Полный текст статьи
Печать

Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами таких известных авторов, как Е.Н. Винарской, Е.М. Мастюковой, Л.В. Лопатиной, О.Г. Приходько, Е.Ф. Архиповой и других авторов. Прежде чем начать раскрывать проблему коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией, необходимо остановиться на вопросах онтогенеза лексико-грамматической стороны речи и дизонтогенеза лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией.

Оценка уровня развития лексической стороны речи ребёнка определяется показателями количественного и качественного изменениями словаря. Важно оценивать не только умение пользоваться достаточно большим количеством лексем, но и сформированность навыков словообразования. Становление лексической стороны речи ребёнка зависит от нескольких факторов. Это в первую очередь социальная среда, в которой воспитывается ребенок, речевое окружение, обеспечивающее активность речевой практики. А также особенности возрастного и психического развития ребёнка, так как каждый этап детского развития характеризуется речевыми новообразованиями [1].

Количественный рост словаря обусловлен всегда обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением ведущего вида деятельности, изменением формы и содержания общения с окружающими близкими людьми. В отечественной и зарубежной психологии и психолингвистике отмечаются значительные расхождения в оценке показателей объема словаря и его норм его увеличения в детском возрасте. Это объясняется тем что существуют индивидуальные особенности становления словаря у детей в зависимости от социальных условий их жизни, общения, обучения и воспитания [2].

Многие авторы указывают на то, что в дошкольный период происходит  резкое увеличение объёма лексики. Изменение наблюдается в основном с учётом активного словаря. Так активный словарь ребенка пяти лет имеет 3000 - 4000 слов. При этом семантика используемых слов ещё уточняется. По мере роста речевого опыта общения  постепенно формируется «чувство языка», как способность к словотворчеству, словоизменению и словообразованию [3].

А.Н. Гвоздев определяет словарь старшего дошкольника как национальную языковую модель. Он связывает это с усвоением ребенком основных моделей родного языка. По мнению Гвоздева А.Н.  у дошкольника формируется «ядро словаря», которое в дальнейшем развитии мало меняется [2].

В дошкольном детстве дети постепенно начинают усваивать значение многозначных слов, различать их. Усваивается в основном предметная отнесенность слова без абстракции и обобщений. Л. С. Выготский, изучая и описывая детскую речь, выявил, что одно и то же слово при одинаковой определённости с предметом обозначает для ребенка разного возраста различные явления. Он показал, что за значением слов стоят разнообразные формы речевого опосредования: эмоционально-образные и логические [4].

Обогащение детского словаря происходит и за счет развития процесса словообразования. Так дошкольники  шести лет свободно выполняют подобные упражнения. Они уже могут образовать различные части речи при помощи флексий [5].

Таким образом, развития психики и модификация контактов с миром, изменение опыта и социальных условий жизни, ведущих видов деятельности ребенка определяет формирование словаря, изменение его в количественном и качественном аспектах. Для нормального формирования грамматических основ детской речи необходим достаточный уровень развития когнитивных процессов, в первую очередь мышления. В работах А. Н. Гвоздева выделяются основные периоды формирования грамматического строя речи детей и их характеристики [2].

В исследованиях, проведенных Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой, были выявлены особенности лексико-грамматического недоразвития у детей с дизартрией. Возникающие сложности в двигательной сфере у дошкольников с дизартрией вызывают недоразвитие активного словаря. Накопление слов и их форм происходит медленно. Дошкольники с дизартрией с трудом усваивают значение слова, значительно затруднено усвоение обобщающих слов.

Несформированность способности к словоизменению по родам, числам, падежам различных частей речи у дошкольников с дизартрией характеризуется неоднородностью, вариативностью проявления: от незначительной задержки формирования морфологических и синтаксических основ языка до выраженных нарушений в экспрессивной речи [6].

 Е.Ф. Архипова в своих исследованиях выявила основные особенности грамматического строя речи у дошкольников с дизартрией: ошибочное употребление родовых, числовых, падежных окончаний; неправильное использование предложно-падежных конструкций. При этом у дошкольников с дизартрией выявляются как общие, так и типичные аграмматизмы.  Имеются трудности употребления отдельных грамматических форм и категорий, искажается структура предложений, имеются пропуски предлогов, второстепенных членов предложения, не соблюдается порядок слов в предложении [7].

Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи при дизартрии осуществляется как единый неразрывный  педагогический процесс. В обязательном порядке данный процесс включает обследование, которое строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии. Диагностика осуществляется с учетом речевых и неречевых нарушений,  общего психоневрологического состояния ребенка и возраста [8]. Во время диагностического процесса необходимо выявить: объем пассивного и активного словаря, степень сформированности грамматического строя речи, проанализировать характер выявленного нарушения в сопоставлении с нормативными показателями.

При обследовании лексического запаса важно не только выявить количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить способы употребления их в речи.

При обследовании грамматического строя речи ребёнка с дизартрией необходимо проверить сохранность грамматических форм, которыми овладел ребенок. Также необходимо обследовать умение согласовывать прилагательные, числительные с существительными, образовывать притяжательные прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением [9].

Основы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями в том числе детей с дизартрией представлены в работах Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и других методологов по организации логопедической работы..

Формирование речи основывается на следующих положениях:

  1. Учет онтогенетических закономерностей речевого развития;
  2. Дифференцированный подход в коррекционной работе;
  3. Единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности в деятельности;
  4. Системное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и личностную сферу развития занимающегося [8].

Задачи и содержание коррекционной работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей. Методика и содержание каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на имеющиеся у ребенка способности [9]. На основе указанных положений коррекционная работа по устранению лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией осуществляется по следующим направлениям: расширение объема словаря, формирование структуры значения слова, развитие лексической системности и семантических полей, формирование парадигматических и синтагматических связей слов, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова,  развитие словоизменения [6]. Важным условием развития и обогащения словаря детей с дизартрией является формирование восприятия и представления их об окружающем мире, предметах и явлениях в нём. Е.М. Мастюкова предлагает осуществлять коррекционно-логопедическую работу по формированию словаря поэтапно. На первом этапе осуществляется первичное ознакомление ребенка с предметами, их изображениями и действиями с ними. На втором этапе детей знакомят с качествами и свойствами предметов. На третьем этапе формируют видовые и родовые обобщения и понятия на основе выделения существенных признаков предметов, понимать многозначные слова, овладевать синонимами, антонимами. Формируют умение правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных речевых контекстах. Развитие логико-грамматических отношений в связной речи. Развитие грамматических навыков у дошкольников с дизартрией осуществляется с учетом онтогенетической последовательности появления форм слова в детском возрасте [8].

Таким образом, методические аспекты обследования и коррекции  лексико-грамматического недоразвития у детей с дизартрией остаются актуальными среди отечественных логопедов и в наше время. Обследование и дальнейшая коррекционная работа должны строиться с учетом общих методологических принципов, осуществляться по общим направлениям, признанных в логопедии.