Полный текст статьи
Печать

Гармонично развитая устная речь является одним из показателей готовности к обучению в школе, а также условием успешности обучения. Однако анализ современной литературы и логопедической практики свидетельствует о неуклонном росте численности детей с задержкой психического развития (далее по тексту ЗПР), для которых характерно отставание в психическом, моторном и речевом развитии. Раннее включение детей с ЗПР в процесс коррекционно-воспитательной работы способствует: коррекции отдельных отклонений, коррекции речевых нарушений, развитию потенциальных возможностей, преодолению социальной дезадаптации и подготовке детей к обучению в традиционной массовой школе.

Для детей с ЗПР характерны следующие речевые нарушения [1]:

- нарушение звукопроизношения;

- трудности автоматизации звуков;

- преобладание межзубного и бокового произношения свистящих с, з, ц и шипящих ш, ж, ч, щ звуков;

- оглушение звонких согласных звуков;

- смягчение твердых согласных звуков (палатализация);

- отмечается недостаточность речевой моторики;

- трудности речеслухового восприятия и фонематических функций, трудности при дифференциации слогов и фонем;

- смешения звуков; наиболее распространены смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л);

- не сформированность процессов интонационной выразительности речи;

- нарушение лексического строя речи.

Разнообразие структуры фонетического дефекта у детей дошкольного возраста с ЗПР определяет основные направления коррекционного воздействия, которое включает работу по развитию речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики, развитие интонационной выразительности речи в сочетании с развитием лексического строя речи.

Анализ методической литературы и логопедической практики показывают необходимость поиска новых технологий, поэтому актуальной является разработка программы развития лексического строя речи  и логопедическая помощь детям дошкольного возраста с ЗПР.

Нами было организовано и проведено исследование, нацеленное на  разработку программы развития лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В основе исследования лежит предположение, что логопедическая работа по развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективна при условии разработки и реализации программы, включающей:

  1. Развивающие лексические занятия с использованием технологии «Синквейн».
  2. Индивидуальные логопедические занятия по методике «Мнемотехника».

Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад компенсирующей направленности №109 г. Кирова. В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 5-6 лет. Из них 8 мальчиков и 6 девочек. Дети имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии: задержка психического развития. У детей наблюдается речевое нарушение. Все посещают группу компенсирующей направленности три месяца.

Нами был организован эксперимент, который проводился в три этапа:

  1. Констатирующий эксперимент по исследованию уровня развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для исследования была разработана диагностическая методика «Методика выявления уровня сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста» на базе методики психолого-логопедического обследования речи Г.А. Волковой. Методика включает 11 субтестов, которые направлены на исследование пассивного словаря (3 теста), активного словаря (8 тестов) [2].

Для обследования усвоения программного материала по лексическим темам был разработан тест на основе теста С.Г. Шевченко «Усвоения программного материала по лексическим темам» [3].

  1. Формирующий эксперимент: разработка и апробация программы развития лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Контрольный эксперимент: анализ эффективности программы развития лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В рамках констатирующего эксперимента нами был выявлен уровень сформированности лексики и уровень усвоения программного материала по лексическим темам у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Процентное распределение результатов обследования уровня сформированности лексики и усвоения программного материала по лексическим темам у детей дошкольного возраста с ЗПР

Уровень

Сформированность лексики, %

Усвоение программного материала по лексическим темам, %

Высокий

7

13

Средний

36

42,5

Низкий

57

44,5

Результаты обследования дошкольников с ЗПР по тесту «Методика выявления уровня сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста» (Г.А. Волкова) свидетельствуют, что у 7% испытуемых выявлен высокий уровень сформированности лексического строя, у 36% наблюдается средний уровень, а у 57% детей низкий уровень сформированности лексического строя речи. При ответах на вопросы дети допускали неточности. Наибольшие затруднения возникали при подборе антонимов к глаголам, к прилагательным. Большинство детей не могли узнать предмет по его словесному описанию. Также детям трудно было назвать: «кто как передвигается» и «кто как голос подает». Не могли назвать одним словом группу однородных предметов. Затруднялись подобрать прилагательные к существительным. Особенно возникали трудности при подборе однокоренных слов. Наименьшие затруднения вызывали задания, направленные на проверку пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о трудностях формирования лексического строя речи у дошкольников с ЗПР.

Результаты обследования детей по методике «Усвоение программного материала по лексическим темам» (С.Г. Шевченко) показывают, что 13 % дошкольников с ЗПР усваивают материал по лексическим темам на высоком уровне, 42,5% - на среднем уровне и 44,5% - на низком уровне. При ответах на вопросы, дети правильно отвечали не по всем лексическим темам. Большинство затруднялось ответить по следующим лексическим темам: своя фамилия, имя и отчество и родителей; зимующие и перелетные птицы; домашние и дикие животные; домашний адрес; моя родина; обувь, одежда и головные уборы и другие.

Следовательно, дошкольники с ЗПР испытывают трудности в усвоении лексических тем, имеют низкий уровень сформированности лексического строя речи, что проявляется в низкой речевой активности, ограниченности словаря, неполноценности понятий, низком уровне практических обобщений,  допуске ошибок при использовании даже имеющихся в активном словаре слов, что в свою очередь связано с неточным, а иногда и неправильным пониманием смысла слов.

Таким образом, необходима специальная работа специалистов, педагогов и родителей по развитию лексического строя речи у дошкольников с ЗПР.

На втором этапе экспериментального исследования нами была разработана и апробирована программа развития лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. За основу программы была взята работа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» [3].

При разработке коррекционной программы нами были использованы принципы:

1)              принцип системного воздействия на моторное, психическое, сенсорное, речевое развитие и на личность ребенка;

2)              принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

3)              принцип учета структуры речевого нарушения;

4)              принцип учета детско-родительских отношений, их максимальное использование.

Этапы реализации программы:

- мониторинг уровня сформированности лексики и усвоения программного материала по лексическим темам;

- учет индивидуальных и психофизических особенностей дошкольников с ЗПР;

- разработка игр, игровых упражнений, наглядного материала;

- разработка перспективного плана работы с дошкольниками с ЗПР;

- включение в непосредственно-образовательную деятельность логопедических игр и упражнений;

- тесная связь с педагогами (психологом, музыкальным руководителем, физкультурным работником);

- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Таким образом, программа коррекционной логопедической работы по развитию лексического строя речи детей с ЗПР включает три взаимосвязанных блока: воспитательно-образовательный процесс (непосредственно-образовательная деятельность, игры, упражнения); индивидуальная работа с детьми с ЗПР; взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения.

В программе использованы приемы игровой терапии, физкультминутки, работа над артикуляцией, дыханием, фонацией, развитием словарного запаса детей с ЗПР.

При организации занятий в течение учебного года по данной программе необходимо проводить два занятия в неделю: одно фронтальное занятие по ознакомлению с окружающим миром с составлением дидактического синквейна и одно индивидуальное занятие по развитию речи с использованием логопедической технологии «Рече-кубики».

Технология «Дидактический синквейн» способствует коррекции речевой системы. При этом развивается не только экспрессивная речь детей, но и обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы.

В программе представлен план составления дидактического синквейна по каждой лексической теме (деревья, листья, овощи, огород, фрукты и ягоды, сад, дом и его части, животные жарких стран, День защитника Отечества, семья, мамин праздник, профессии). Например, синквейн по теме «День защитника Отечества» включает строки:

1. Название - праздник.

2. Описание - мужской, почетный.

3. Действие - радует, дарит, восхищает.

4. Отношение к теме - я люблю поздравлять мужчин с праздником.

5.  Обобщающее слово - мужчины, Родина, защищать.

Необходимо отметить, что вначале работа по составлению синквейна организуется в парах и малых группах, затем – индивидуально. Важно подключить к данной работе родителей: провести консультации и мастер-классы по составлению синквейна.

Использовались различные варианты работы с дидактическими синквейнами:

-  составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

-  составление синквейна по прослушанному рассказу;

-  коррекция и совершенствование готового синквейна;

-  анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).

Работу с дидактическим синквейном необходимо проводить в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

В работе по развитию лексического строя речи нами использовалась методика «Мнемотехника» в модификации «Рече-кубики» [4]. «Рече-кубик» – это серия кубиков с постоянными или съемными картинками по разным лексическим темам (например, грани «Рече-кубика» по теме «Осень»: 1. Солнце и небо. 2. День и ночь 3. Деревья. 4. Птицы. 5. Звери. 6. Люди). Использование данного приема при коррекции речи способствовало развитию фразовой речи, освоению конструкций сложных предложений, обогащению словарного запаса, овладению навыками словообразования и словоизменения.

В программу логопедической работы включены рекомендации для родителей и педагогов по речевому общению с ребенком с ЗПР, по подготовке артикуляционного аппарата (артикуляционной гимнастике), формированию речевого дыхания (дыхательные упражнения и игры), формированию правильного носового дыхания (дыхательная гимнастика), по организации занятий педагогами, а также организации работы родителей с детьми при выполнении домашних заданий по лексическим темам.

Для определения эффективности программы развития лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в рамках контрольного эксперимента нами был проведен повторный замер показателей сформированности лексики и усвоения программного материала по лексическим темам. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Процентное распределение результатов обследования уровня сформированности лексики и усвоения программного материала по лексическим темам у детей дошкольного возраста с ЗПР до и после воздействия

Уровень

Сформированность лексики, %

Усвоение программного материала по лексическим темам, %

До воздействия

После воздействия

До воздействия

После воздействия

Высокий

7

35

13

38

Средний

36

65

42,5

44

Низкий

57

-

44,5

18

Из анализа представленных результатов следует, что у 57% испытуемых до воздействия наблюдался низкий уровень сформированности лексики, после воздействия низкий уровень сформированности лексики не был выявлен. До проведения программы развития лексического строя речи средний уровень сформированности лексики наблюдался у 36% испытуемых, после проведения воздействия выявлен у 65% испытуемых. Высокий уровень сформированности лексики до воздействия наблюдался у 7% испытуемых, после проведения программы коррекции высокий уровень сформированности лексики наблюдается у 35% испытуемых. При ответах на вопросы дети уже меньше допускали неточности и затруднения. С легкостью узнавали предмет по его словесному описанию, называли одним словом группу однородных предметов, однако еще возникали трудности при подборе однокоренных слов.

Необходимо отметить, что уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем усвоения материала по лексическим темам (с 44,5% до 18%), возросло  количество детей со средним уровнем (с 42,5% до 44%) и высоким уровнем. усвоения программного материала по лексическим темам (с 13% до 38% испытуемых). При этом дети правильно отвечали на вопросы почти по всем лексическим темам, однако еще встречались затруднения по некоторым лексическим темам (зимующие и перелетные птицы; домашние и дикие животные; моя родина; обувь, одежда и головные уборы и др.).

Для сопоставления результатов сформированности лексики и усвоения программного материала по лексическим темам у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с дизартрией до и после воздействия был использован статистический критерий Т-критерий Вилкоксона. Достоверно установлено изменение результатов сформированности лексики  и усвоения программного материала по лексическим темам в сторону высоких показателей (р<0,05), что доказывает эффективность проведенной коррекционной работы по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Таким образом, можно сказать, что возросла речевая активность и динамическая организация речи. У детей отмечается расширение как пассивного, так и активного словарного запаса. Дети научились понимать смысл слова и фразы, что говорит нам об усвоении лексических категорий. Одним словом, дети научились обозначать не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Активизация в речи пассивного словарного запаса свидетельствует нам о расширении знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется развитием речевой и познавательной деятельности.

Следовательно, логопедическая работа по развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР эффективна при условии разработки и реализации программы, включающей следующие направления: развивающие лексико-грамматические занятия с использованием технологии «Синквейн»; индивидуальные логопедические занятия по методике «Мнемотехника».