Полный текст статьи
Печать

Как известно, переход к постиндустриальному обществу, стремительные преобразования в экономике, процессы глобализации требуют сегодня адекватного отношения к такому явлению, как современное качество образования. Во всём мире в настоящее время идёт активный поиск новой модели образования, которая обеспечила бы устойчивое развитие человечества.

Безусловно, во все времена существовали и остаются в настоящее время разного рода проблемы преподавания, особенно в профессионально-обособленных сферах деятельности, например, понятийного [1; 2], правового [3; 4] и методического [5; 6] плана. Однако сейчас особенно остро стоит необходимость внедрения в образовательный процесс современных высокотехнологичных средств обучения в сочетании с повышением качества образования [7,8,9,10,11].

Отметим, что проблема качества образования является ключевой как для системы образования, так и для развития любого государства в целом. Очевидно, что качество образования сегодня определяет качество жизни. Экономическое, социальное и духовное развитие страны в значительной степени зависит от качества образования[12, с.103].В современном мире мы понимаем, что обучение «на расстоянии» становится всё более популярным, привлекая множество желающих получать образование действительно эффективно. По поводу эффективности использования smart технологий мы и попытаемся высказать свое мнение, обобщив опыт преподавателей нашей кафедры.

Не секрет, что современные технологии открыли перед абитуриентами массу новых возможностей, сняв практически все известные ограничения. На расстоянии обучаются как молодые люди, получающие первое высшее образование, так и солидные сотрудники, которые стремятся расширить свою сферу деятельности, добиться больших успехов[13, с. 64].Безусловно, для организации образовательного процесса вузам и бизнес-школам требуется прилагать немало усилий. Разрабатываются новые программы, учебные комплексы, создаются мультимедийные курсы, электронные библиотеки. Преподаватели адаптируют для дистанционного формата свои методические указания, тесты и иные элементы учебно-методического комплекса. Специалисты ВУЗа следят за качеством электронного и дистанционного образования, полностью контролируя процесс. Большой спрос в данной сфере рождает предложение: университеты не отстают от времени и быстро перестраиваются в соответствии с новыми тенденциями, требованиями и программами. Но на наш взгляд, данные технологии применимы в полном объеме только для дополнительного профессионального образования, а в высшей школе возможно применение лишь отдельных элементов электронного обучения. Необходимо отметить, что в нашем филиале более десяти лет используются различные элементы электронного обучения с применением различных СДО. Первооткрывателем, если можно так сказать, был полюбившийся всем преподавателям за удобство работы и доступный интерфейс СДО «Прометей»[8, с.65]. Впоследствии пришлось работать в СДО «Виртуальный кампус». Конечно, при использовании данных систем у педагогического коллектива накоплен колоссальный опыт. На наш взгляд, любая электронная среда обучения должна включать в себя индивидуальные возможности для каждого студента, и соответственно задания должны носить персональный характер, и желательно с последующей аудиторной защитой контрольных мероприятий[12 с.105]. Разумеется, для этого в рабочем учебном плане ВУЗа должны предусматриваться часы на защиту практических и контрольных работ. В противном случае процесс обучения сложно назвать эффективным. На сегодняшний день мы и наши коллеги сталкиваемся с тем, что зачастую характер выполнения контрольных мероприятий носит заказную направленность. Чаше всего это касается студентов заочной формы обучения, таким образом, персональная беседа с каждым студентом является неотъемлемой частью процесса обучения. На наш взгляд, процесс обучения должен вносить определенный задел на будущее, то есть отвечать концепциям и целям современного мира, а именно: конкурентоспособность выпускников; образование через всю жизнь; способность к самообразованию; по нашему мнению, это достигаемо именно в аспекте практического опыта использования различных кейсовых и он-лайн технологий[14, с.97].

Согласимся с профессором Ю.И. Федчишиным, который отмечает, что «внедрение современных технологий обучения, в том числе e-Learning или использование его элементов в смешанном обучении, которое сочетает традиционное и электронное обучение, основано на самостоятельной работе студентов по получению новых знаний, умений и навыков, а также самооценке и самоконтроле степени усвоения учебного материала. Поэтому главные проблемы, решаемые в настоящее время: может ли студент, используя предлагаемый учебный курс, учиться самостоятельно и при этом эффективно; каковы критерии оценки полученных знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, которые устранят необъективность и предвзятость, а также возможность фальсификации результатов» [14, с. 94].

Взвешивая всевозможные положительные и отрицательные моменты использования электронного обучения, не стоит забывать о классическом аудиторном общении преподавателя (тьютора) и студента. Разумеется, можно отметить положительные моменты, например, такие как: тестирование в виде самопроверки; размещение презентаций и иных материалов учебно-методического комплекса для изучения дисциплины. Конечно, говоря об удаленности студентов, особенно заочной формы обучения, использование вышеназванных СДО позволяет, и обмениваться файлами, и получать консультации на расстоянии.

Хочется отметить, что в условиях рыночной экономики система заочного и вечернего обучения является важным источником получения высшего образования, которое всегда было и остается единственным надежным фундаментом для карьерного роста личности. Востребованность заочной и вечерней форм обучения существенно возрастает в связи с мотивацией молодежи на более раннее включение в трудовую деятельность. Организации, предъявляя повышенные требования к выпускникам вузов при приеме на работу, обращают внимание не только на знания теории и существующей практики в определенной сфере деятельности, но и умение успешно применять новые технологии, что требует качественно нового уровня образования. Подчеркнем, что преподавание в экономическом вузе на заочной форме обучения имеет свою специфику и состоит в небольшом объеме учебного времени, отводимого на изучение каждой дисциплины и занятиях, проводимых в вечернее время или выходные дни. Необходимо учитывать эти особенности, внедряя учебные занятия и методические приемы, позволяющие за короткое время максимально активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Также использование новейших интерактивных форм обучения формирует интерес к изучаемым дисциплинам посредством инструментария, реализуемого через возможности электронного обучения. Вместо обычной меловой или маркерной доски, преподаватели могут красочно в виде слайдов, рисунков, графиков сопроводить лекционные и практические занятия. Некоторые ВУЗы в период расцвета дистанционного образования занимались созданием электронных учебников. В настоящее же время, в основном проводятся занятия, конференции, и иные мероприятия в виде вебинаров.

Хочется акцентировать внимание на том, что первостепенное значение для повышения уровня эффективности системы заочного обучения имеет системный подход к организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по заочной форме обучения в вузе. Организация учебно-познавательной деятельности предполагает обеспечение условий, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих одновременно обширным общеобразовательным кругозором. Реализации этой задачи способствует заочная форма обучения, позволяющая студентам формировать свой интеллектуальный уровень параллельно с практическим овладением профессиональными навыками. В процессе обучения важно знакомить студента с компьютерными справочными системами, каждая из которых включает в себя целые семейства информационных баз определенной направленности, в том числе и полную подборку нормативных документов по бухгалтерскому учету, консультации и разъяснения по практическому применению этих документов, авторами которых являются специалисты Минфина, Госналогслужбы, Центрального Банка и других министерств и ведомств. Необходимо чтобы студенты изучали наиболее распространенные на рынке программных продуктов, автоматизирующих различные участки учета: «1С-Бухгалтерия», «СБИС++», «Инталев» и другие. Таким образом, информационно-технические средства обучения являются неотъемлемой составной частью учебного процесса вуза, в особенности при заочной форме обучения и позволяют четко и оперативно решать задачи финансовой направленности, бухгалтерского и налогового учета.

В настоящее время, во многих вузах применяется система дистанционного обучения Moodle. Отметим, что это система управления курсом – некий открытый пакет программ, созданный в помощь педагогам для эффективного создания online-обучения с использованием широкого спектра педагогических принципов. Moodle – это веб-технология, используется как on-line, так и offline. Данное программное обеспечение широко применяется и очень полезно в школах, вузах и других учебных заведениях. Также оно используется различными организациями и частными преподавателями. Системе доступны различные пакеты загрузки с дифференцированными уровнями стабильности. Имеется возможность загрузки множества дополнительных компонентов, таких, как модули и языковые пакеты. Следует отметить, что современные инструменты позволяют и отправлять работы преподавателю на проверку и проводить обсуждения в виде форумов и чатов. Кроме того, в рамках современно ВУЗа могут реализовываться интерактивные учебно-тренинговые практикумы по различным дисциплинам и блокам учебных дисциплин учебного плана бакалавров и магистрантов; а также, дополнительного профессионального образования.

Таким образом, виртуальность все больше привлекает к себе внимание специалистов в сфере электронного обучения. Уже порядка пятнадцати лет дистанционное обучение с успехом применяется в организациях и учебных заведениях. Для обучающихся должна создаваться такая среда обучения, при которой не только воссозданы очные встречи, но и предоставляются различные инструменты для совместной деятельности. Для неформального обучения и обучения по конкретной тематике созданы учебные порталы. Подобные среды в настоящее время получили название «виртуальные среды обучения». Главная задача для организаций сейчас – подготовить необходимые условия для постоянно действующих центров обучения, в которых учащиеся будут погружены в такие виртуальные среды. Разумеется, целесообразно и возможно таким образом организовать самостоятельную работу студента, предусмотренную в учебном плане, и проводить занятия на расстоянии, и консультировать студентов заочного отделения в ходе подготовки ими контрольных мероприятий, курсовых работ отчетов по практике. Отметим, что студентов же привлекают неоспоримые преимущества электронного или дистанционного обучения и в современном мире каждый человек с лёгкостью найдёт среди них те, которые являются для него определяющими.Кроме того, вновь соглашаемся с профессором Ю.И. Федчишиным, что «каждого студента нужно научить систематически, работать в течение всего периода обучения в вузе с первых его дней, прорабатывать лекции, вдумчиво читать и конспектировать учебники и другую рекомендованную литературу, оптимально выбирать время работы в электронной библиотеке и системе электронного обучения» [14, с.97].