Полный текст статьи
Печать

Под эмоциями понимаются специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека. Эмоции являются основой развития чувств. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей, а чувства – социальных потребностей личности [9;10].

По В.К. Вилюнасу, эмоции – субъективный носитель мотивации поведения, они являются механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития [3]. Эмоции прокладывают путь для других психических процессов, в частности, для процессов познавательных. Именно эмоции осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерения и рассудочной способности... являются первой формой понимания [1]. Эмоции характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье – грусть, радость – печаль; счастье – горе и т.д. Структура эмоции включает в себя три основных компонента: 1) физиологический – представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные); 2) психологический – собственно переживание (радость, горе, страх); 3) поведенческий – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба). Базовыми эмоциями человека по К. Изарду являются: положительные – интерес, радость; нейтральные – удивление; отрицательные – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина [6].

В дошкольном возрасте развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [8]. Имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.

Отметим особенности и периодизацию эмоционального развития младших дошкольников. В младенчестве – эмоционально-аффективные реакции, выполняющие сигнальную функцию; в раннем возрасте – сиюминутно возникающие эмоциональные переживания, дифференция, обогащение переживаний; кратковременность, непосредственность, лабильность, интенсивность эмоциональных состояний; в возрасте 23-х лет проявление эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка, с деятельностью, появляются социальные эмоции – сопереживание чужому горю, эмоция смущения, стыд, гордость, вина, появляются социальные формы гнева – ревность и зависть, радость как выражение базовой эмоции удовольствия.

С.Л. Рубинштейн выделял три уровня эмоциональных переживаний. Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувственности (физические чувствования удовольствия и неудовольствия).  Второй уровень – предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Эти чувства подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные (любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение поступком и др.). Третий уровень – обобщенные чувства (иронии, возвышенного, трагического), выражающие мировоззренческие установки личности. Фактически в своей классификации Рубинштейн дает картину развития эмоций, закладывая в ее основу первичные органические чувства удовольствия – неудовольствия. Для нормального развития ребенка важно постепенно тренировать эмоциональные переживания [11].

В психологии выделяются три способа появления новой эмоции: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредование, эмоциональное обуславливание.

Механизм эмоционального заражения связан с тем, что новая эмоция присваивается от другого объекта. Ребенок после однократного предъявления присваивает продемонстрированную ему эмоцию, в том случае, если она затронула его эмоциональную сферу.

Эмоциональное опосредование связано с формированием эмоционального отношения к нейтральному предмету через его ассоциирование с эмоционально значимым. Механизм эмоционального опосредования связан с необходимостью повторения ситуации, в которой происходит ассоциирование, поэтому он требует большого количества времени. Ребенок скорее присвоит не очень яркую эмоцию от значимого для него взрослого (матери, отца и др.), чем более интенсивную от незнакомого взрослого или сверстника.

Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Особую роль при эмоциональном обуславливании имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. Это игра, восприятие произведений искусства, музыки, литературы, театра, кино. Идентификация с ролевыми образцами в игре, переживаниями персонажей и автора в воспринимаемых произведениях расширяет эмоциональный опыт субъекта. Поэтому при формировании эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой, театрализованной и музыкально-эстетической деятельности [7].

Ритм – это универсальное свойство живых систем. Процессы роста и развития организма имеют ритмический характер.  С понятием «ритма» связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность [5].

Анализ литературных источников позволил выявить и структурировать следующие средства ритмизации деятельности младших дошкольников, оказывающие влияние на их эмоциональное развитие:

1) различные виды ритмизированных жанров устного народного творчества - колыбельные песни, пестушки, попевки, кумулятивные сказки;

2) ритмы музыкальных произведений как соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности – вальс, марш и т.д.

3) ритмы природы и жизненные ритмы (биоритмы) – суточные, месячные, годовые.

По первому параметру установлено, что:

1) колыбельная песня – песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка сопровождается мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм;

2) пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, носить на руках) – короткий стихотворный напев матерей, которым они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и Природы – это залог эмоционального и физиологического благополучия малыша, имеют ритмическую организацию и характерную «воркующую» мелодику;

3) потешка песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка, помогают привить ребёнку навыки гигиены, режима,  порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу; 4) кумулятивная сказка (цепочная сказка) – сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета, основаны на повторах, рифме и ритме, способствуют развитию речи детей, начинающих говорить, являются первыми сказками для детей.

По второму параметру установлено, что специально подобранная музыка и организация движений с помощью музыкального ритма позволяет:

1) дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка;

2) повышать уровень иммунно-биологических процессов в организме, что приводит к снижению его заболеваемости;

3) устанавливать равновесие в деятельности нервной системы ребенка - умерять слишком возбужденные темпераменты и растормаживать заторможенных детей;

4) регулировать неправильные и лишние движения;

5) снимать психо - эмоциональное напряжение.

Следовательно при помощи музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизического состояния организма ребенка и рождает ощущение здоровья и счастья в момент движения, игры.

Выявлено соответствие известных ритмов 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 ритмам жизненных процессов человека, что оказывает как прямое воздействие на все функции в теле человека, так и через воздействие на эмоции, чувства, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов, происходящих ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.

Установлено, что:

1) существует система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом, педагогом Э. Жако Далькрозом;

2) исследования французского врача-отоларинголога Томатиса показали, что дети, слушающие музыку Моцарта до трех лет, имеют хорошее мышление в будущем («эффект Моцарта»), музыкальные произведения Вивальди оказывают особенное воздействие на развитие детских эмоций и фантазий, композиции Баха ускоряют процесс получения знаний;

3) в нашей стране система музыкально-ритмического воспитания дошкольников, способствующая формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер, разработана М.А. Румер, Е.В. Коноровой, В.А. Гринер, а также Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, М.Л. Паланддишвили, А.Н. Зиминой.

По третьему параметру, нами выявлено, что:

1) развивается наука – биоритмология, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы;

2) существует теория «трех биоритмов», её авторы – Герман Свобода, Вильгельм Флисс, Фридрих Тельчер, открывшие эмоциональный, физический, интеллектуальный биоритмы [2;4].

3) интенсивность большинства физиологических процессов и чувствительность органов чувств на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время;

4) биоритмы подразделяются на физиологические и экологические; физиологические ритмы имеют периоды от долей секунды до нескольких минут – ритмы давления, биения сердца и артериального давления; экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды – суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы физиологических процессов, чередование максимумов и минимумов солнечной активности; экологические ритмы служат организму как «биологические часы»;

5) в процессе воспитания детей дошкольного возраста необходимо осуществлять организацию режима с учетом их суточной активности, что поможет снизить уровень эмоционального напряжения и физиологических затрат организма.

Назовём диагностические методики для выявления эмоционального развития детей дошкольного возраста: 1) Диагностика эмоционального развития «Язык эмоций» Л.П. Стрелкова; 2) Диагностика с помощью музыкально-дидактических игр – игра «Ритмические кубики»; 3) Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова); 4). Цветовой тест (М. Люшер).