Полный текст статьи
Печать

Наиболее полно и основательно, на наш взгляд, причины создания и распространения субкультур в нашей стране проанализированы Л.И. Михайловой. Массовое становление субкультур пришлось на пору кардинальных преобразований в российском обществе, связанных с распадом СССР, утратой национальной идеи, политических идеалов, которыми жили люди на протяжении долгих лет. Но распад СССР был связан не только с политическими преобразованиями: также были потеряны идеалы социалистической культуры, расшатаны патриотические устои нации. Кроме того, наблюдался нравственный кризис, последствия которого мы не можем преодолеть до сих пор. Сдвигались рамки добра и зла, ценности жизни другого человека, снижалась значимость общечеловеческих ценностей (преданность, милосердие, честность), на первый план выходили ценности потребления, эгоцентризм. Ситуацию усугублял рост преступности, связанный с безнаказанностью и размыванием правовых норм [7].

Но, несмотря на все вышесказанное, автор считает, что даже в то трудное время ценностный и социкультурный фундамент нации не был утерян. При этом доминирующая ранее культура утратила свое главенствующее положение, а новая культура формировалась стихийно, носила противоречивый характер: СМИ заполонили передачи, фильмы и музыка развлекательного содержания и низкого вкуса. Мы находились в условиях, когда прежние ценности уже утратили свою значимость, а декларируемые теперь не соответствуют нашему представлению о ценностях и нормах. Именно поэтому создались условия для формирования «культур в культуре» [7].

Стали возникать разнообразные субкультуры, в том числе и контркультуры, которые открыто заявляют о несовершенстве доминирующей культуры. Сюда же относят субкультуры уголовного мира. Широкое распространение контркультур – признак кризисного состояния в обществе. Когда кризис преодолевается, их количество резко снижается. Элементы контркультуры могут иногда вливаться в культуру (например, теперь общество толерантно относится к форме одежды и прически) [7].

Но также стали получать распространение и до сих пор развиваются позитивные субкультуры. Они складываются на профессиональной, территориальной (городские и сельские субкультуры), классовой, возрастной основе. При этом в подобных субкультурах признаются ценности, нормы, взгляды доминирующей культуры, однако продуцируются также новые нормы и ценности [7].

В 90-е годы ХХ века сложились следующие крупные субкультуры: «высокая» (элитарная), «советская», западная, а также ряд маргинальных субкультур (от субкультур преступного характера до мистических сект) [7].

Видим необходимым провести разграничение между понятиями «культура» (доминирующая, господствующая культура), «субкультура», «контркультура» и «маргинальная культура». Существует множество подходов и мнений, мы придерживаемся взглядов Т.Д. Марцинковской, Л.И. Михайловой, Н. Смелзера и др. Данные авторы рассматривают культуру как совокупность идеалов и ценностей (образцов науки, искусства, правовых норм, мировоззренческих позиций), которые разделяет большинство членов общества. Субкультура, сохраняя приверженность значительной части идеалов и ценностей культуры, в некоторых позициях расходится с ней. В будущем вполне возможно, что субкультура превратится в один из культурных мейнстримов (основных течений господствующей культуры). Контркультура резко противопоставляет свои ценности и идеалы доминирующей культуре. Она практически никогда не становится культурным мейнстримом, но может влиять на культуру общества в целом. Маргинальная культура занимает промежуточное положение [6].

Среди зарубежных исследователей субкультур выделим Н. Смелзера. Он указывает на неоднородность культуры и определяет субкультуру как «систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества» [8, с. 67]. Ценности субкультуры влияют на формирование личности ее члена. Автор также подчеркивает, что было бы ошибкой противопоставлять культуру и субкультуру, так как последняя отклоняется от первой, но не противостоит ей. Если же группа вырабатывает нормы и ценности, объективно противоречащие доминирующей культуре, то ее называют контркультурой [8].

Понятие «субкультура» является междисциплинарным, психология в большей степени направлена на исследования ее внутренних признаков (норм, ценностей, идеалов), а не внешних (сленг, ритуалы, имидж).

Д. Хебдидж обращал внимание на активность личности в выборе субкультуры, ее добровольном вхождении в нее [6].

Существует несколько подходов к рассмотрению субкультур. Структурно-динамический подход делает акцент на тех изменениях, которые наблюдаются в субкультуре с течением времени, особенно тщательному анализу подвергаются внешние признаки (сленг, одежда, маркирование). Синергетический подход сконцентрирован на анализе энергетических составляющих субкультуры. Г. Зиммель предложил в отношении субкультур концепцию социального взаимодействия, где одним из первых сориентировался на внутренние признаки субкультуры [6].

Т.Д. Марцинковская полагает, что приобщение к субкультурам связано с поиском своего места  в жизни, самоактуализацией. Возможную смену субкультуры (выход из нее) могут обуславливать достижение целей определенного возрастного этапа, выбор индивидуальной личностной траектории, преодоление кризиса и иные факторы. Если же все эти факторы константны, то человек может очень длительное время принадлежать к определенной субкультуре. С психологической точки зрения, внешние признаки субкультуры являются проявлениями внутренних, дополняют и поясняют их. По мнению автора, культурный мейнстрим вызывает агрессивность субкультуры, если некоторые их ценности противопоставлены друг другу [6].

Молодежные субкультуры охватывают период отрочества, юности и молодости. С.И. Левикова определяет молодежную субкультуру как «культуру, создаваемую самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса» [3, с.2].

Существенная особенность молодежной субкультуры – ее неформальность. Л.В. Шабанов приводит ряд характеристик неформальных объединений молодежи [9, с.34]:

•          спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;

•          самоорганизация и независимость от официальных (формальных)   структур;

•          обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);

•          относительная устойчивость и определенная иерархия;

•          ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;

•          атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе.

Истинные молодежные субкультуры исходят «снизу», не носят коммерческий характер. Причины их возникновения С.И. Левикова видит в том, что сейчас молодой человек может достичь полной самостоятельности (в том числе экономической, профессиональной) только к 30 годам, он вынужден длительное время учиться и пока не может занять свое независимое положение в обществе. Поэтому молодежь ищет выход своей энергии, самобытности в субкультуре. Это выступает показателем взрослости и самостоятельности. Эту идею подтверждает тот факт, что с переходом в самостоятельную взрослую жизнь многие покидают прежние субкультуры [4].

Также С.И. Левикова подчеркивает важность вхождения в молодежные субкультуры тем, что там подросток или юноша учится строить неформальные отношения с людьми, преодолевать трудности в общении и деятельности самостоятельно, без помощи взрослых. «Тягу» к молодежной субкультуре могут вызвать проблемы в школе (вузе), отношения с родителями и т.д. [4].

Принадлежность молодого человека к субкультуре предполагает разделение ее ценностей, норм, стиля жизни, внешнего образа. В обществе молодежные субкультуры сосуществуют с формальными молодежными объединениями [3].

Л.Б. Шнейдер рассматривает молодежные субкультуры как «притяжение молодых единомышленников, построенное на сходном мировосприятии и поведенческих паттернах, похожих ментальных и физических способах самоутверждения и единообразном построении своего визуального образа» [9, с. 55].

Молодежные субкультуры оказывают значительное влияние на самосознание, самоуважение человека, так как субкультурные группы выступают для человека в качестве значимых (референтных) [10].

Молодежная субкультура разнообразна, экспериментальна, она создает поле проб и ошибок для познания себя. Молодежь осознает несовершенство мира, однако понимает, что не владеет средствами его глобального совершенствования. Поэтому она меняет себя, пространство вокруг себя или создает собственный «мирок» с близкими по духу. Посредством создания и погружения в субкультуры молодые люди продуцируют собственный образ мира.

Молодежные субкультуры своеобразны в идейном плане, выдвигают собственные нормы, ценности, модели поведения, способствующие социальному самоопределению личности [5].

Молодежные субкультуры формируются на возрастной, профессионально-деятельностной, а также социальной основе. Одним из важнейших отличительных признаков субкультуры является система ценностей. Она складывается из общечеловеческих ценностей, ценностей, усвоенных в семье. Отметим, что возможна трансформация ценностей. Так, у молодежи часто регистрируют тягу к легким деньгам, красивой жизни, приключениям разного характера, приоритет собственных интересов [10].

Молодежные субкультуры чаще всего зарождаются в подростковом возрасте, так как в них подросток может почувствовать себя взрослым, свободным. Подчеркнем, что молодежная субкультура выполняет важнейшую функцию автоматизации ее членов. В юности происходит не только ценностное самоопределение, но и телесное. Именно поэтому представители молодежных субкультур создают собственный стиль одежды, прическу, знаки отличия, осуществляют наращивание / снижение мышечной массы, маркирование тела, вербальную и невербальную агрессию [5].

В настоящее время все чаще  наблюдается стремление молодежных субкультур к мирному уживанию с другими субкультурами и обществом в целом. Кроме того, все большую популярность приобретают движения, направленные на преодоление негативных социальных явлений (коррупцию, экологические проблемы, бедность и др.) [5].

Т.Д. Марцинковская отмечает, что субкультуры, сформированные на возрастной основе или близости узких интересов (геймеры, аниме и др.), как правило, не долговечны, так как изменившиеся задачи развития или расширившиеся интересы приводят к размыванию этой субкультуры. Кроме того, в таких субкультурах групповая идентичность «давит» на личностную идентичность, так как способствует нивелированию ее значимости, уникальности.

Но существуют иные субкультуры, основанные не только на общности идеалов и ценностей, но и на объединяющем и сплачивающем продуктивном виде деятельности (общественная работа, искусство, наука, спорт и т.д.). Такие объединения устойчивы, в них не «притупляется» индивидуальность каждого человека, а используется на благо и развитие такой субкультуры. Подобная субкультура, как дом складывается из отдельных кирпичиков, состоит из индивидуальностей ее членов. Опасность ее распада связана с уходом ее членов [6].

Л.И. Михайлова предлагает отдельно рассматривать молодежную субкультуру в целом как  совокупность молодежи, объединенной ценностями, позициями, отличительными знаками, вкусами, проявляющимися в досуговой (внеучебной, нетрудовой) сфере, не затрагивающими семейных и трудовых отношений.

В целом для молодежной субкультуры характерно отделение ее ценностей, убеждений и идеалов от взглядов старшего поколения. Молодежь именно в досуговой деятельности все чаще находит выход для проявления своей индивидуальности. Досуг заполняется самосовершенствованием, творчеством, общением, развлечениями и т.д. Причем, потребление в молодежной субкультуре значительно преобладает над творчеством  [7].

Особенного внимания заслуживает студенческая молодежная субкультура, так как она наиболее восприимчива и показательна в плане нравственного состояния всего общества. Начиная с 90-х годов ХХ века, исследования показывают снижение активности молодежи в плане общественной деятельности, ориентацию на сиюминутную прибыль, а не будущие профессиональные достижения [7].

Существует довольно много классификаций молодежных субкультур. Интересна типология, предложенная С.А. Сергеевым. Она включает такие типы как романтико-эскапистский, гедонистическо-развлекательный, криминальный, анархо-нигилистический [2].

Исходя из того, какие поведенческие механизмы преобладают  в субкультуре, выделяют досуговые, музыкальные, политизированные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, криминальные субкультуры, а также контркультуру [10].

Интересную классификацию приводит Л.И. Михайлова. Она предлагает выделять молодежные субкультуры по социально-правовому признаку:

- просоциальные – социально-активные с положительной направленностью деятельности (молодежные объединения экологической, добровольческой, профессиональной направленности);

- асоциальные – социально-пассивные (музыкальные субкультуры, фанаты, байкеры и др.);

- антисоциальные – направлены против государства и его членов (нацисты, скинхеды и др.) [7].

На основе группового признака З.В. Синкевич предлагает выделять молодежные субкультуры: по образу жизни - «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры); по способам времяпрепровождения; по социальной позиции – «зеленые», молодежные политические движения; по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.) [1].

Таким образом, проведенный анализ психологических характеристик современных молодежных субкультур, позволяет сформулировать следующие ниже выводы:

•          молодежная субкультура – это совокупность молодежи, объединенной ценностями, позициями, отличительными знаками, вкусами, проявляющимися в досуговой (внеучебной, нетрудовой) сфере, не затрагивающими семейных и трудовых отношений;

•          молодежная субкультура имеет внешние (имидж, сленг, формы поведения) и внутренние (нормы, ценности, установки, идеалы) признаки;

•          молодежная субкультура разделяет большую часть идеалов, ценностей, норм, принятых в доминирующей культуре, но в некоторых позициях расходится с ней;

•          молодежная субкультура – этап социализации (или псевдосоциализации) личности, это поле для проявления взрослости, индивидуальности, творчества, самобытности;

•          существует большое количество классификаций молодежных субкультур, в частности, выделение просоциальных, асоциальных и антисоциальных субкультур.