Полный текст статьи
Печать

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, вырабатывал из себя стойкого человека. (А. Дистервег)

«Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он старательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». А.С. Макаренко «Воспитание в труде» 

В целях приобщения учащихся к творчеству нужна хорошо продуманная система эстетического воспитания на уроках технологии, которая помогает развивать художественный вкус учащихся, учит понимать народное искусство, побуждает строить жизнь по законам красоты.

Учащиеся только тогда переживают по-настоящему радость труда, когда они своими руками создают красивые изделия. Чтобы добиться такого положения, учащиеся должны ясно представлять себе, как должно выглядеть отлично выполненное трудовое задание. Изготовленное изделие должно отвечать своему назначению и технологичности. При этом под технологичностью понимаем наиболее рациональный и доступный способ изготовления отдельных деталей или изделия в целом.

  Детям свойственно желание внести что-то новое и посмотреть результат собственного поиска. Воплощая свои замыслы в конкретные изделия, учащиеся, преодолевая трудности,убеждаются в своих возможностях.

Мы  второй год работаем по новым учебным программам  ФГОС. Авторы учебника Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Технология ведения дома» - М. :Вентана-Граф, 2013.

Воспитательный результат урочной и внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде  деятельности. 

1. Проявление творческой активности учащихся на уроках.

Например, в 5-х классах:по первому разделу «Оформление интерьера» выполняем творческий проект «Планирование кухни-столовой». Девочкам нравится эта тема. Вначале выполняются эскизы проекта в тетради и в альбоме. Знакомимся с видами планировки, с зонами цветовым решением на кухне. Затем выполняется практическая работа. Некоторые проекты выполнены очень хорошо, с участием  родителей.

По второму разделу: «Кулинария» выполняем проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи».Тема:«Сервировка стола» - когда беседую с детьми о сервировке стола и правилах поведения, поясняю, что вкусно приготовленная пища доставляет наслаждение лишь в том случае, когда стол красиво накрыт.

Скатерть должна быть чистой, при ее подборе необходимо учитывать сочетание с посудой.  Интересное задание - составление меню, например: каша рисовая, какао с молоком, бутерброд с маслом и сыром.  Учащиеся проявляют интерес и творчество в этой работе. 

Тема: Форма нарезки овощей. На уроках кулинарии показываю формы нарезки овощей.  Зная форму нарезки овощей, учащиеся самостоятельно делают из овощей и других продуктов: поросенка, петушка, мышат, жирафа, грибок, цветы и др. 

Домашнее задание: сделать сюрприз своим  родственникамдома - приготовить любое блюдо и красиво его оформить. После чего родители, отведав это блюдо, пишут отзывы и ставят детям оценку. В докладах знакомят с  интересными рекомендациями, рецептами блюд.


2.Создание изделий из текстильныхматериалов. Материаловедение. 

На занятиях по теме «Материаловедение» школьники знакомятся с текстильными волокнами, видами ткацких переплетений.

Например, 5 класс – тема: «Производство текстильных материалов». Цель урока: Формировать представление о тканях, как о двух системах нитей основы и утка. Итогом урока становится лабораторно-практическая работа.

В 5-7 классах раздел  «Конструирование и моделирование одежды». 

Конструирование одежды – одно из основных направлений организации творческой деятельности учащихся. При изучении конструирования швейных изделий строим чертежи фартуков, юбок, ночной сорочки, платья, блузки. Чертежи выполняют в масштабе I:4 и в М 1:1.  Большое внимание уделяемвыработке  графических умений и навыков, на правильное оформление чертежей в соответствии с требованиями ГОСТ, а также формируем практические умения при снятии мерок. Таким образом, учащиеся получают знания о масштабах,  правилах снятия мерок фигуры и правильной их записи; о прибавках, учитываемых при построении чертежа изделий; формах расчета и построения чертежа.

Интересная тема является моделирование на основе изготовленного чертежа - изменение, улучшение форм различных конструктивных элементов и деталей изделия.  Здесь можно изменить форму деталей (например, карманы, воротник).  Занятия по моделированию одежды – это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческой фантазии, художественного вкуса. При изучении моделирования учащиеся получают познавательные сведения об истории развития одежды, ее классификации, об особенностях разработки моделей в соответствии с назначением одежды, сезоном, фигурой человека. Учащиеся знакомятся с работой художника – модельера, учатся подбирать ткань к разработанной модели. 

  1. Изготовление  швейных изделий.       

  При выборе ткани для пошива изделий учитываем соответствие материала его назначению, индивидуальным особенностям каждого. При обьяснении используем иллюстрации, плакаты, видеофильмы, наглядные пособия. Делаем акцент на то, что основной тон ткани должен гармонировать с цветом кожи, глаз, волосами. Брюнеткам и шатенкам подходят ткани светлых и ярких тонов, например: желтый, светло – оранжевый, нежно – розовый, белый, светло – зеленый, бежевый, серый, красный. А блондинкам идут синие, зеленые, светло – фиолетовые, красно – фиолетовые цвета в зависимости от цвета лица.

Раскрой. 

Очень ответственная операция – раскрой. Она требует не только знаний и умений, но и творчества. Учащиеся самостоятельно производят раскладку выкройки на ткани.  Результаты активной творческой деятельности – получение разнообразных форм изделий.  
В зависимости от возраста учащихся, раскрой и пошив изделий усложняется. Так, например, девочки 5 класса занимаются изготовлением фартуков; 6 класса– изделия на основе выкройки ночной сорочки (платье, блузку, халат); 7 класса – юбки.

 

Обработка швейных изделий. 

 Интерес учащихся поддерживается и на протяжении всей работы – от начала шитья до окончательной обработки. Здесь от школьников требуется точная и аккуратная технологическая обработка изделия.

Важно научить исправлять недостатки, выявленные во время примерки. На уроках используем наглядные пособия: таблица устранения основных недочетов прямой юбки, выявленных в процессе примерки.  Обязательно проводится вводный инструктаж по технике безопасности при работе с режущими и колющими предметами (иголками, булавками, ножницами). При подготовке юбки к примерке, учащиеся попарно выполняют примерку, устраняют недочеты.

В 5 класс – тема: «Пошив фартука. Обработка концов пояса». Цель урока – повторить обтачной шов, его назначение, отличие от стачного. Научить обрабатывать пояс и его концы. По ходу урока провожу вводный инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Задача учащихся – правильно обработать пояс, предварительно сметывая эти детали вручную.

6 класс – тема: «Плечевое изделие. Обработка вытачек, плечевых и боковых швов». Цель урока: дополнить и систематизировать знания о способах соединения и обработки деталей с учетом целевого назначения изделия и ткани. В качестве наглядных пособий использую образцы швов.

Заключительная отделка. 

На заключительной стадии обработки изделия обращаю внимание на егоокончательную отделку. Всегда вызывает интерес художественное оформление изделия отделочными материалами или вышивкой и аппликацией. 

8 класс – тема: «Декоративно-прикладное творчество. Вышивка», на уроках используются современные ТСО, демонстрируем презентации, наглядные пособия.

 Если возникают трудности в работе, то задача учителя помочь детям справиться с ними.

 Выполняем перевод рисунка на ткань с использованием кальки и копировальной бумаги.   Учащиеся по выбранному рисунку самостоятельно выполняют вышивку разными видами швов. 

Творческое отношение к труду воспитывается и при обсуждении уже готовых изделий. Учащиеся   на уроках технологии   воплощают свои творческие замыслы в конкретных изделиях.

  После выполнения задания учащиеся работают парами, чтобы проверить качество изделия своих одноклассников.   В каждом классе проводим «Защиту творческих проектов» по выбранным темам и выставку работ учащихся. 


4. Творчество учителя для достижения данной цели. 

  Я стараюсь, чтобы дети проявляли творчество, фантазию, выдумку, но и сама стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересны для учащихся.  Для этого предлагаю: кроссворды, головоломки, ребусы, загадки, анаграммы, игры по темам.

На уроках использую пособие для учителей И.П. Арефьева «Занимательные уроки технологии для девочек». М.: Школьная пресса, 2005. («Школа и производство. Библиотека журнала»).

   Творческая активность учащихся проявляется по всем разделам программы «Технология». В последнее время широко дискутируются вопросы  «педагогики сотрудничества»,    «педагогики сотворчества».  Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели — всестороннего гармонического развития личности.

  Для формирования творческой личности школьника я стараюсь использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

  • Объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, опыты, таблицы и др. Это способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
  • Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.
  • Проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, какие для этого буду использовать методические приемы для развития внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников   на данном уроке. 

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются:

  1. метод проектов;
  2. использование на уроках современных ТСО.

Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. 

Повышение технологической грамотности и формирование устойчивого интереса учащихся к данной форме учения является важной педагогической задачей. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

    Творческий проект — это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта. 
На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.  Презентация позволяет учителю не только читать лекцию, но и вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме - тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уже давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления - это новый материал на уроке.

     На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - демонстрируются видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин.

     В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» - показ презентации о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения.

     В 7- 8 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды.

Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Например, сообщение о том, что чай как напиток был известен еще 3000 лет до нашей эры, а в России появился в 17 веке; кофе прописывали лекари как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его пили, в плитках шоколад появился в продаже 1659 году, «Чёрный как ночь, горячий, как огонь, чистый, как ангел, сладкий, как поцелуй любви» - эти слова являются яркой характеристикой свойств кофе, шелковое волокно производят куколки невзрачной на вид бабочки под названием Тутовый шелкопряд, сырьем для многих современных тканей служит газ, уголь и древесина и т.д.

Завершающий этап творческого проекта: расчет себестоимости изделия, с учетом затраченных средств на использованные материалы. Сравнение стоимости изделия, изготовленного своими руками со стоимостью подобного изделия в магазине.

  • анализ экономического расчета (удалось ли сэкономить семейный бюджет);
  • рассчитать прямые материальные расходы (на приобретение ткани, ниток, игл, пялец и др);
  • косвенные (на расход электроэнергии при освещении вашего рабочего места).

Результативность опыта

На протяжении 10 лет я использовала эти и другие приемы активизации творческой деятельности школьников на уроках и во время проведения внеурочных занятий, которые применяла на разных этапах обучения, старалась согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса. 

Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появилась устойчивая заинтересованность к технологическому творчеству. 
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.    Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. 

Технологическое творчество стало доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников иногда могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих мотивацию к технологической творческой проектной деятельности.

Ожидаемый результат: 1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности; знание правил техники безопасности при работе с различными художественными материалами; качественное изготовление поделок своими руками; бережное отношение к природным и художественным материалам; умение применять теоретические знания на практике; 2.Сформированность коммуникативных компетенций.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Результаты внеурочной деятельности:

  • развитие личности, бережно относящейся к окружающей среде, с чувством ответственности и уверенности в своих силах, обладающей навыками культуры труда с позитивным отношением к трудовой деятельности;
  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;

Развивается индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Прав был В. А. Сухомлинский: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда».