Полный текст статьи
Печать

Учитель-логопед, корригируя нарушения речи ребенка, вселяет в него уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, раздвигает рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Большое внимание в новом стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. Виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Деятельность логопедической службы нашей школы направлены на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы в школе была своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала обучающимися младших классов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер,ставящий главной целью развитие личности учащегося. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная во время обучения в школе. Исходя из этого вытекают следующие цели и задачи коррекционно-логопедической работы: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основными задачами логопедической работы являются следующие: расширение объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода. Принципы логопедической работы – это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушения речи. Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивалась реализацией следующих принципов:

  1. Единство диагностики и коррекции предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношение первичных и вторичных симптомов. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств. Для реализации этих задач была проведена работа по комплектованию речевых групп по логопедическим заключениям; составлено расписание занятий с учетом основного расписания школы; составлены рабочие программы по коррекции речевых недостатков для каждой группы и индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
  2. Деятельностный принцип коррекции. Для ребенка в процессе логопедической работы модулируются различные ситуации речевого общения, с учетом ведущей деятельности ребенка: предметно-практической, игровой, учебной. На занятиях использовались приемы проблемного обучения, с помощью которого дети учились сами искать ответы на вопросы и выполняли задания. Широко применялись различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления.
  3.  Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу учитывалась этиология и механизм речевого нарушения, структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, своеобразие каждой личности. Задача логопеда: создать учебную ситуацию, которая позволит реализовать личные качества детей, способности и умения. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройке деятельности функциональных систем использовался метод обходного пути, т.е. формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
  4. 4.        Комплексность методов психологического воздействия. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных её звеньев. Устранение речевых нарушений носит комплексный медико-педагогический характер. Система логопедической работы использует дифференцированный подход, многообразные методы, приемы и средства (практические, наглядные и словесные) для воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
  5. Активное привлечение родителей и социального окруженияк работе с ребенком-логопатом для закрепления правильных речевых навыков. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только на занятиях, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей. С этой целью проводились консультирование педагогов, родителей, собрания. Родители первоклассников присутствуют и участвуют в логопедических занятиях.

Зачисление на занятия и выпуск обучающихся производились в течение учебного года. Количество обучающихся с речевыми нарушениями неуклонно повышается, что связано с ухудшением экологии, ослабленным здоровьем детей, хроническими заболеваниями родителей и др.  В связи с этим диагностическое направление работы включало обследование речи школьников в начале и в конце учебного года, а также в течение года по запросам родителей и педагогов. С введением инклюзивного образования в общеобразовательную школу стали поступать дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), коррекция которых требует более длительного времени. Ранее эти дети направлялись в специальную речевую школу, где они получали логопедическую помощь на протяжении всех лет обучения.

Вывод:необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач, и содержание обучающей и развивающей деятельности детей с речевыми нарушениями.

Обозначенные в рамках новых стандартах цели и задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционной работы с обучающимися начальной школы. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.