Полный текст статьи
Печать

Реальность нынешнего времени такова, что многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), осознают важность и необходимость дошкольного образования. Каждый год в нашу дошкольную организацию МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230» поступают дети с особенностями развития. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. Сегодня в нашей дошкольной образовательной организации насчитывается 117 детей с ОВЗ (23% всего списочного состава), из них около 3% составляют дети с инвалидностью.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обеспечивают права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, в том числе детей с ОВЗ [2]. Создание нормативно-правовой базы важный и необходимый шаг в организации инклюзивного образования, однако не достаточный.

На наш взгляд, именно перед дошкольной организацией встает ряд задач, решение которых позволит удовлетворить субъективные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья [3]. Так как, по нашему мнению, инклюзия на уровне дошкольного уровня образования наиболее перспективна и менее противоречива, поскольку ориентирована на цели развития ребёнка.

Мы полагаем, что основой организации инклюзивного образования в детском саду являются:

1)           разработка и реализация индивидуальных маршрутов, что создаст условия для обеспечения равных возможностей для полноценного развития ребёнка в период дошкольного детства независимо от физических и (или) психологических недостатков в развитии детей (в том числе детей-инвалидов);

2)           реализация многообразных моделей инклюзии позволит создать условия получения образования, удовлетворяющие индивидуальные потребности всех детей, в том числе с ОВЗ.

Для проверки данного предположения мы разработали проект «Индивидуальные инклюзивные маршруты для детей с ОВЗ как фактор обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольной образовательной организации».

Цель проекта: выработать механизм формирования индивидуальных маршрутов для включения детей с ОВЗ в единый образовательный процесс дошкольной образовательной организации; апробировать разнообразные модели инклюзивного дошкольного образования.

Исходя из плана реализации инновационного проекта в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230» была проведена следующая работа.

Была разработана нормативная база, которая включает в себя ряд документов:

-                   положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ;

-                   положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);

-                   положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор о сотрудничестве с ППМС-центром «Детство» г. Краснодара и с ресурсными центрами – специальными (коррекционными) образовательными учреждениями;

-                   договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ;

-                   положение о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;

-                   положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы;

-                   должностные инструкции, определяющие обязанности работников образовательной организации, работающих с детьми с ОВЗ;

-                   правила внутреннего распорядка;

-                   положение о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава.

Согласно положению о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава, повышение профессиональной подготовки педагоги детского сада осуществляли, используя различные формы: самообразование, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, проектную деятельность, вебинары, участие в конференциях и форумах.

Результатом проведения мероприятий стало повышения уровня профессиональной квалификации, актуализации проектно-ориентированной деятельности, развития педагогических компетенций педагогического состава детского сада. Деятельность педагогического состава по работе с детьми с ОВЗ активизировалась и приобрела творческий характер. Самое главное – деятельность педагогического коллектива по реализации образовательной деятельности детей с ОВЗ приобрело системный и научно обоснованный характер.

Одной из задач реализации проекта стала разработка механизма формирования индивидуального образовательного маршрута. В рамках данной работы возникла необходимость проектирования различных организационных форм инклюзии детей с ОВЗ.

Координации деятельности педагогического коллектива ДОО  по включению детей с ОВЗ в образовательный (воспитательный) процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОО - координатора по инклюзии - это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим или психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку  в области инклюзивного образования. Обязанности координатора выполняет старший воспитатель. Основная цель работы координатора - обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования. В обязанности координатора по инклюзии входит:

-      взаимодействие с ПМПК для получения рекомендаций по определению образовательного маршрута и условий, необходимых для эффективного включения и успешной адаптации ребенка в ДОО;

-      организация подготовки персонала инклюзивной группы к приходу ребенка с ОВЗ - проведение беседы об особенностях его развития, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;

-      организация подготовки родителей детей к приходу в группу ребенка с ОВЗ - проведение бесед на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детско-родительских мероприятий с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

-      организация методической помощи специалистам по адаптации каждого ребенка с ОВЗ и включению его во взаимодействие с другими детьми;

-      организация взаимодействия специалистов и воспитателей инклюзивных групп: еженедельные рабочие встречи с обсуждением результатов работы по каждому ребенку;

-      контроль за ведением документации по каждому ребенку специалистами ДОО, посещение занятий специалистов;

-      организация и контроль за проведением психолого-педагогической диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (2 раза в год);

-      организация работы ПМПк по обсуждению достижений каждого ребенка (3 раза в год - плановые консилиумы, а также по запросу родителей или педагогов);

-      организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со специалистами, консилиума с участием родителей - по запросу родителей или педагогов;

-      налаживание сотрудничества со специалистами других организаций, занимающихся с ребенком с ОВЗ, посещающим ДОО (ППМС-центр), организация совместных встреч, выработки единой стратегии коррекционно-развивающей работы;

-      организация    преемственности   инклюзивного   образования: помощь в выборе ОО при переходе ребенка на следующий уровень образования (из детского сада в школу), налаживание контактов с педагогическим коллективом ОО, в которое поступает ребенок с ОВЗ, помощь в его адаптации;

-      совместно с членами административной группы организация открытых занятий, мастер-классов, семинаров с целью повышения квалификации педагогического состава, семинаров и тренингов для родителей.

Таким образом, координатор по инклюзии создает необходимые условия совместной работы коллектива ДОО и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.

За текущий период реализации проекта нами апробированы две модели инклюзии детей с ОВЗ в образовательную среду детского сада. Правовой и методологической основой разработки моделей стали нормативные документы о правах детей с ОВЗ, организации их образования, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, исследования в области дефектологических знаний.

Модель 1предполагает включение одного-двух детей с ОВЗ в группу детей без ограничения в здоровье и реализация индивидуального подхода к обучению по стандартной программе на основе создания специальных условий рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией и/или индивидуальным планом реабилитации. Индивидуальный подход педагога предполагает:

- обстоятельное знакомство ребенка с образовательной средой;

- изучение индивидуальных особенностей ребенка и подходов работы с ним;

- персональное обращение и четкое инструктирование;

- индивидуальный темп, стиль взаимодействия и специальные задания;

- подключение помощников и посредников;

- сотрудничество со специалистами сопровождения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, тьютором);

- тесное взаимодействие с семьей и др.

Такой педагогический подход осуществим при условии методической обеспеченности и творческого поиска воспитателя, поддержки в педагогическом коллективе.

Ребенок получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

В нашем детском саду это дети с амблиопией, ахондроплазией и двухсторонней сенсоневральной тугоухостью.  Неукоснительным условием реализаций этой модели является регулярная психолого-педагогическая поддержка ребенка, которая отражается в его индивидуальном образовательном маршруте, согласованном с родителями воспитанника. Обязательным условием освоения этой модели является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Модель 2 – предполагает открытие специализированной группы компенсирующего обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной программе со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со сверстниками не имеющих таких ограничений. Численность группы – 15 детей. В нашем детском саду это были дети с общим недоразвитием речи I-II уровня и дети с задержкой психического развития. Разработка индивидуальных маршрутов в этом случае проводиться на основе адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ, учитывает его особенности, ресурсы и ограничения.

Апробируемая нами структура формирования индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута включает в себя четыре основных этапа. Первый этап – комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей. Второй этап включает в себя информирование родителей при составлении индивидуального образовательного маршрута. На третьем этапе специалисты ПМПк проводят психолого-педагогическую оценку динамики развития ребенка с ОВЗ. Четвертый этап включает в себя мониторинг образовательной и социальной адаптации всех детей группы компенсирующей направленности (инклюзивной группы) [1].

Условием освоения этой модели является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Основная задача ДОО в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных инклюзивных маршрутовна основе адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ на основе изучения его особенностей, ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов образования на более ранних этапах. В связи с этим, педагоги, работающие в специализированных группах, обеспечивают творческое отношение к процессу обучения ребенка, подстраивая под него общеобразовательную программу и принципы дошкольного обучения.

Промежуточные итоги реализации проекта позволяют констатировать, что создан механизм управления инновационной деятельностью в дошкольной организации; повысился уровень мотивации участия в проекте участников образовательного процесса; разработан механизм формирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ; возрос уровень профессионального мастерства педагогов.

Одной из основных проблем с которой мы столкнулись при организации инклюзивного образования является формальный подход в заключениях ПМПК об организации специальных образовательных условий. Этот факт ограничивает возможность в формировании индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

Дальнейшая работа полагает внесение изменений в Устав образовательной организации касающихся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. Для системной работы с родителями воспитанников с ОВЗ планируем открытие консультационного пункта. В рамках совершенствования системы формирования индивидуального маршрута апробировать разработанную нами методику составления плана образовательной деятельности в группах реализующих инклюзивную практику.