Полный текст статьи
Печать

Большое внимание в современной социокультурной ситуации уделяется всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. В данном контексте особое значение приобретают такие средства художественно – эстетического воспитания как литература, изобразительное искусство, архитектура, природа, музыка и т.д. Особое внимание уделяется формированию художественно-эстетической культуры личности. По мнению исследователей (Б.М.Неменский, Д.Б.Кабалевский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский), именно в дошкольном возрасте происходит становление художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного, приобщение к художественнойдеятельности.

          Художественное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс развития творческой личности, которая способна воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и заниматься созданием художественных ценностей [Лихачев Б.Т.]. Формирование и развитие способности видеть и воспринимать красоту в жизни, искусстве, а также оценивать ее, рассматривается как одна из важнейших задач художественно-эстетического воспитания.

Музыкальное воспитание является одним из аспектов художественно-эстетического воспитания в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов, которое направлено на развитие музыкально­сти, способности эмоционально воспринимать му­зыку, приобщение к музыкальному искусству. С этой целью используются различные формы организации музыкальной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.  Одной из новых интегрированных форм досуговой деятельности детей может стать  «Музыкальная студия», в которой сочетается познавательная деятельность с музыкальной по ознакомлению с различными видами искусства. 

Опытно-экспериментальная работа по теме исследования проводилась в  МДОУ д/с №. 23 г. Армавира. Для выявления исходного уровня музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, был проведен констатирующий диагности­ческий эксперимент.

Каждому ребенку было предложено для прослушивания два произведения:  «Колыбельная песенка» Г. Свиридова и «Марш» В. Гаврилина. Критериями при подборе музыкальных произведений стали: доступность, выразительность музыкального образа, художественность. Ребенок прослушивал каждое произведение три раза, ознакомившись предварительно с инструкцией: «Сейчас заиграет музыка. Послушай внимательно и подумай, какое настроение она передаёт?». Прослушав музыку повторно, мы спрашивали у ребенка: «О чем, на твой взгляд, эта музыка может рассказывать?». Перед тем, как прослушать произведение в третий раз, детям, не ответившим на предыдущие вопросы, мы задали такой вопрос: «А как бы ты двигался под эту музыку: бегал, прыгал, танцевал?» Диагностические занятия проводились  с каждым ребенком индивидуально.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выяснили, что интонационно-слуховой опыт детей 5-7 лет достаточен для определения общего настроения музыкального произведения и отдельных средств музыкальной выразительности.Высказывания детей о музыке показали, что при определении общего характера, настроения музыкального произведения большинство детей ориентируются на 1-3 средства музыкальной выразительности (темп, динамику и тембр).

Почти все дети хорошо определяют темп произведения, и могут охарактеризовать музыкальные образы, которые возникают у них при прослушивании произведения. Однако, у некоторых детей мы отмечали, что их высказывания о музыке коротки, односложны и не все дошкольники могут оперировать теми характеристиками, которые присущи музыкальным произведениям.

Оценивая ответы детей, мы учитывали: правильность оп­ределения общего настроения музыкального произведения, сте­пень развернутости и яркости рассказа о музыке, умение выде­лить те или иные средства музыкальной выразительности, харак­тер внемузыкальных ассоциаций. Эти результаты выступили критериямиуровня развития музыкального восприятия у  дошкольников. 

На формирующем этапе исследования, мы создали студию «Музыкальная палитра» в качестве средства художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников. В основу работы студии были взяты музыкальные  произведения отечественных композиторов ХХ столетия Г.В. Свиридова и В.А. Гаврилина. На основе анализа программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, мы выяснили, что музыкальные произведения данных композиторов рекомендованы авторами программы, в разделе «Слушание музыки», для развития музыкального восприятия детей  старшего дошкольного возраста. Проведенный нами опрос педагогов также показал, что многие из них не знакомы с творчеством  Г.В. Свиридова и В.А. Гаврилина, и соответственно, не используют их произведения на музыкальных занятиях и в других формах работы с детьми, хотя музыка этих композиторов очень яркая, самобытная, оригинальная, светлая и доступна детям этого возраста.

 Именно это и явилось основанием для выбора музыки, используемой в   работе студии «Музыкальная палитра» и  направленной на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Работа студии «Музыкальная палитра» включала в себя занятия по слушанию музыки и проводилась один раз в неделю во второй половине дня, с детьми старшего дошкольного возраста. Нами был разработан цикл музыкальных занятий в рамках студии «Музыкальная палитра», на которых дети знакомились с творчеством композиторов Г.В. Свиридова и В.А. Гаврилина,  слушали их произведения, изображали на листе бумаги свои чувства при прослушивании песен, выражали эмоции в разных видах художественной деятельности.

Целью этих занятий было:

- формирование основ  музыкальной  культуры дошкольников;

- знакомство с творчеством композиторов ХХ столетия  Г.В. Свиридова и В.А. Гаврилина;

- знакомство с  музыкальнымипроизведениями  из детских альбомов композиторов («Альбом пьес для детей» Г.В. Свиридова и  цикл «Зарисовки» В.А. Гаврилина);

- обогащение словарного запаса детей музыкальными терминами и понятиями;

- становление общей духовной культуры личности.

Методы и приемы активизации детей, которые мы использовали в ходе формирующего эксперимента были следующие:

- знакомство с биографией и творчеством композиторов;

- слушание музыки и активное её восприятие посредством использования методов и приемов предложенных О.П. Радыновой («оркестровка», «передача характера музыки в движениях», «синтез искусств», использование видеофрагментов», сравнение музыкальных произведений  разных по характеру и др.).

  Музыка   В. Гаврилина и Г. Свиридова яркая, зримая, имеющая программное содержание, помогала детям в наших встречах в студии  «Музыкальная палитра» услышать развитие музыкальных образов, «увидеть» (по словам Д. Кабалевского), что «происходит» в музыке. Дети воспринимали это как увлекательную игру. Так, детям были предложены две пьесы «Колыбельная песенка» Г. Свиридова и «Марш» В. Гаврилина. Ребята, слушая эти пьесы сразу начали  работать руками в ритме музыки марша. А девочки стали «укачивать» воображаемую куклу.

Одним из методов развития музыкального восприятия, художе-
ственного осмысления музыки является метод  сравнения музыкальных произведений. Метод сравнения широко использовался  на наших встречах в студии «Музыкальная палитра». Мы сравнивали музыкальные темы внутри того или иного фрагмента музыки; сопоставляли музыку нового для детей произведения со слышанной ранее.

Художественное осмысление музыки, развитие «многообразных способов мышления на музыкальном языке» (В. В. Медушевский) происходит на протяжении всего дошкольного  детства, но особенно актуальным это направление развития музыкального вос-
приятия становится в старшем дошкольном возрасте.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются возросшим  уровнем интеллекта и произвольности, значительно большим, по сравнению с младшими дошкольниками, объемом знаний об окружающем, более богатым жизненным, в том числе эмоциональным и музыкальным опытом. Это позволяет педагогу дать этим детям необходимый объемтеоретических сведений о музыке, который позволит им лучше и глубже ее понять, эстетически осмыслить и осознать. Музыкальное восприятие ребенка-дошкольника во многом определяется его жизненным и музыкально-художественным опытом, который формируется под воздействием музыкальной культуры семьи, музыкальных занятий и праздников в детском саду, посещений концертов и музыкальных спектаклей.

Организация музыкального восприятия детей в цикле студии «Музыкальная палитра» представляет собой своего рода «погружение» в музыку через слово, живопись, собственные рисунки детей и творческое движение; включение в музыкальную ткань праздников в детском саду отдельных фрагментов прослушанных ранее музыкальных произведений.