновалова, А.Н. Стаценко) агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Важность периода дошкольного детства в формировании агрессивного поведения ребёнка подтверждается исследованиями: зафиксирована зависимость между агрессивностью детей в 5-7 лет и совершением взрослыми людьми преступных агрессивных действий [1]. Именно поэтому современная психолого-педагогическая наука признает значимость профилактической работы с детьми дошкольного возраста. Необходимо констатировать увеличение количества программ профилактики детской агрессии, в том числе ориентированных на работу с дошкольниками (Е.В. Гребенкин, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова и др.). В их основе лежат модели профилактики, направленные на нейтрализацию психофизических и социальных симптомокомплексов детской агрессии.

Разделяя позицию Е.В. Змановской, мы отмечаем ограниченность такого подхода и считаем, что ранняя профилактика должна быть направлена на выявление возможных причин агрессии, т.е. снижение рисков развития агрессивного поведения [2]. В контексте указанного подхода актуальным становится поиск путей и средств снижения рисков агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Анализ рисков агрессивного поведения необходимо начать с установления специфики и взаимосвязи операционных понятий: «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба [3]. Те или иные проявления агрессии встречаются у многих детей дошкольного возраста. Причиной такого поведения является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребёнку осуществить задуманное действие или реализовать своё желание. Очень часто такое поведение ребёнка - дошкольника наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм.

Важно различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное [4]. У дошкольников агрессивность проявляется спонтанно и непроизвольно, как эмоциональная реакция на ситуацию, а не как устойчивая черта личности.

Различение понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным выводам. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями стоит агрессивность как черта личности. С другой стороны, агрессивность не всегда проявляется в агрессивных действиях. Агрессия и агрессивность под влиянием внешних и внутренних факторов риска могут закрепиться и привести к агрессивному поведению как особой форме отклоняющегося поведения.

Таким образом, агрессия и агрессивность находят отражение в агрессивном поведении. Агрессивное поведение – это устойчивые агрессивные действия, которые сложились в стойкую систему поведенческих девиаций; отличаются ярко выраженным поведенческим аспектом проявления агрессии.

В дошкольном возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Особенностью профилактики агрессивного поведения в детском возрасте является принцип ранней профилактики. Ранняя профилактика заключается в выявлении рисков, провоцирующих агрессивное поведение и, соответственно, должна строиться на психолого-педагогической стратегии снижения этих рисков. Снижение риска предполагает его выявление и оценку, а также использование таких психолого-педагогических механизмов, которые бы снижали возможные риски.

Прежде чем представить комплекс факторов риска развития агрессивного поведения, дадим определение понятию «риск», под которым понимаем ситуативную характеристику деятельности, состоящую в неопределенности её исхода и возможных неблагополучных последствиях в случае неуспеха [5].

В современной психологии существует три основных направления исследования рисков. Первое определяет риск как ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха. Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения.

Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий. Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами.

И, наконец, третье направление изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.

Общее в вышеперечисленных подходах заключается в том, что они определяют риск как вероятностную ситуацию, которая может наступить, а может и не наступить. Таким образом, риски агрессивного поведения означают лишь вероятность развития данной формы отклоняющегося поведения, которая актуализируется и становится реальностью при наличии комплекса благоприятных факторов.

Факторы риска агрессивного поведения следует классифицировать на внешние и внутренние в зависимости от места их локализации по отношению к ребёнку.

К внутренним факторам риска относят факторы, обусловленные биологической предрасположенностью к формированию агрессивного поведения, индивидуально-типологическими и личностными особенностями. А именно:

- Родовые травмы, а также нарушения пренатального развития, которые нередко вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешанность и психическую истощаемость ребёнка. На этой почве чаще возникают конфликты ребёнка с окружающими, следовательно, вероятность агрессивного поведения также повышается.

- Наследственные нарушения, например, наличие лишней У-хромосомы у мальчиков, также повышают предрасположенность к агрессивному поведению. Среди других наследственных детерминант называют влияние гормонов (повышенный уровень тестостерона).

- Травмы и органические заболевания мозга, например, черепно-мозговая травма, эпилепсия, опухоль мозга. В ряде случаев формируется расстройство личности по органическому типу. Среди его симптомов — эмоциональные нарушения в виде раздражительности, вспышек гнева и агрессии.

- Психические заболевания, которые в детском возрасте также повышают вероятность агрессивного поведения (детский аутизм, шизофрения и др.).

- Аномалии развития, а также врожденные физические дефекты являются факторами, хронически фрустрирующими ребёнка и затрудняющими его полноценное взаимодействие с другими людьми. Вследствие этого может повышаться склонность к агрессивным реакциям.

- Типологические свойства нервной системы, определяющие темперамент человека — динамическую составляющую его психической жизни. Известно, что наиболее выражена склонность к аффективным реакциям у холериков. Поэтому агрессия для людей с холерическим типом темперамента является типичной реакцией на аффектогенные жизненные ситуации.

- Особенности характера, например, общая активность, повышенная эмоциональность, стремление к доминированию и др. [6].

Таким образом, внутренние факторы риска развития агрессивного поведения имеют непосредственное отношение к самому ребёнку и проявляются как на уровне организма, так и на уровне личности.    

К внешним факторам риска агрессивного поведения относят факторы социального окружения. Для дошкольника это, прежде всего, семья и группа сверстников.

В дошкольном возрасте на развитие агрессивного поведения наибольшее влияние оказывает семья: семейное воспитание, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые демонстрируют родители. Особую опасность представляют семьи, в которых:

- родители систематически  проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребёнку; отсюда вероятность проявления у ребёнка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей, из-за чего дошкольник в собственной жизнедеятельности применяет агрессивную модель поведения (часто конфликтует, дерётся со сверстниками);

- родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания, в результате -  вероятность реактивной (ответной) агрессивности, проявление защитной агрессивности;

- родители не обращают внимания на агрессию, вспыльчивость ребёнка, не контролируют его поведение, отсюда вытекает вседозволенность и проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты;

- родители не дают возможности ребёнку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева, в результате ребёнок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции, как следствие появляется деструктивная агрессивность (насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, внезапные вспышки гнева);

- родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребёнка (например, отрицательно высказываются по поводу педагогов в детском саду), у ребёнка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед, и в результате – проявление агрессивного поведения;

- конфликты между родителями, развод, отсюда вытекает демонстративная агрессивность (привлечение внимания  к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений» [7].

Научаются агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Одним из способов научения агрессивным действиям у сверстников являются игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр. Кроме того, в дошкольном возрасте наиболее характерна реактивность или так называемая ответная агрессивность на действия сверстников. Часто агрессия может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что - либо.

Итак, на становление агрессивного поведения дошкольника оказывает влияние семейное окружение и особенности межличностного общения и взаимодействия со сверстниками; но нельзя оставить без внимания и ещё один фактор, который в последние годы вызывает серьёзную озабоченность  и у родителей, и у педагогов, и у психологов. Это влияние масс-медиа.

Многочисленные научные исследования, подтверждают тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров и компьютеров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Представляют интерес данные, говорящие о том, что в результате проводимого эксперимента исследователи обнаружили значительную связь между частотой просмотра телепередач и агрессивностью детей [8].

Таким образом, развитие агрессивного поведения – сложный и многофакторный процесс. Изучение факторов риска, полнота их учёта и знание механизмов их действия важны для предупреждения и снижения рисков агрессивного поведения в дошкольном возрасте.