Полный текст статьи
Печать

За последние двадцать лет стремительное развитие науки и техники привело к появлению новых цифровых и информационных технологий, которые очень быстро проникают в общественную жизнь. Влияние средств массовой информации на личность в настоящее время заметно возросло. Информационная революция изменила не только средства массовой информации, но и содержание медиапродукции. Под медиапродукцией следует понимать информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа: статья в газете, телепередача, видеоклип, художественный фильм, мультипликационный фильм, компьютерная игра и др.

Интерес исследователей привлекает способность определенных видов медиапродукции, например, рекламы, телепередач, пропагандистских материалов, оказывать побуждающее воздействие на аудиторию. В стремительных информационных преобразованиях, подростки могут рассматриваться как особая группа риска, требующая внимания педагогов и психологов с точки зрения возможных изменений в психическом состоянии. В связи с чем в данной статье рассматриваются основные направления воздействия медиапродукции на психическое состояние подростков.

Обратимся к определению понятия «психическое состояние». На основе анализа работ, можно выделить три основных направления в понимании психического состояния. Авторы, придерживающиеся первого направления (Н.Д.  Левитов, В.А.  Ганзен, Е.Ю.  Сосновикова и др.), рассматривают психическое состояние как сложное многогранное явление, которое характеризует  человека в данный момент времени. С точки зрения второго направления, психическое состояние – это некий фон, на котором разворачивается уровень и направленность психической деятельности личности (В.Н.  Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). В рамках третьего направления психическое состояние рассматривается как системная реакция психики человека на изменения внешних или внутренних условий (Е.П.  Ильин).

Таким образом, на основе проведенного анализа подходов психическое состояние в работе рассматривается как целостное проявление психики человека, которое отражает ее функциональные возможности в конкретный момент времени и осуществляет ряд функций уравновешивания человека как организма и личности с внешней и внутренней средой. Психические состояния, по своей природе, могут быть как отрицательными, так и положительными. К положительным психическим состояниям можно отнести такие состояния как: заинтересованность в профессиональной деятельности; творческое вдохновение, которое выражается в творческом подъёме; решительность и т.п. К отрицательным психическим состояниям относят: психическую и эмоциональную напряжённость; стресс; беспокойство или тревога; агрессивность; глубокие эмоциональные переживания, например, отчаяние, разочарование, раздражение.

Подростковый возраст является периодом повышенной эмоциональности, психической неуравновешенности, психическое состояние у них может меняться в течение короткого промежутка времени. Е.П. Ильин [1] в своих работах отмечает, что психические состояния, переживаемые подростками, в значительной мере связны с общением, которое определяет как их содержание, так и характер. При этом у подростков сохраняется отрицательное отношение к себе, что характеризует данный возраст предрасположенностью к отрицательным эмоциям и рассогласованностью в мотивационной сфере.

Е.П. Ильин выделил черты, которые характерны для эмоциональной сферы подростков: во-первых, это очень большая эмоциональная возбудимость; во-вторых, большая устойчивость к эмоциональным переживаниям; в-третьих, готовность к переживанию страха, которая проявляется в тревожности; в-четвертых, противоречивость чувств; в-пятых, возникновение переживаний не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки; в-шестых, сильно развитое чувство принадлежности к группе, из-за чего подростки часто испытывают страх быть отверженными группой; в-седьмых, проявление высоких требований к дружбе; и наконец в-восьмых, проявление гражданского чувства патриотизма [1].

Рассмотрим, каким образом медиапродукция влияет на психическое состояние подростков.

В работах А.В. Мудрика медиасреда называется одной из воспитательных сил общества, так как средства массовой информации и коммуникации приобщают ребенка к культуре, ориентируют в системе социальных и межличностных ролей и отношений, формируют коммуникативную культуру, обеспечивают ребенку идентификацию с референтными группами [2].

Возможно, раньше так и было, но если в настоящее время провести анализ современной медиапродукции, предназначенной для подрастающего поколения, то можно выявить и негативные эффекты. Исследователи указывают на «обратную сторону медали» медиасферы: возможность формирования агрессивного и насильственного поведения, виртуальной аддикции, преобладание потребительских призывов в ущерб нравственным правилам и т.д.

Одна из волнующих социальных проблем для исследователей – это воздействие медианасилия на психическое состояние и поведение подростков. В результате многочисленных исследований были установлены эффекты от потребления медиапродуции, содержащей сцены насилия (Л. Берковиц, Дж. Кэнтор, А.В. Федоров, Д.В. Жмуров). К таким эффектам относятся: равнодушие к проявлению насилия в отношении других; понимание насилия как приемлемого средства достижения желаемого; ослабление внутренних запретов на применение насилия в реальной жизни; страх стать жертвой насилия; увеличение агрессивного поведения и др.

В современных фильмах и телепередачах часто изображаются события или явления, способные нанести вред подросткам. Многие каналы для поднятия рейтинга «специализируются» на телесериалах с криминальным содержанием, сценами насилия и убийств, провоцируя таким образом проявления агрессивности у зрителей. Изображение различных опасностей и увечий, искажение естественных форм в средствах массовой информации вызывают необъяснимое чувство тревоги и страха.

В истории были случаи, когда посмотрев какой-то фильм или передачу, люди копировали поведение главных персонажей. Таким ярким примером может послужить история, которая произошла на юге США в штате Луизина в 1995 году. Двое подростков Бенджамин Дэррэс и Сара Эдмондсон, увлеклись фильмом «Прирожденные убийцы». Это боевик о паре, которая развлекалась, убивая случайных людей. Бенджамин и Сара просматривали данный фильм до шести раз в день. Они восхищались главными героями, которые лишали жизни невинных людей ради острых ощущений, не чувствовали угрызений совести и в конце концов избежали наказания за совершенные преступления. Спустя какое-то время, подобно героям фильма, Дэррэс и Эдмондсон взяли оружие и отправились на концерт. На концерт они так и не попали, но нашли несколько жертв. Подростки застрелили менеджера одной фабрики и продавщицу магазина.

Содержание рекламы также может оказать негативное воздействие на развитие личности подростка. Например, в рекламных роликах транслируют идеалы красоты, жизненные цели, способы их достижения, которые далеки от реальности. Подростки начинают стремиться к этому идеалу и сравнивать себя с ним. При несоответствии идеалу может появляться напряженность, негативные изменения в психическом состоянии подротков. С течением времени мышление подростка «превращается в хранилище» стереотипов, навязанных медиапродукцией.

Историю развития исследований медиавоздействия можно разделить на четыре этапа: на первом этапе (1920-1940 гг.) в основе работ была заложена теория «пути», то есть признание огромной власти СМИ над аудиторией; второй этап «ограниченного воздействия» и теория «минимальных эффектов» длился с конца 40-х годов до начала 60-х годов; третий этап охватывает промежуток от 1970 по 1980-е гг., при котором активно развивается телевидение и информационные технологии, доминирует когнитивный подход; четвертых этап (90-е гг. ХХ века по настоящее время) – это современный этап изучения эффектов массовой коммуникации [3].

Эксперименты А. Бандуры [4] и его коллег, проводимые в 1963 году, могут служить примером психологического воздействия кино. Суть эксперимента, заключалась в следующем. Респондентов детского возраста разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Экспериментальной группе показывали фильм, в котором мужчина очень агрессивно бил боксерскую грушу. Позже дети совершали подобные агрессивные действия с надувной куклой Бо-Бо, при этом значимо чаще, чем дети из контрольной группы, которым был показан другой фильм. Так же, ученые заметили, что дети из экспериментальной группы стали проявлять и другие виды агрессивного поведения, усвоенные в прошлом, которые в фильме не демонстрировались.

Начиная с 1990-х годов, исследователи доказали, что под воздействием СМИ у детей возникают различного рода проблемы, связанные со страхом. Так, например, М. Сингер, К. Словак, Т. Фрайерсон и П. Йорк в 1998 году провели опрос около 2000 детей, учившихся с третьего по восьмой класс. Ими было обнаружено, что дети, проводившие у экранов телевизора больше времени, чем другие, сообщали о многочисленных симптомах тревоги, подавленности и посттравматического стресса.

В настоящее время среди отечественных исследователей, обращающихся к проблемам влияния СМИ на промискуитетность, агрессивность, склонность к насилию и криминальное поведение у подростков и молодежи, можно выделить: Л.Б.  Брушлинскую, Н.Е. Маркова, А.В. Федорова, Л.В. Трубицына, Н.И. Холод, Л.Н.  Матвееву, Е.Н. Юдину, С.А. Воронину, К.Б. Новожилову, Н.П. Рыжих, Д.В.Жмурова, Н.А. Матвееву, С.В. Книжникову и др.

Л.В. Матвеева [5] провела исследование, в ходе которого подростки при просмотре разнообразных фильмов и программ, с помощью датчиков, фиксировали моменты, которые были им интересны. В результате опыта, у испытуемых высокий интерес вызывали как сцены с насилием, так и сцены, содержавшие эстетичный характер. Было установлено, что при просмотре фильмов подростки воспринимают в большинстве случаев жестокость и ненависть, лишаясь способности отличить их от более тонких чувств.

Е.Н. Юдина [6] отметила, что актуальной проблемой современного телевидения является репрезентация образов агрессии и насилия, что оказывает непосредственное влияние на аудиторию. Для того чтобы определить влияние экранных образов насилия на молодежь, под ее руководством, было проведено исследование «Влияние телевидения на духовную культуру молодежи в современных условиях». В результате был сделан вывод о том, что средствами телевидения строится жизненный мир, в котором различные виды девиации становятся совершенно законными.

Из работ Д.В. Жмурова [7] можно подчеркнуть, что больше 30% молодежи в России совершают преступления под влиянием телепередач и фильмов, но как отмечает сам автор, эту связь доказать сложно. Говоря об отношении подростков к насилию, Д.В. Жмуров опирается на опрос, который был проведен центром социологии образования РАО. Этот опрос показывает, что из 1152 школьников 30,8% считают, что в современных телепередачах и фильмах «слишком много» сцен насилия, около 31,6% думают, что эти сцены существуют «в допустимом количестве», остальные 37,6%, вообще «никогда не задумывались» над этим вопросом. Удовольствие от сцен насилия испытывают 10,9% опрошенных и, наконец, тех, кто «специально выбирает передачи с большим количеством насилия» – 2,8%. Автор выделил последствия просмотра медианасилия: повышение уровня агрессивности поведения; уменьшение факторов, сдерживающих агрессию; притупление чувствительности к агрессии; формирование образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий; виктимизация зрителя.

Такие авторы как Акутина С. П., Бутузова Ю. С., Матвеева Н.А. отмечают специфическое влияние телевидение на формирование подростка [7, 8]. В частности, Матвеевой Н.А. было проведено исследование в целях определить влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков (с 2005 по 2009 год) [8]. Была использована авторская анкета для выявления степени заинтересованности подростков телевидением и их зрительских предпочтений, а так же степени влияния родителей на них. По результатам анкетирования выявлено, что большинство подростков проводят за просмотром телевизионных передач от двух и более часов (59%). Около 70% родителей не контролируют процесс просмотра телевизора своими детьми и редко обсуждают с ними содержание передач. В основном подростки предпочитают смотреть передачи развлекательного характера (73%), комедии (56%), фильмы ужасов (43%), исторические фильмы и фильмы, снятые по классическим произведениям не смотрят.

С.В. Книжниковой [9] был проведен девиантологический анализ большого объема медиапродукции, которая предназначена для детей и подростков. По результатам анализа автором были выделены девиантогенные убеждения, внушаемые зрителям:

– «девиантное поведение престижно»;

– «девиантное поведение красиво»;

– «девиантное поведение героично»;

– «девиантное поведение не стыдно»;

– «отказ от предложения приобщиться к девиации – слабость, трусость»;

– «девиантное поведение остается безнаказанным»;

– «девиант – абсолютно невинная жертва обстоятельств»;

– «девиантное поведение безопасно для окружающих»;

– «девиантное поведение есть свобода, независимость»;

– «девиантное поведение присуще практически всем»;

– «макросоциальные ценности – пережитки прошлого»;

– «главное в жизни – мое удовольствие, мои желания превыше всего»;

– «девиантное поведение есть уход от проблем, трудностей».

Проведенный анализ исследований о влиянии медиапродукции на психическое состояние подростков показал, что на сегодняшний день медиапродукция часто становится транслятором агрессивного, насильственного и в целом девиантного поведения; повышает уровень нервно-психического напряжения, агрессивности, эмоциональной неустойчивости подростков; вызывает у подростков страхи, тревожное и подавленное состояние.