Полный текст статьи
Печать

Новые, инновационные технологии все больше и глубже проникают в повседневную жизнь. В организации учебного процесса в школе все сильнее чувствуется влияние современных информационных технологий, внедряются инновационные проекты в повседневную деятельность образовательных учреждений. Одной из таких инноваций являются электронные школьные дневники или журналы, которые служат одним из инструментов взаимодействия учителя с родителями.

В соответствии с требованиями ФГОС, система взаимодействия учеников, учителей и родителей должна быть прозрачной, регулярной и эффективной, направленной на формирование личностных качеств будущего гражданина страны. Именно поэтому, сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества необходимо внедрять все ее компоненты в школу [1].

Традиционно каждый из нас привык, что школьный дневник – это неотъемлемая часть школьных принадлежностей. Однако, современные школьники пользуются электронной почтой или смс-сообщениями, они запросто находят всю нужную им информацию в сети Интернет. Если на протяжении многих лет дневник считался единственным эффективным способом информирования родителей об успеваемости детей, то теперь на смену обычному дневнику приходит дневник электронный.

Основная задача внедрения в школьную практику электронного журнала – это удобство во взаимодействии учителя и родителей, которое выражается в том, что:

1.        Родители и учащиеся имеют возможность узнать расписание уроков, домашнее задание, намечающиеся в школе мероприятия.

2.        Родители могут контролировать успеваемость своих детей, опоздания, прогулы.

3.        Возможность подписки на SMS оповещения, чтобы быть в курсе школьной жизни своего ребенка.

4.        Интерактивное общение с администрацией школы и учителями.

5.        Школьники могут увидеть расписание на неделю и текущее домашнее задание. Также посмотреть свой рейтинг по оценкам за год, месяц и неделю, что способствует стремлению к улучшению своих показателей в сравнении с другими детьми и повышению их мотивации.

6.        Учителя получают возможность быстрого и удобного общения с родителями, а сама система электронного журнала помогает составлять отчеты по успеваемости, просчитывать рейтинги и даже провести электронные тесты с учениками, отсутствующими в школе.

7.        Работа со школьным журналом уже не такое нудное занятие. А система электронного журнала с разделением прав доступа для пользователей сохраняет конфиденциальную информацию. То есть, родители увидят только ту информацию, которая касается их детей [2].

То есть учитель может контролировать весь учебный процесс, получать информацию о работе его учеников и их оценках. Несомненным плюсом такой системы является минимизация бумажных носителей, которая вместе с тетрадями детей составляет непосильную ношу на плечи наших учителей. К тому же исключается их утрата или использование закрытой информации недобросовестными учениками.

Однако любое действие имеет и обратную сторону. Нами было проведено исследование при помощи опросных методик учащихся восьмых классов одной из школ города Елабуги Республики Татарстан, количество респондентов составило 78 человек.

Анализ опросника показал, что 30,8% (24 человек) учащихся были против электронного журнала и дневника; 52,6% (41 человек) респондентов не видят разницы между бумажным и электронным дневниками; 16,6% (13 человек) респондентов считают электронную версию дневника и журнала лучше чем традиционную.

После беседы с учащимися, которые выступили против внедрения электронных дневников в образовательную систему, причина стала понятна. Основная причина заключается в том, что родители контролируют их учебный процесс, узнают про их оценки в школе, прогулы или нарушение дисциплины. Они считают, пусть лучше родители узнают про двойку за невыполненное задание от самих детей, чем из другого источника.

Большинство детей проявили безразличия к данной проблеме, в силу того, что они не видят особой разницы между электронным и бумажным дневником, так как родители регулярно проверяют и ту и другую версию. Учатся они хорошо, поэтому скрывать им нечего.

Оставшиеся учащиеся подтвердившие свое положительное отношение к электронной версии дневника, видят в них уникальную возможность общаться с друг другом в чатах, хранить информацию в так называемых библиотеках, где содержатся необходимы материалы, книги или учебники.

В отличии от учащихся родители на тот же самый опросник ответили 100% одобрением электронной версией дневника и смс оповещение, которые позволяют получать всю необходимую информацию о своем ребенке. Особо родители отметили возможность интерактивного общения с учителями, что экономит время и усиливает обратную связь между семьей и школой. Благодаря электронному дневнику, по мнению родителей, школа стала для них намного ближе. Электронный дневник - своего рода сайт школы, но доступ к нему имеют только учителя, администрация школы, учащиеся и родители. Электронный дневник - это внутренний сайт школы, где размещена вся информация о жизни школы, множество полезной информации для всех участников образовательного процесса.

Узнать отношение учителей к электронному дневнику и журналу нам помог тот же самый опросник. Результаты исследования учителей на предмет отношения к электронному дневнику и журналу получился следующий: 50% (25 человек) учителей были за электронный журнал и дневник, 20% (10 человек) респондентов индифферентны по отношению к электронному журналу и дневнику, 30% (15 человек) считают электронный журнал дополнительной нагрузкой для себя и не видят в нем смысла.

После беседы с учителями, которые выступили против электронного журнала и дневника, было установлено, что основная причина негативного восприятия – возраст респондентов. В силу своего пред пенсионного и пенсионного возраста, этим учителям сложно работать с информационными технологиями. Респонденты, высказавшиеся за применения электронного журнала, входили от 25 до 30 лет. Для этих молодых учителей внедрение электронного журнала и дневника является естественным фактором, освобождением от заполнения бумажных носителей.

Таким образом, отношение трех заинтересованных сторон процесса интереса: учеников, родителей, учителей к электронному журналу и дневнику в целом положительное, и с нашей точки зрения, будущие за информационно-коммуникативными технологиями.