Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день безработица стала актуальной проблемой для России. Это явление представляет собой наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться, но не могут найти работу.

Проблема безработицы заключается не только в том, что люди испытывают экономические трудности (потеря постоянного источника средств существования, невозможность удовлетворения потребностей, снижение доходов населения, ухудшение уровня жизни людей), но и в том, что они имеют психологические проблемы, которые возникают у безработного вследствие изменения материального положения и социального статуса, они вызваны тем, что человек боится потерять свою значимость в глазах окружающих.

Как правило, люди, лишившиеся работы, не уверены в завтрашнем дне, их беспокоит проблема снижения уровня жизни. При этом невозможность самореализации ведет к усугублению проблемы на экзистенциальном уровне. Австрийский психолог В. Франкл ввел понятие «невроз безработицы» - состояние, которое сопровождается сильными негативными переживаниями, перенапряжением физических и психических функций, развитием психосоматических и других заболеваний.

Психологический аспект безработицы также изучен в теории Харрисона. Он считал, что людям свойственны разные эмоции на этапах безработицы, такие как шок, оптимизм и надежда, пессимизм, фатализм. Выделенные этапы в целом согласуются со стадиями, представленных в теории стресса Г. Селье: стадия неспецифических реакций, или стадия тревоги; резистентность, или стадия устойчивого и избирательного реагирования; истощение, или дистресс [1].

Психотравмирующее воздействие состояния безработицы у определенной категории людей вызывает различные нарушения упорядоченных коммуникативных стереотипов и приводит к состоянию дезадаптации, а также к нарушениям различных социально-психологических отношений. Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, суицид. У тех, кто не может найти работу, наблюдаются значительные изменения в оценке своей компетентности, активности, удовлетворенности жизнью, также имеются предпосылки незанятости, связанные с эмоциональным принятием (или непринятием) состояния безработицы, степенью уверенности в нахождении работы. Такие состояния безработных, как чувство вины, страх, комплекс «неудачника», подавленность, препятствуют поиску работы, профессиональной самореализации, еще более усугубляя ситуацию [2].

Для того, чтобы преодолеть вышеперечисленные трудности, в центре занятости населения активно применяют социально-психологические технологии в работе с клиентом. К таким технологиям относят профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, социальную адаптацию. Данные услуги оказываются бесплатно. Причем профориентация оказывается для всех категорий населения, а социальная адаптация и психологическая поддержка – для безработных. Клиент может получить их по собственной инициативе (заполнив соответствующее заявление), либо по рекомендации специалиста ЦЗН. Следует отметить, что в 2014 году за услугами по профориентации обратилось 5404 человека, что составляет 29,9% от общего количества обратившихся клиентов (всего в ЦЗН обратилось 18079 человек), а за 2015 год - 5393 человека- 30,3% от общего числа обратившихся (всего - 17809 человек). Услуги по социальной адаптации в 2014 году получили 214 человек (1,2%), в 2015 - 215 человек (1,2%). Психологической поддержкой в 2014 году воспользовались 341 человек (1,9%), а в 2015 году- 259 человек (1,5%). Таким образом, можно сделать вывод, что более востребованной услугой для клиентов является профессиональная ориентация, по сравнению с психологической поддержкой и социальной адаптацией, которые не пользуется популярностью среди клиентов.

Рассмотрим подробнее содержание и особенности организации данных услуг.

Профессиональная ориентация оказывается безработным гражданам для того, чтобы помочь им определится с выбором профессии. Данная государственная услуга имеет своей целью реализацию права безработных на труд, свободный выбор сферы профессиональной деятельности, вида труда, профессиональное самоопределение с учетом потребностей и возможностей клиента. Также профессиональная ориентация направлена на определение специальности для прохождения подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Услуга призвана содействовать росту профессионализма, благосостояния клиента, реализации его потенциала, гарантировать правовые, социально-психологические, организационные и экономические условия для самоопределения безработного гражданина. При помощи профессиональной ориентации можно прогнозировать успешность клиента в той или иной сфере труда [3]. При этом важно отметить, что профессиональная ориентация является важнейшим механизмом координации и контроля за рациональным использованием трудовых ресурсов на территории Смоленской области, что также влияет социально-экономическое развитие региона [4, с.204]

Психологическая поддержка ставит своей целью повышение мотивации к труду, активизацию личностных ресурсов безработного, разрешение психологических проблем (или снижение их значимости для клиента), оптимизация психологического состояния, повышение социальной адаптации, сокращение сроков поиска работы. Клиенты вправе получать такую услугу неоднократно. При необходимости специалист может предложить клиенту психологическое консультирование, психологический тренинг и психологическую коррекцию, что поможет снять тревожность, психологическую напряженность, научиться справляться со своими эмоциями, переживаниями, отработать способы преодоления негативных факторов поведения, улучшить коммуникативные навыки [5].

Социальная адаптация является государственной услугой, оказываемой безработным гражданам в целях обучения их активному поиску работы, общению с работодателем, составлению резюме, самопрезентации. Также социальная адаптация помогает людям справиться с негативными последствиями длительной безработицы, повысить мотивацию к труду и сформировать у безработных активную жизненную позицию. Специалист знакомит клиента с методами, способами поиска работы, рассказывает о положении на рынке труда, о наличии вакантных мест по профессии безработного. Важной особенностью данного этапа является то, что клиент знакомится с банком вакансий, проводит с работодателем собеседование по телефону и направляет ему собственное резюме. Дополнением к данной услуге является «деловая игра», в ходе которой клиент отрабатывает технику делового общения и учится понимать психологические особенности собеседника [6].

Специалист должен обсудить с клиентом вопросы о подготовке к новой работе, адаптации в коллективе, планировании карьеры. Здесь безработный знакомится с профессиональными обязанностями, стилем поведения, учится соответствовать деловому имиджу и быть уверенным в своих силах.

На производственной практике я провела исследование, побеседовав со специалистами отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения. Задачами исследования было выявить, какое место занимают социально-психологические услуги в оказании помощи безработным, почему они менее востребованы клиентами, чем социально-экономические услуги, в чем состоят трудности их предоставления.

Проанализировав полученную информацию, я получила выводы о том, что:

Во-первых, специалисты считают, что в работе с клиентами более востребованы социально-экономические услуги, т.к. первичная цель человека, обратившегося в ЦЗН – найти работу, чтобы чувствовать себя экономически защищенным, независимым, быть уверенным в завтрашнем дне. А социально-психологические услуги стоят на втором месте и, как правило, особенно в них нуждаются длительно безработные, т.к. они имеют множество психологических проблем, связанных с отсутствием работы. Так, Т.В., начальник отдела профориентации и профобучения, говорит: «Экономические услуги стоят на первом месте, т.к. всем людям нужны деньги. Изначально люди идут именно за социально-экономической поддержкой. Но если безработный длительное время находится на учете, то ему уже необходимы и социально-психологические услуги, так как в большинстве случаев мы наблюдаем у них массу психологических проблем».

Во-вторых, для оказания социально-психологических услуг клиенты чаще обращаются по рекомендации специалиста, чем по собственному желанию, так как клиенты не привыкли к психологической помощи. Чаще они путают психолога с психиатром. Клиенты относятся к психологам с большой долей скептицизма. М.И., ведущий инспектор отдела, считает, что «Чаще клиенты обращаются по рекомендации. Здесь влияет именно менталитет, т.к. люди обычно привыкли свои проблемы решать сами и не хотят вмешивать в свою жизнь посторонних. Клиенты в некой мере относятся к психологам скептически». Но некоторые специалисты полагают, что способ обращения зависит от того, насколько клиенты информированы о том, что в центре занятости им могут быть предоставлены психологические услуги. Так, А.Б., ведущий специалист отдела, полагает, что «Всё зависит от того, насколько клиенты информированы о том, что такие услуги вообще есть. Если они знают о данных услугах, то могут обратиться сами, а если нет, то специалист может порекомендовать им эти услуги».

Во-третьих, клиенты достаточно информированы об особенностях оказываемых им услуг, потому что специалисты при первой же встрече с клиентом предоставляют им полные сведения о профориентации, социальной адаптации, психологической поддержки. Так, С.А., инспектор 2 категории, говорит: «При первой же консультации специалист разъясняет клиенту все вопросы, касающиеся профориентации, социальной адаптации, психологической поддержке. Важно, чтобы клиент был информирован, так как это облегчает его взаимодействие со специалистом».

В-четвертых, у каждого клиента индивидуальная мотивация. Если он на самом деле хочет получить пользу от специалиста, то будет проявлять активность, желание узнать новое, воспользуется предложенной помощью. Но важно отметить, что даже клиента с самой низкой мотивацией можно заинтересовать, повысить стремление к трудоустройству. В данном случае многое зависит и от специалиста. Он должен использовать все свои навыки и умения, чтобы замотивировать клиента. Подтверждением этому являются слова Т.В.: «Вся работа специалиста направлена на то, чтобы замотивировать клиента. Но всё зависит от того, с какой целью пришел клиент. Кто-то идет, потому что он действительно хочет получить помощь от специалиста, а кому-то совершенно неважны усилия специалиста, и он просто находится рядом, думая о своем. Всё зависит от индивидуальности клиента» и М.И.: «Мотивация клиента зависит от специалиста. Обычно клиенты стремятся получить помощь, но все равно специалист должен подобрать нужные слова, чтобы клиенту стало интересно, он желал получить хороший результат по окончании оказания услуги. Обычно специалисту удается повысить мотивацию клиента, а это очень важно, т.к. если нет мотивации – нет и результата».

В-пятых, при работе с клиентом у специалиста возникает трудность – коммуникативный барьер. Главная причина в том, что клиент в ряде случае не желает общаться со специалистом из-за стереотипов, считая, что пришел к психиатру, как уже было выше сказано. Также иногда проблема заключается в том, что каждый человек индивидуален, у него есть свои черты, особенности характера. Поэтому один клиент сам расскажет о своих проблемах, а другой будет молчалив и застенчив. М.И. считает, что «В основном трудно разговорить клиента. Есть категории тихих людей, людей-танков, людей-молчунов. Тогда мы используем разные коммуникативные техники, чтобы клиент не боялся говорить о своих проблемах, а наоборот рассказал о них специалисту. Ведь если клиенты активны, то и психологам легче им помочь». Но некоторые специалисты уверены, что главная проблема клиентов в их стереотипном мышлении по отношению к психологам и психологической помощи. А.Б. говорит: «Самая большая проблема – стереотипное отношение клиента к психологическим услугам. Обычно безработные не дифференцируют понятие психолог и психиатр, смотрят на специалиста, как на психиатра. И порой из-за этого клиент не может раскрыться, специалисту приходится нелегко, чтобы разговорить клиента. Это основная сложность».

В-шестых, эффективность оказания психологических услуг заключается в том, что клиент просто может выговориться специалисту. Тогда пройдет психологическое напряжение, понизится тревожность, закомплексованность. М.И. считает, что «Главное, в чем заключается эффективность – это в том, что человека могут выслушать, он может выговориться. Тогда решаются его психологические проблемы. Так если раньше клиенты приходили грустные, у них можно было заметить депрессивное состояние, самооценка была занижена, то по ходу оказания услуг эти проблемы уходят. И человек находит работу, в чем сильно помогает профориентация». Но в ряде случае трудно определить насколько оказанная услуга помогла клиенту, что подтверждают слова Т.В.: «Эффективность услуги иногда трудно определить. Например, когда клиент находится в кабинете у специалиста, то можно наблюдать положительные изменения, но вопрос в том: сможет ли он применить их, выйдя из кабинета. А вообще об эффективность оказываемых услуг говорит успешное трудоустройство».

На основании изучения деятельности центра занятости и анализа результатов беседы со специалистами можно выделить следующие перспективы применения социально-психологических услуг:

  1. Так как зачастую самой актуальной проблемой, возникающей между специалистом и клиентом, является коммуникативная, то было бы целесообразно проводить с клиентами консультирование еще до момента рекомендаций специалистами психологических услуг. На консультировании клиентам будет объяснено, что обращаясь к психологам за помощью, они автоматически не становятся людьми, имеющими проблемы с психикой. Тогда клиенты не будут стереотипно относиться к психологу, путая его с психиатром. Это, в свою очередь, сделает работу специалиста и клиента более эффективной. Клиент станет более открытым в общении со специалистом, сможет рассказать ему о своих проблемах. В большинстве случаев именно открытость и желание клиента получить помощь являются определяющими в специфике оказания психологических услуг.
  2. Целесообразно, чтобы услуги по психологической поддержке и социальной адаптации получали все категории обратившихся клиентов, а не только длительно безработные. Несмотря на то, что специалисты считают эти услуги востребованными только среди людей, которые более полугода не могут трудоустроиться, психологическая поддержка и социальная адаптация должны оказываться клиентам сразу после обращения. Сам факт потери работы оказывает негативное влияние на человека. У него появляется масса переживаний, стрессов. Происходит деформация личностных качеств, психики. Такие проблемы необходимо искоренять сразу по мере их появления. Ведь если начать реабилитировать безработного только спустя полгода, то к этому моменту будет эффект «снежного кома»: проблемы (экономические и психологические) наслоились друг на друга, человек имеет комплекс неполноценности. Тогда специалисту-психологу проблематично быстро справиться с ситуацией клиента (а в ряде случае, разговорить его, так присутствует стереотипное мышление).
  3. Методами сбора первичной информации о клиенте при оказании социальной адаптации и психологической поддержке являются тестирование или анкетирование. Но эти методы не исключает фактор субъективности. Порой клиенты даже себе не могут признаться в том, что на самом деле их беспокоит. Специалист же должен четко это понять, но только в том случае, если полученная информация будет правдивой. Поэтому можно использовать индивидуальную беседу с целью получения информации о клиенте. Конечно, и этот метод не исключает фактора субъективности, но здесь важную роль играет невербальное поведение клиента. Человек может утаить свои мысли, но контролировать свою позу, жесты, чтобы специалист ничего не заподозрил, способен не каждый. Это позволит получить наиболее полную информацию о клиенте, понять, что именно его больше всего беспокоит, на какие моменты необходимо обратить внимание во время оказания услуг.
  4. Среди форм работы с клиентами при оказании психологических услуг  самыми распространенными являются психологические консультации, интервьюирование (беседа), тренинги (например, по профессиональной ориентации, видеотренинги), тестирование (анкетирование). Было бы целесообразно также использовать метод личного примера. То есть, клиентов знакомили бы с бывшими безработными, которые когда то были в подобной ситуации, но смогли ее преодолеть, справиться с психологическими проблемами и преуспеть в жизни. Как показывает практика, метод личного примера является очень эффективным для человека, так как он видит изменившуюся ситуацию в реальности, а не просто верит в безоблачное и счастливое будущее.
  5. Работа с клиентом осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Профориентация и психологическая поддержка оказывается клиенту индивидуально, а социальная адаптация в групповой форме. Можно изменить оказания психологической поддержки с индивидуальной формы на групповую. Ведь часто безработному человеку кажется, что его проблема уникальная в своем роде. Но когда клиент увидит еще несколько человек рядом с собой, которые испытывают такие же трудности, то поймет, что он такой не один. Велика вероятность, что это позволит эффективнее решить проблемы обратившихся клиентов.

Таким образом в настоящее время социально-психологические услуги играют второстепенную роль в деятельности центра занятости населения, и для повышения их результативности и эффективности требуется профессиональная компетентность специалистов, умеющих воздействовать на мотивацию клиента, формировать у него желание изменить сложившуюся жизненную ситуацию и трудоустроится.