Полный текст статьи
Печать

Советско-китайские внешнеэкономические отношения зарождались в контексте помощи, оказываемой Советским государством созданной в 1921 г. Коммунистической партии Китая. Помимо оружия, боеприпасов и снаряжения, поставляемых Москвой, КПК получила квалифицированные управленческие, экономические и военные кадры, т.к. значительное количество активистов китайской Коммунистической партии прошли обучение в Москве, в специально созданном с этой целью Коммунистическом университете трудящихся Китая имени Сунь Ятсена. В университете основными учебными дисциплинами были, помимо неизбежных наук о марксизме, политэкономия, экономическая география, и военное дело – т.е., предметы, имеющие прикладной характер.

Необходимо отметить, что  за пять лет существования КУТК (1925–1930 гг.) в числе более чем полутора миллионов китайцев, закончивших данное учебное заведение, был и Дэн Сяопин, будущий «архитектор китайского экономического  чуда» [1].

Так же в числе студентов, прошедших обучение в Коммунистическом университете трудящихся Китая, были столь значимые фигуры Китайской народной Республики, как Чэнь Бода, один из ближайщих соратников Мао Цзэдуна по Политбюро КПК; видные партийные деятели Ван Мин и Ян Шанкунь; один из крупнейших военачальников, маршал КНР Е Цзяньин. Среди преподавателей КУТК следует отметить советских лидеров 20-х гг. ХХ столетия: И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, К.Б. Радека[2].

Таким образом, вклад СССР в кадровую политику КНР (стоившую Советскому Союзу существенных материальных затрат) представляется неоспоримым и весьма существенным.

Как объективно отмечает современный китайский исследователь Ван Фан, нельзя  игнорировать  создание на советские средства Военной академии в Вампу в 20-е гг. ХХ в. в Китае,  и работу в Поднебесной военных советников из СССР, включая одного из будущих выдающихся советских военачальников времен Великой Отечественной войны, маршала Советского Союза В.И. Чуйкова[3].

Помимо этого, как указывает Ван Фан, в 1939 г. сотрудниками НКВД и ГРУ (Главного разведывательного управления) СССР стала создаваться разведывательная сеть в Китае, призванная усилить позиции КПК. К примеру, на территории Яньани проходило обучение китайских коммунистов основным принципам работы в разведке и контрразведке – в секретной разведывательной школе «Институт Восточного Мюнхена», расположенной в пещерах на окраине города. Слушатели школы проходили жесткий отбор со стороны советских специалистов. После победы КПК в Гражданской войне в Китае на основе партийной разведки, состоявшей из выпускников «Института Восточного Мюнхена»  были созданы Министерство общественной безопасности (МОБ), отдел внешней разведки (Шэхуэйбу – Отдел по специальным вопросам), и Военная разведка (Цин Баобу).

Данные структуры, которыми руководили Чжоу Эньлай и Кан Шэн (прозванный позднее «китайским Берией»[4,Р. 130.] ), только за период с весны 1950 г. по январь 1951 г. обезвредили свыше 20 тыс. диверсантов и агентов иностранных разведок . Одного этого факта, по мнению автора данной работы, достаточно, чтобы осознать роль советских специалистов в создании органов государственной безопасности КНР.

В январе 1958 г. в Москве было заключено соглашение между СССР и КНР о совместном проведении исследований в области науки и техники и об оказании помощи Советским Союзом Китаю в этой работе. Соглашением предусматривалось, в частности, совместное проведение в период 1958-1962 гг. работ по решению целого ряда важнейших научно-технических проблем, имеющих сольное значение для КНР, а также укрепление непосредственных связей между научно-исследовательскими учреждениями обеих стран .

По сведениям, приводимым британским ученым Ф. Дикоттером,  «…за период    1954 - 1963 гг. СССР передал КНР свыше 24 тыс. комплектов научно-технической документации, в том числе более 1400 проектов крупных предприятий. Советский Союз  оказал КНР существенную помощь в укреплении  обороны Китая и создании современной оборонной промышленности, в подготовке инженерно-технических специалистов и рабочих. Советский Союз предоставил Китайской Народной Республике в 1950-1962 гг. на выгодных для нее условиях долгосрочные кредиты на общую сумму 1 млрд. 816 млн. рублей» [5].

Огромную роль сыграла советская экономическая помощь (оборудованием и специалистами) в развитии промышленности Шанхая. Город стал одним из главных промышленных центров КНР, один из основных поставщиков оборудования для Аньшаньского металлургического комбината на Северо-Востоке Китая, являющегося крупной металлургической базой страны. В  горнорудной  промышленности использовались изготовленные в Шанхае камнедробилки, бурильные машины, вакуумные фильтры. Электростанции получали из Шанхая паровые турбогенераторы мощностью в 5—6 тыс. квт., каждый из которых мог обеспечить электроэнергию для освещения крупного города с населением в 250 000 человек. Многочисленные предприятия легкой промышленности города дали огромное количество товаров широкого потребления для удовлетворения растущего спроса городского и сельского населения. Государственные и частные предприятия Шанхая выпускали около 100 различных марок ручек, находивших широкий сбыт не только в Китае, но и  в СССР и в странах Восточной Европы, к примеру, в 1963 - 1968 гг. предприятия Шанхая выпустили 13 млн. авторучек [6].

Как признавал китайский историк Гэ Бао-цюань, большое количество инженеров разных специальностей из Советского Союза трудились в Китайской Народной Республике совместно с китайскими специалистами, оказывая им помощь в создании ряда принципиально новых для КНР отраслей индустрии - самолетостроения, создания радиотехники, машиностроения и др. По разным данным, ежегодный прирост китайской экономики составил 16–18 %. ВВП Китая за 1960-1962 гг. вырос более,  чем в два раза;  выплавка стали и чугуна за тот же период увеличился троекратно по сравнению с 50-ми гг. ХХ в.[7].

Таким образом, можно удостовериться в неоценимом вкладе Советского Союза  в развитие народного хозяйства  Китая.  Именно советские займы, ввоз в Китайскую Народную Республику образцов новейшей техники, предоставление технической документации позволили руководству КНР заложить в стране мощную индустриальную базу.

Следует отметить, что после провозглашения КНР, как и до Второй мировой войны, в советских высших учебных заведениях многие граждане Китая прошли квалифицированное обучение;  так же им была предоставлена стажировка на советских промышленных предприятиях и  в научных лабораториях. В тот период в китайской прессе признавали, что «… советская помощь Китаю по своим масштабам не имеет прецедента в истории. Китайский народ всегда считает, что советская помощь является одним из самых важных факторов достижения быстрого прогресса в нашей стране»[8].

В конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. в системе высшего образования Китая, как отмечает современный китайский исследователь  ЧжанЮянь, продолжалось начатое еще в 1952 г. переустройство всех учебных программ и учебных планов по образцу советских университетов.  Кроме того, была приведена в действие работа по переводу с русского на китайский язык базовых учебных материалов, использовавшихся  в высших учебных заведениях Союза Советских Социалистических Республик .

К примеру, в начале 60-х гг. ХХ в. сотрудниками  аграрного института Северо-Восточного Китая прибывшими из СССР еще в 1952 г.,  были переведены на китайский и переданы во все сельскохозяйственные вузы Китая советские учебные программы более чем по сотне  учебных дисциплин [9].

В   начале 1960-х гг. в Китайской Народной Республике продолжалось интенсивное изучение русского языка, которое проходили миллионы китайских студентов. В стране было учреждено  свыше двух десятков институтов русского языка; факультеты, отделения и курсы русского языка появились во всех высших учебных заведениях Китайской Народной Республики. Более того, во всех среднеобразовательных учреждениях Северо-Восточного района Китая местное партийное руководство по согласованию с Пекином ввело русский язык в качестве общеобязательного [10].

В провинциях, автономных районах, городах, уездах, автономных округах и автономных уездах страны были созданы  отделения Общества китайско-советской дружбы, которые вели большую и плодотворную деятельность. Общество посылало в Советский Союз делегации, приглашало советских общественных деятелей в Китай, вело культурный обмен с СССР, издавало книги, журналы, газеты, агитационно-пропагандистскую литературу и материалы; организовывались фотовыставки, лекции и доклады, открывались курсы русского языка, библиотеки книг на русском языке, устраивались музыкальные вечера [11].  Таким образом, проводились мероприятия, позволяющие глубже освоить изучаемый язык.

Следует признать, что не менее интенсивно развивались и советско-китайские культурные связи. Например, в ноябре — декабре 1962 г. в Китае был организован так называемый месячник китайско-советской дружбы. Только за один месяц выступления советских артистов посмотрело свыше двух миллионов человек.

По инициативе советских специалистов в 1960-1961 гг. в Сиани, Тяньцзине и Шанхае стали издаваться новые литературные журналы «Народная литература», «Китайская литература» и  «Новое обозрение», чьи тиражи выходили не только на китайском и русском, но на английском и немецком языках.

Все вышеуказанные  журналы имели приложения для школьников, в которых печатались не только короткие рассказы, но и отрывки из крупных произведений опытных и начинающих писателей. В частности, как констатирует современный китайский исследователь Ли Цзыго, большой резонанс в ученической среде вызвала публикация повести получившего высшее образование в СССР ЧжанТяньи – «Линь Большой и Линь Маленький», осуждавшая склонность к наживе и прославлявшая упорный и добросовестный труд [12].

Кроме того, в Китайской Народной Республике пользовался большой популярностью журнал «Народный Китай», выходивший на русском и китайском языках, и содержавший статьи политического, культурологического, исторического и экономического содержания, авторами которых являлись как китайские общественные деятели, так и выходцы из социалистических стран, в первую очередь – Германской Демократической Республики и Венгрии.

В Китае существовал высокий интерес к русской классической литературе, причем наибольшую популярность к началу 60-х гг. ХХ в. приобрели произведения Ф.М. Достоевского, которые неоднократно переиздавались крупными тиражами. Помимо этого, творчество великого русского писателя изучали такие выдающиеся китайские литераторы и лингвисты, как ШэньЯнь-бин (Мао Дунь), Ху Юй-чжи, ЧжэнЧжэнь-до, ГэнЦзи-чжи и др., опубликовавшие ряд статей по данной проблематике .

Начиная с провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 г. в Китае получил массовое распространение советский кинематограф. Следует принять во внимание факт, приводимый Ли Цзыго, за первые 13 лет существования КНР 747 советских кинофильмов просмотрело почти два миллиарда местных зрителей [13].

В период с 1953 г. по середину 1960-х гг. китайское правительство поочередно направило в общей сложности 33 молодых художника в Советский Союз на учебу, чтобы повысить уровень художественного творчества и образования в Новом Китае.  Следует отметить, что эти молодые китайцы на Родине были преподавателями художественных вузов или начинающими художниками. Их средний возраст не превышал 30 лет .

Среди этих молодых студентов, однако, стоит выделить Ло Гунлюя -  был самым старшим из студентов, ему было 39 лет, к тому времени он давно приобрел статус известного китайского живописца и стал профессором художественного института. Три года он обучался в Советском Союзе. После возращения на родину он принял участие в работе по учреждению Центрального художественного института Китая – самого престижного и авторитетного художественного учебного заведения страны [14].

Большинство вышеупомянутых китайских студентов обучалось в тогдашнем Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В то время в Советском Союзе было открыто много художественных институтов, в  частности, самыми известными были Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова .

Согласно историческим документам, в тот период Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина специально принимал студентов из социалистических стран, а студенты из Африки и Латинской Америки в основном обучались в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова [15].

Представляют интерес рассуждения  ШаоДачжэня, так же прошедшего обучение в СССР: «… В 1963 г. в Советском Союзе отмечалась 18-летняя годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Хотя в то время Советский Союз еще находился на этапе восстановления и возрождения народного хозяйства, и уровень жизни народа был невысоким, однако по сравнению с Новым Китаем тогдашний Советский Союз вполне можно было назвать «социалистическим раем». Согласно подписанному двумя странами соглашению, китайские студенты в Советском Союзе пользовались бесплатным образованием и общежитиями, а китайское правительство отвечало за их проживание и обеспечение одеждой за рубежом. Во время учебы в Советском Союзе китайские студенты бакалаврских курсов ежемесячно получали стипендию в размере 500 рублей, а аспиранты – 700 рублей. По  сравнению с другими студентами Советского Союза мы считались «очень богатыми». Однажды  наш министр просвещения отметил, что ежегодные расходы на каждого китайского студента в Советском Союзе равнялись общему годовому доходу 250 китайских крестьян» [16].

ШаоДачжэн с удовлетворением отмечает  любовь и уважение советских мастеров живописи к китайской традиционной культуре. А.С.Мельников (1919-2012 гг., известный представитель классического реализма в живописи), М.С. Аникушин (1917-1977 гг., выдающийся скульптор, действительный член Российской академии художеств) и другие профессора института не только восхищались китайской национальной живописью, но и неоднократно советовали китайским студентам извлекать полезный опыт из отечественной живописи. Директор института Н.М. Орешников дал высокую оценку картине маслом под названием «Подземная война», которая принадлежала кисти вышеупомянутого Ло Гунлюя. По его словам, данная работа выделялась своеобразным китайским колоритом. На лекциях эти мастера неоднократно повторяли, что одновременно с овладением творческой теорией, приемами и техникой западной живописи необходимо наследовать и развивать традиции своей национальной живописи, гармонично объединять их воедино и формировать собственный стиль [17].

К окончанию института китайские студенты факультета масляной живописи решили копировать наиболее выдающиеся картины в музеях и художественных галереях Ленинграда, чтобы привести на Родину «известные живописные шедевры». И к этой работе они приложили немало усилий. Например, для копирования образцовой работы И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» Ло Гунлюй работал в художественной галерее в течение долгого времени. А все остальное время он проводил в общежитии, где всесторонне изучал уникальный колорит работ И.Е. Репина. По инициативе данных студентов-китайцев Центральный художественный институт Китая открыл факультет истории изобразительных искусств, взяв за основу присланные нами советские учебные программы и конспекты.

К середине 60-х гг. ХХ в. в городах КНР было открыто более 30 домов китайско-советской дружбы, так же организовывавших показ кинофильмов, диафильмов, проводивших различные выставки, открывавших читальни. К примеру, Шанхайский дом дружбы только за 1961 г. вовлек в свою работу более миллиона человек. В отделениях Общества китайско-советской дружбы активно использовались агитмашины, крейсировавшие  по сельским районам и являвшиеся  «… как-бы подвижными отделениями Общества китайско-советской дружбы»[18].

Печатным органом Общества китайско-советской дружбы являлась газета «Чжунсуюхаобао» («Китайско-советская дружба»), которая  пользовалась большой популярностью среди самых широких читательских масс. С апреля 1960 г. Общество китайско-советской дружбы начало выпускать ежедневную газету «Дружба» на русском языке,  тираж которой спустя всего два года времени с 2000 экземпляров вырос до 60 тысяч экземпляров.

Общество китайско-советской дружбы создало вечерние школы русского языка и организовало заочное обучение русскому языку по радио. Очным и заочным обучением охвачено примерно 50 тысяч человек. Важнейшие факты дружбы и сотрудничества между Китаем и Советским Союзом отражались в докладах Общества китайско-советской дружбы, а также в книгах, брошюрах и альбомах [19].

Важно отметить, что в целях дальнейшего развития и укрепления дружбы между народами Китая и Советского Союза обе страны практиковали обмен делегациями. Так, по приглашению Общества китайско-советской дружбы в 1962 г. в КНР приезжала делегация деятелей культуры СССР, возглавляемая писателем и журналистом А.А. Сурковым. За время своего пребывания делегаты провели 35 докладов, которые прослушало более 100 тысяч человек. Кроме того, делегаты участвовали в 30 специальных беседах, провели встречи и беседы с представителями общественности различных кругов. Делегация от Общества китайско-советской дружбы приняла приглашение посетить Советский Союз.

После возвращения в Китай, члены делегации, в различных районах страны прочитали лекции о своей поездке по Советскому Союзу, опубликовали ряд статей, рассказав китайскому народу обо всем виденном в СССР. Только в Пекине в дни празднования 45-й годовщины Октябрьской революции ими было прочитано 30 докладов, которые прослушало более 50 тысяч человек. Советский хореографический ансамбль «Березка», приглашенный Обществом китайско-советской дружбы и Министерством культуры КНР, дал 38 концертов в десяти крупных городах Китая, которые посетило более 120 тысяч зрителей [20].

В начале 60-х гг. ХХ столетия в Шанхае и Кантоне проходила Выставка достижений экономического и культурного строительства СССР, бывшая до этого в Пекине. Только за 4 месяца на выставке побывало около 6200 тыс. человек, в том числе 80 тыс. китайцев, специально приехавших на выставку из Гонконга и Макао. Для жителей различных районов Восточного и Южного Китая, не имевших возможности побывать на выставке, идя навстречу их пожеланиям, Общество китайско-советской дружбы организовало чтение лекций о выставке.

В тот  период Общество китайско-советской дружбы регулярно выпускало книги, журналы, фотоальбомы, знакомившие граждан Китая с особенностями промышленного и культурного развития в СССР и с жизнью советского народа; фотовитрины, сделанные Обществом китайско-советской дружбы,  устанавливались на улицах различных городов, в парках, на заводах, в сельскохозяйственных производственных кооперативах и вызвали интерес населения. Как констатирует британский исследователь У.С. Мортон, среди жителей Китайской Народной Республики было широко распространено выражение «Сегодня Советского Союза - это наше завтра».

Общество китайско-советской дружбы стремилось ввести широкие массы китайцев с опытом государственного строительства в Советском Союзе, с достижениями советских граждан в развитии народного хозяйства. Следует отметить, что подобные мероприятия являлись основной частью повседневной ра¬боты Общества китайско-советской дружбы.

К примеру, отделения Общества китайско-советской дружбы в провинции Гирин и ряде других мест проводили работу по ознакомлению с советским опытом соблюдения режима экономии в производстве. На Чанчуньской обувной фабрике наблюдались явления расточительного расходования материалов. Отделение Общества китайско-советской дружбы ознакомило рабочих этой фабрики с движением за экономию на московской обувной фабрике «Парижская коммуна», инициатором которого стала сотрудница данного предприятия Л.М. Корабельникова.

 При участии Общества китайско-советской дружбы коллектив Чанчуньской фабрики успешно изучил опыт Л.М. Корабельниковой. Фабрика заняла одно из первых мест среди предприятий города по экономии сырья и материалов и, кроме того, стала застрельщиком движения «Работать за счет сэкономленного сырья». Общество китайско-советской дружбы через газеты и радио проводило широкую пропаганду этого примера и совместно с профсоюзом издавало различные брошюры о советском опыте работы, распространяя их на заводах и фабриках. Движение «Работать за счет сэкономленного сырья» привлекло внимание народных масс всей страны и до середины 60-х гг. продолжало  развиваться в широких масштабах.

В деревнях и селах Китая, где отмечался серьезный подъем движения за кооперирование в сельском хозяйстве, Общество китайско-советской дружбы проводило работу по ознакомлению с деятельностью советских колхозов и изучению их опыта.

 Так, к примеру, Центральное правление Общества китайско-советской дружбы и Общество китайско-советской дружбы провинции Хэбэй издали около 600 тысяч экземпляров цветных плакатов «Советский колхоз». Общество китайско-советской дружбы, учитывая особенности различных национальных районов, ознакомило население с положением в колхозах различных народностей Советского Союза. Все это сыграло огромную роль в  воздействии на сознание крестьян и укрепило в них уверенность в правильности пути кооперирования. Большую роль сыграло Общество китайско-советской дружбы в распространении опыта работы  колхозов   в СССР  в аграрном секторе КНР.

Нельзя не признать тот факт, что Общество китайско-советской дружбы за  годы, предшествовавшие охлаждению советско-китайских отношений, провело немалую работу, которая могла бы достичь гораздо большего эффекта, если бы не резкое ухудшение советско-китайских отношений.         Культурные, научные, спортивные обмены между СССР и КНР резко сократились, по мере того, как снижался уровень политических контактов. Новое улучшение отношений между СССР и КНР наступило лишь в период «перестройки» в СССР во второй половине 80-х гг. ХХ в.,  в   эпоху «нового мышления» в советской внешней политике .

 Советско-китайские отношения в культурной сфере охватывали самые различные аспекты: от распространения грамотности до обмена культурным опытом. Следует признать, что Китай, с его древней историей и богатой культурой, тем не менее, в середине ХХ в. представлял собой страну с незначительным количеством образованных людей, что затрудняло развитие молодой Китайской Народной Республики.

Помощь, оказанная СССР КНР в кадровом вопросе, как и роль советских специалистов в развитии духовной сферы китайского общества, играла во многом определяющую роль в становлении и развитии управленческих структур Китайской Народной Республики, верхушки ее вооруженных сил, технической, педагогической и творческой интеллигенции. 

Важность данного аспекта подчеркивает и тот факт, что Советское государство, понесшее огромный материальный ущерб в ходе Великой Отечественной войны, выделяло зарождавшейся Китайской Народной Республике астрономические по тем временам финансовые средства, значительное количество ценного оборудование и не менее ценные кадры  в весьма сложный для себя период существования. Разрыв советско-китайских культурных связей в середине 60-х – 70-е гг. ХХ в. был предопределен ухудшением внешнеполитических отношений между Москвой и Пекином, произошедшим, в большей степени, по вине китайской стороны.

Специфика советско-китайских внешнеэкономических отношений и культурных связей в исследуемый период заключалась в интенсивных контактах между двумя странами, которые позволили гражданам СССР и КНР глубже познакомиться с традициями, обычаями и менталитетом своих соседей. Взаимопроникновение советской и китайской культур, даже после кардинального изменения во внешнеполитических связях, сохраняло перспективы на конструктивный диалог в будущем и возрождение плодотворного сотрудничества между нашей страной и Китайской Народной Республикой, а геополитическое соседство двух стран давало надежду на то, что улучшение ситуации наступит в не очень долгосрочной перспективе.      

Следует признать, что советско-китайские культурные связи в конце 50-х – 70-е гг. ХХ в. являлись  наиболее плодотворным аспектом отношений Китая и СССР в исследуемый период. Помощь, оказанная Советским Союзом в развитии системы среднего и высшего образования, периодической печати, книгоиздательства, киноискусства существенным образом обогатило новую культуру Китая, способствовало широкому распространению грамотности в КНР и созданию новой интеллектуальной элиты.

В той же степени культурные связи между Пекином и Москвой способствовали взаимопроникновению культур и искоренению ряда стереотипов, укоренявшихся в сознании двух народов на протяжении столетий. Степень советского влияния в КНР подтверждается фактом жестоких репрессий периода «культурной революции» в Китае, направленных Мао Цзэдуном против просоветски ориентированных партийных лидеров и специалистов различных уровней.

Тем не менее, вклад СССР в развитие духовной сферы китайского общества оставлял, наряду с геополитическим и экономическим факторами, шанс на возрождение советско-китайского сотрудничества.