Полный текст статьи
Печать

Сегодня требования, предъявляемые к выпускникам профессиональных образовательных учреждений и определяющие социальный заказ государства на представителей данных профессий, как никогда высоки. Это справедливо не только в отношении профессиональных компетенций, необходимых выпускнику, как будущему специалисту, но и морально-нравственных качеств личности. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» заостряется внимание на необходимости воспитания моральных принципов, умении разделять добро и зло, совести у подрастающего поколения [3]. В национальной доктрине образования Российской Федерации приоритетное место отведено духовно-нравственному здоровью подрастающего поколения. В этих условиях особую ценность представляет моральная позиция специалиста.

Особенную актуальность проблема воспитания нравственного «стержня» у подрастающего поколения получила сегодня в свете социально-экономических процессов, происходящих в России два последних десятилетия. Те ценностные императивы, которые составляли сущность габитуса российского (советского) гражданина подверглись существенной инфляции уже в 80-х гг. ХХ века, а после распада Советской социальной системы и вовсе оказались не удел. Взамен должны были, по мнению некоторых общественных деятелей, прийти ценности свободного мира (их еще можно назвать капиталистическими, или буржуазными ценностями): уважение к частной собственности, личности, государству, и т.д. Однако на практике оказалось, что духовные ценности невозможно импортировать, а нужно в прямом смысле взращивать. Таким образом, до сих пор можно говорить, что Российское общество находиться в состоянии духовно нравственного вакуума.

Если говорить о поколении, то их ценности во много достались по наследству от Советского Союза. Следующее поколение росло на безумной смеси ценностей советского общества, и тех представлений о нравственном, которые сформировались в «лихие 90-ые». Нестройной и противоречивость такого совмещения духовно-нравственных императивов, усугубленная отсутствием стабильного, «официального» заказа, приводит к тому, что поколение «нулевых» оказывается в ситуации отсутствия внятных ценностных ориентиров.

Как следствие, молодежь демонстрирует постепенное снижение моральных и нравственных установок. Наглядными проявления становится распространение противоправного поведения, поведенческих болезней, других форм девиантного   поведения. Нельзя говорить, что данное явление беспрецедентно для истории нашей страны, однако чаще всего подобные всплески были связаны с теми или иными катастрофами – войнами, революциями, экономическими кризисами.

В таких условиях воспитание духовно-нравственной основы у молодого поколения становится одной из первостепенных задач системы образования. Правильные ценности – один из ключевых показателей будущего экономического роста.

Однако на сегодняшний день общество, находясь в состоянии перманентного кризиса, который возникает в силу политической нестабильности и экономических проблем, забывает о формировании нашего будущего поколения, которое является мощным фактором его развития. Это может привести к непоправимым изменениям в жизни страны. Для стабилизации ситуации, в первую очередь, нужно говорить о морально-нравственной стороне развития личности нашей молодёжи. Это формирование должно начинаться с момента рождения ребёнка, но родители, находясь в состоянии постоянного дефицита времени, порой не замечают поступки своих детей или не хотят замечать их, а ребёнок растёт и развивается достаточно интенсивно и из младенческого возраста очень быстро переходит в дошкольный, затем – в подростковый и юношеский. Несформированность морально-нравственных качеств ведёт к деформации представлений, ценностных ориентиров, сознания и личности.

Кроме личностного аспекта ценностные ориентиры важны тем, что являются базовыми элементами, на основании которых формируются институты общества. Для закрепления разовых практик в рамках большого общества необходимо наличие общего фона, позволяющего выстраивать доверительные взаимоотношения между различными людьми. Таким фоном и являются базовые ценности, представления о должном и недопустимом, с которыми солидарна большая часть населения. На основании этого формируются такие институты, как уважение к частной собственности, труду, стремление к созиданию и т.д. Эти институты в большей мере, нежели другие факторы, способствуют дальнейшему экономическому росту [1].

Из всего вышесказанного вырисовывается важность духовно-нравственного воспитания молодежи. Необходимо отметить, что ценностям нельзя научить, как другим компетенциям. Нравственные императивы усваиваются в процессе социализации, включаясь в габитус человека.  Иными славами важнейшая основа духовно-нравственного воспитания – формирование нравственно цельной личности.

В этой связи, духовно-нравственное воспитание современных студентов не может осуществляться стандартными методами, такими же как освоение профессиональных компетенций. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, представляется рациональное использование креативных методов обучения.

Креативные методы обучения способствуют активизации творческого потенциала личности, выступают средством самореализации студента в процессе освоения профессиональной деятельности. Особенностями креативных методов обучения, по В.Н. Дружинину, являются: отсутствие образца регламентированного поведения, наличие образца позитивного творческого поведения, создание условий для подражания творческому поведению, социальное подкрепление творческого поведения [4].

Один из методов креативного обучения является метод шести шляп. Метод шести шляп - это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» ( «Six Thinking Hats»), де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод «Шесть шляп мышления» оптимизирует процесс поиска решений, возникающих проблем и задач, стимулирует творческое мышление, способствует повышению личной эффективности и саморазвитию студентов.

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Метод шести шляп мышления помогает преодолеть сложности, возникающие в процессе решения какой либо задачи (такие трудности как эмоции, растерянность, путаница)  путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит студентов оперировать различными его аспектами по очереди. По Эдварду де Боно:

«Белая шляпа мышления - это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Красная шляпа - шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа - шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп» [2].

Использование в обучении метода «Шесть шляп мышления» способствует интенсивному групповому взаимодействию студентов, получению актуального опыта морально-нравственного воспитания при решении различных ситуационных задач.

В Профессиональном училище № 18 города Комсомольск-на-Амуре представленный метод тренировки группового мышления используется в рамках дискуссии на темы нравственности, соотношения добра и зла, и др.

Например, одно из учебных занятий приурочено к году литературы в России. Соответственно, темой для дискуссии стал поступок героя романа Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрия.  Предварительно, повторив основные перипетии сюжета романа «Тарас Бульба», педагог делит студенческую группу на подгруппы, коротко знакомит собравшихся с концепцией шляп и обозначает проблему.

В ходе дискуссии по команде педагога студенты меняют «шляпу». При этом, возможность находиться в той или иной шляпе существует сразу у всех участников группового взаимодействия.  

Так, одев «белую шляпу», студенты получают информацию о данном произведении: сюжет, основные действующие персонажи. Дискуссионные высказывания на данном этапе работы должны быть максимально приближены к действиям «реальных» людей.

На этапе «красной шляпы» относительно полученной информации осуществляется взаимообмен личными переживаниями, предположениями, интуитивными догадками.

Одев «желтую шляпу» участникам дискуссии предлагается порассуждать о положительных сторонах выбора Андрия Бульбы. Например, предлагается принять во внимание жалость к простым жителям осажденного города, жестокости казаков, описанных автором и т.д.

На этапе «черной  шляпы» рассматривается негативная сторона поступка Андрия Бульбы. Основным тоном рассуждений тут становится размышления о предательстве.

На этапе «зеленой шляпы» предлагаются и оцениваются альтернативные варианты действия для Андрия Бульбы, осуществляется генерация идей и поиск продуктивного решения рассматриваемой ситуации. Отметим, важно придерживаться реальности происходящего, т.е. все варианты должны быть приближены к действительности.

Мышление в «синей шляпе» предполагает отслеживание того, в каком направлении двигается дискуссия, позволяет сформировать навык конструктивной аргументации, резюмирования и формулировки итоговых выводов.

Применение в учебно-воспитательном процессе метода «Шесть шляп мышления» направлено на достижение таких целей как:

-     знакомство студентов с выдающимися произведениями русской литературы, в частности, с романом Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

-     анализ, оценка и решение педагогических задач и ситуаций (кейсов).   Фактически поступок персонажа романа «Тарас Бульба» рассматривается как реальный кейс. Непосредственно, каждый участник учебной дискуссии может попробовать примерить на себя «роль» Андрия. Благодаря этому приобретается индивидуальный опыт переживаний, воспитываются и развиваются  профессионально важные  конструктивные морально-нравственные свойства и качества личности студентов: ответственность, верность, чувство долга, и в то же время сострадание к ближнему.

Отметим, примеры из классической литературы являются образчиком «больших нарративов» - больших текстов, описывающих огромную гамму возможных жизненных сценариев. Благодаря этому студенты могут получить не только опыт переживания конкретного поступка, но и, в целом, судьбы и жизни конкретного героя.

Вполне уместно использование в учебном процессе реальных кейсов, взятых как из повседневной жизни, так и ситуаций, описанных в средствах массовой информации, телесериалов и иных текстах. Главным образом сюжет должен иметь определенный простор для проведения дискуссии, а не однозначной интерпретации.

Использование креативных методов безусловно способствует воспитанию морали и нравственности у подрастающего поколения. При этом, необходимо соблюдать баланс между креативной, творческой, эмоциональной стороной личности и логическим мышлением. Если первое тяготеет к принятию импульсивных решений, второе является продуктом  взвешенного размышления на заданную тему. Таким образом, решение, созданное на стыке двух стороны (можно тут упомянуть лево-право стороннее мышление человека) оказывается наиболее значимым для последующего укоренение в личности человека.

Сейчас, как никогда, назрела необходимость морально-нравственного воспитания молодого поколения. И, главным образом, ответственность за этот процесс обязано взять на себя образование. Только через это возможно становление институтов свободного общества, социальная, а в бедующем и экономическая трансформация России.