Полный текст статьи
Печать

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ(проект №15-06-10823а «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта»).

Происходящие и планируемые изменения Российской системы образования, направленность высшего образования на практический результат, возрастающая роль работодателей в проектировании и заказе на дипломные проекты, которые призваны выполнять конкретные запросы практики, создание в будущем системы конкурсного трудоустройства в России для компетентных молодых специалистов требует уже не только от выпускников, но и от студентов проявления на практике как профессиональных, так и общекультурных компетенций, заложены в стандарте вышей школы для каждой конкретной специальности. Вышеуказанные задачи так или иначе освещаются в государственных документах, проектах, средствах массовой информации, регламентируя деятельность в области образования.

Особенности построения системы обучения с использованием новых информационных технологий, в том числе он-лайн хорошо освящены в научных публикациях в том числе преподавателей Ярославского филиала МЭСИ (ныне Ярославского филиала РЭУ им. В.Г.Плеханова). Предложенные инновационный формы обучения, с использованием информационных технологий в сочетании  с классическим вузовским обучением дали положительный результат, о чем свидетельствуют работы Андреева В.Е. [1], Быковой Д.С. [2], Волкова А.Ю.[3], Дьяконенко Ю.Н.[4], Жолудевой В.В.[5], Заботиной Н.Н.[6], Коньковой О.М. [7], Кормягиной Н.Н. [8], Крыловой Е.Э. [9], Мельниченко Н.Ф. [5], Панарского Н.С. [10], Райхлиной А.В. [11], М.В.Макаровой [12].

Психология, как дисциплина является предельно практической. При этом, с одно стороны, у каждого студента есть житейские психологические представления, помогающие ему осуществлять жизнедеятельность, а с другой стороны,происходит освоение новой профессии, где требуются те или иные практические психологические знания и навыки.В связи с этим возникает проблема: «Каким должен быть процесс преподавания психологии для студентов экономических вузов в условиях изменения логики и структуры обучения?». В настоящей публикации речь пойдет не о всем блоке психологических дисциплин, а только о психологической дисциплине, относящейся к области социальной психологии – «Деловых коммуникациях». Целью дисциплины «Деловые коммуникации» является формирование у студентов представления о сущности и формах деловой коммуникации, включая международный контекст и коммуникацию в Интернете, об общих закономерностях, средствах, правилах и нормах деловых коммуникаций, а также содействие формированию компетенций в области делового общения.

Изучение дисциплины содействует формированию нижеследующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО (По направлению подготовки 080200 «Менеджмент»):Общекультурные компетенции (ОК): умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11); понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16); способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).Профессиональные компетенции (ПК): способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5); владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6); способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7); знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25).

По направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика»:Общекультурные компетенции (ОК): способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (ОК-7); способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);Профессиональные компетенции (ПК): способность организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-10); консультировать заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-22); консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ПК-25).

Самостоятельная работа по курсу «Деловые коммуникации» способствует углубленному изучению тем, составляющих основу деловой коммуникации, и включает в себя: изучение лекционного материала, знакомство с дополнительной литературой по темам, подготовку сообщений, докладов, эссе, выполнение домашних заданий к изучаемым темам, решение проблемных ситуаций (кейсов).

Для успешного освоения дисциплины потребуется и умение интегрировать имеющийся практический опыт и находить ему теоретическое объяснение, и умение анализировать проблемные ситуации делового общения и взаимодействия. Практические занятия по дисциплине «Деловые коммуникации» проводятся с применением активных методов обучения и современных образовательных технологий, и включают в себя: изучение примеров деловых коммуникаций, представленных в средствах массовой информации (СМИ), Интернете и художественной литературе, мини-исследовательские проекты, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, метод мозгового штурма, решение проблемных ситуаций (кейсов). Одним из трудных, но вместе с тем привлекательных и интересных,являются мини-исследовательские проекты, которые могут выполнятся как в группе, так и самостоятельно, и на основании которых можно делать не только психологические, но и управленческие выводы.

Особенности и результаты некоторых исследовательских мини-проектов.

Проект-сотрудничество. Один из проектов 2014-2015 был посвящен тому, что студенты групп МТ-32 (Хайдуковой С., Орловой Е., Честнокова А.) и МТ-12 (Шалина В., Умматовой К., Герасимовой Л.) собрали эмпирический материал, позволяющий провести сравнение уровня креативности педагогов вузов, школ и дошкольных образовательных учреждений, а также оценить умение решать профессиональные проблемные ситуации. Всего в исследовании приняли участие всего 49 человек, из них воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного типа №1 г. Ярославля (7 человек) и воспитатели других детских садов города Ярославля (21 человек) и педагоги школ (16 человек) и высших учебных заведений (5 человек). Методы исследования:1.Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности. 2. Тест Куна «Кто Я?». 3. Методика диагностики невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса, адаптация А.Н.Воронина). 4. Методика диагностики вербальной креативности (С.Медник, адаптирована А.Н.Ворониным). Используя методы описательной статистики, мы изучили уровень творчества, креативности педагогов и их умение решать профессиональные проблемы, установили, что существуют некоторые отличия педагогов ДОУ и школ и вузов. Преподаватели школ и вузов меньше ощущают потребность в определенности и постоянстве, нежели воспитатели ДОУ. Так же были выявлены различия в знании своих индивидуальных интеллектуальных качеств и умении их оценивать. Наиболее выражен этот показатель у педагогов школ и вузов. Успешность решения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности не зависит от уровня креативности и сферы деятельности педагогов.Кроме полученных научных данных, в рамках проведенного исследования удалось получить и так называемый «побочный продукт», а именно способствовать развитию приоритетного направления деятельности филиала – наладить сотрудничество и взаимодействие с педагогами школ для консолидации усилий по преемственности стандартов высшей и средней школы. Цель направления было: повышение статуса филиала как СМАРТ-университета. Задачи:1. Разработка и внедрение психолого-педагогического комплекса, включающего активные, интерактивные и практикоориентированные технологии обучения НПР и преподавателей школы. 2. Развитие партнерских отношений на стыке ключевых компетенций современных педагогов: конструктивная конфликтность, стрессоустойчивость, информационная  компетентность. 3. Обеспечение контингентов для приемной кампании, профориентационных интеллектуальных мероприятий.

Проект-обучение. Другой проект выполнила студентка СПО (Джораева Р.Д.) под нашим руководством, в частности было проведено исследование на тему «Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтах и стрессе у агентов телефонных продаж компании «Ростелеком». Данное исследование мы проводили для того, чтобы определить как агенты по продажам компании «Ростелеком» справляются с проблемными ситуациями, которые возникают в процессе их работы. Поскольку работа агентов заключается в постоянном общении по телефону с разными людьми, они сталкиваются как с положительными, так и с негативными эмоциями абонентов. В обязанности агентов входит осуществлять звонки по телефону абонентам различных компаний предоставляющих услуги интернета и телевидения и предлагать услуги компании «Ростелеком», заключать с ними договоры, и отслеживать процесс подключения абонентов. Выборка: в исследовании приняли участие 13 агентов в возрасте от 16 до 50 лет. Методы исследования: 1. Опросник способов Реагирования в конфликтных ситуациях К. Томаса. 2.Индикатор стратегий преодоления стресса Д. Амирхана (адаптирован М. Яхтомским и С. Сиротой).3. Метод описания проблемной ситуации (М.М.Кашапов, И.В.Серафимович). В ходе исследования мы получили следующие результаты. Из способов реагирования в конфликтных ситуациях у операторов на первом месте стоит стратегия «компромисс», (соглашение на основе взаимных уступок), на втором месте «приспособление», на третьем «избегание», затем «соперничество», и на последнем месте «сотрудничество», когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.Анализ стратегий поведения в стрессе показала, что на первом месте у менеджеров по продажам стоит «решение проблем, на втором - «Поиск социальной поддержки», на третьем - «Избегание проблем». Полученные эмпирические данные позволили не только лучше освоить практическую составляющую курса, но и были представлены в виде публикации студентки на XV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь. Образование. Экономика» (Ярославский филиал МЭСИ, 23 апреля 2015 года).

Проект-развитие компетенций выпускников. Нижеуказанная работа студента проводилась в рамках и по заказу приоритетного направления деятельности филиала – содействие формированию профессиональных компетенций выпускников СМАРТ-университета. Задачами данного направления являются: 1. Обеспечение эффективной адаптации первокурсников (психологические тренинги, включение в студенческий союз, научную деятельность).2.Формирования и развития метакогнитивных способностей студентов для электронного обучения. 3. Подготовка 3-4 курсов к профессиональному становлению и формированию базовых ценностных ориентаций конкурентоспособного специалиста. 4. Психолого-педагогическая поддержка выпускников (помощь при составлении резюме, тренировка навыков прохождения собеседования, отслеживание перспективного профессионального пути). Студентом СПО (Таттыбаевым А.В.) под нашим руководством было проведено исследование на тему «Взаимосвязь самооценки и мотивации достижения у студентов экономического вуза». Работа приняла участие и вышла в полуфинал Российской научной конференции школьников «Открытие» (2015).

Цель: исследование профессиональной мотивации и самооценки у студентов 1 и 3 курсов экономического вуза, специальности «Экономика» и «Менеджмент». Объект исследования: мотивация и самооценка студентов 1 и 3 курсов экономических специальностей. Предмет исследования: мотивация и самооценка студентов.Выборка: В исследовании приняли участие студенты 1 и 3 курсов, специальности «Экономика» Ярославского филиала МЭСИ. Методы исследования: Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера (State-TraitPersonalityInventory). Опросник на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (опросник модификация А.М.Прихожан).

Анализ результатов по методике диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (State-TraitPersonalityInventory) позволяет сказать, что у студентов 1 курса познавательная активность и мотивация достижений ниже, чем у студентов 3 курса (хотя достоверных значимых отличий не обнаружено). Это можно объяснить тем, что данная группа учащихся еще не адаптировалась к новым условиям обучения, и они не до конца понимают специфику выбранной ими специализации. В то же время на 3 курсе нарастает уровень тревожности и гнева, так как выше степень ответственности. Так же на 3 курсе больше профессионально-ориентированных дисциплин, что повышает сложность обучения.Анализ результатов по методике измерения мотивации достижения А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, позволил констатировать тот факт, что к 3 курсу увеличивается мотивация достижений и несмотря на рост мотивации достижений, обе группы характеризуются мотивом избегания неудач – как одним из устойчивых мотивов личности.Анализ результатов по методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М.Прихожан)показывает, что самооценка у студентов 1 курса выше, чем на 3 курсе и что в процессе обучения растет уровень притязаний и падает уровень самооценки.

Обработав данные тестов с помощью программы SPSS, мы установили:

1)положительную корреляционную связь между мотивацией достижения и уровнем самооценки (r=0,377, на уровне значимости р≤0,05), то есть чем выше мотивация достижений, тем выше уровень самооценки.

2)положительную корреляционную связь между самооценкой и суммарным баллом мотивации учения и эмоционального отношения к учению (r=0,401, на уровне значимости р≤0,05), то есть если у студента высокий уровень самооценки, то мотивация к обучению тоже повышается, а вследствие этого повышается и эмоциональное состояние. Студент начинает работать с большей отдачей и приобретает необходимые компетенции.

3)отрицательную корреляционную связь между познавательной активностью и степенью расхождения уровня самооценки и уровня притязаний (r=-0,386, на уровне значимости р≤0,05), то есть чем выше познавательная активность, тем меньше степень расхождения самооценки и уровнем притязаний. Если студент мотивирован на обучение, имеет достаточно высокий уровень самооценки и притязаний, то перед нами наиболее продуктивный вариант отношения к себе. У таких студентов высок уровень целеполагания.

4)отрицательную корреляционную связь между уровнем самооценки и степенью расхождения ее с уровнем притязания (r=-0,759, на уровне значимости р≤0,01), то есть у личности с высокой и очень высокой  самооценкой наблюдается низкий уровень расхождения с уровнем притязаний.

Исследование профессиональной мотивации и самооценки у студентов 1 и 3 курсов экономического вуза, специальности «Экономика» и «Менеджмент», позволило нам сделать выводы: во-первых, чем выше уровень самооценки, тем выше мотивация достижений, лучше эмоциональное состояние, во-вторых, познавательная активность способствует уменьшению расхождения самооценки и уровня притязаний.

Таким образом, использование исследовательских мини-проектов способствует интеграции учебной и внеучебной деятельности, позволяет осваивать психологические навыки непосредственно в практической деятельности, может являться пусковым механизмом для решения стратегических задач филиала.

Особенности и результаты некоторых мероприятий в рамках сетевого взаимодействия. В настоящий момент времени требуется усиление практической составляющей образовательной деятельности в рамках нового вектора развития высшего профессионального образования, что в свою очередь стимулирует к более интенсивному и комплексному сотрудничеству вузов и социальных партнеров. Описываемое нами партнерство различных образовательных структур (городского и федерального уровня) начало реализовываться в 2013-2014 и реализуется по сей день. Партнером является Городской центр развития образования (ГЦРО, директор О.В.Бушная), осуществляет организацию и проведение конкурсов среди педагогического сообщества.Конкурсное движение в современный период времени охватываем многие отрасли и сферы деятельности (лучший топ-менеджер организации, лучший сотрудник банка, лучший продавец и т.п.). При этом организация конкурсов осуществляется на разных уровнях: от внутреннего до федерального. Наиболее открытым для возможности посещения, перенятия опыта, обучения и участия являются конкурсы в педагогическом сообществе.

В каждом конкурсе проходит несколько этапов, в ходе которых определяется победитель, при этом лишь несколько из этапов представляют интерес для содействия формированию у студентов коммуникативных и рефлексивных компетенций. Наиболее показательными являются участив в этапах: творческая самопрезентацияи брифинг. На самопрезентации оценивается актуальность и новизна представленной информации;научность и аргументированность, неординарность мышления (уникальность, оригинальность, самобытность опыта);результативность (успехи, достижения обучающихся);профессиональная эрудиция, компетентность;оригинальность презентации: стиль, грамотность, четкость, выразительность изложения, степень воздействия на аудиторию.Брифинг оценивает коммуникативные навыки (ораторское искусство, выразительность речи, способность вести диалог-общение на заданную тему, умение высказать свою точку зрения кратко, логично, понятно; ситуативная соотнесенность, способность к экспромту и импровизации);обоснованность, аргументированность позиций;оригинальность.

Формы участия студентов на каждом этапе различны. За два с половиной года на открытых мероприятиях конкурса и мероприятиях по подготовке к конкурсным испытания побывало около 150 студентов филиала.Что дает студентам возможность быть наблюдателем на конкурсном испытании самопрезентация? С педагогической точки зрения студенты в активной форме изучали процесс презентации личностных особенностей и достижений в процессии, умение устанавливать деловую коммуникацию с широкой аудиторией слушателей. Была возможность оценить невербальные аспекты общения, умение отвечать на вопросы и в целом уровень стрессоустойчивости при самопрезентации. Рефлексия, проведенная после занятия в он-лайн форуме позволила зафиксировать различные отзывы которые касались осознания своих возможностей, получения практических навыков делового общения.

В рамках брифинга идет живой диалог студентов и педагогов. Подготовив заранее вопросы, касающиеся как образования в целом, так и носящие личностных характер студенты спрашивают, спорят, дискутируют о насущных проблемах. Среди часто задаваемых,есть такие вопросы, как необходимость наказания школьников (запись замечаний в дневник, «двойки»), формы современного интернет-общения педагогов образовательных учреждений, мотивы выбора профессии, способы и приемы развития одаренность обучающихся, а также вопросы сохранения и укрепления собственного здоровья педагогами. В ходе брифинга, во-первых, создается уникальный пласт общения разных поколений (где соответственно приобретаются навыки общения решения вечных проблем «отцов и детей»), во-вторых, преодолеваются барьеры общения, связанные с разным социальным статусом (студент-учитель школы, педагог), в-третьих, тренируется навык умения формулировать и задавать вопросы, аргументировать позицию, активно слушать и слушать собеседника, что в целом не только способствует развитию коммуникативных компетенций студентов высшей школы, но повышает их востребованность на рынке труда и конкурентоспособность, а значит пилотажный эксперимент партнерства различных образовательных структур (городского и федерального уровня) может быть успешно трансформирован в долгосрочное сотрудничество, для достижения которого в настоящий период времени идут продуктивные переговоры.

Мы кратко остановились на некоторых особенностях сетевого взаимодействия и мини-исследовательских проектах в рамках преподавания психологической дисциплины.И хотя наше освещение имеет некоторые недостатки, в частности не представлен анализ достоверности предложенных форм обучения от классических, исследовательские проекты студентов нельзя считать в полной мере научными, но тем не мене мы можем сделать ряд выводов.Во-первых, компетенции, полученные в ходе изучения дисциплины «Деловые коммуникации» пригодятся, как во время освоения других дисциплин высшей школы, так и при прохождении практики, а также в непосредственной практической деятельности выпускника вуза для эффективной адаптации и успешного карьерного роста.Во-вторых, осуществление обучения в реальной практике взаимодействия (как в мини-проектах,так и в рамках участия в открытых мероприятиях) позволяет успешно закреплять и углублять знания, полученные на лекционных занятиях.